№ 2-2334/2011 решение по делу по иску Гречихина С.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Н.В.Полшковой

при секретаре О.С.Субботиной

с участием представителя истца Н.А.Елмановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гречихина С.А. к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Гречихин С.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем спорного жилого дома на основании договора социального найма. В настоящее время желает воспользоваться своим правом на приватизацию квартиры, однако в связи с реорганизацией наймодателя – ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» - вынужден обратиться в суд.

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 22.11.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, Гречихина М.С., Елманова Н.А., Макеева А.С., Макеев М.А.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д.61).

В судебном заседании представитель истца – Елманова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. При этом пояснила, что также была вселена в спорное помещение совместно с нанимателем, однако не желает принимать участие в приватизации.

Представители ответчиков – Министерства обороны РФ, ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны РФ – в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, уважительной причины неявки суду не представили.

Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя, принять решение исходя из представленных истцом доказательств в соответствии с нормами действующего законодательства (л.д. 43-44). Также не явились в судебное заседание представители Департамента имущественных отношений Минобороны РФ, администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От администрации МО Оренбургский район поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д.47).

В судебное заседание не явился и представитель третьего лица - администрации МО Первомайский поссовет, хотя о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От администрации МО Первомайский поссовет поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д. 46).

Третьи лица Макеев М.А., Макеева А.С., Гречихина М.С. также не явились в судебное заседание, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д.69, 77, 78).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п.1 и п.3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с п.1, пп.«и» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.

Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Распоряжением Министерства имущественных отношений № 6908-р от 09.12.2003 года «О закреплении имущества за Донгузской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России» жилой дом, в котором проживает истец, закреплен на праве оперативного управления за Донгузской КЭЧ района. Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления, произведена, - отсутствуют.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, в том числе на праве оперативного управления, наделено Министерство обороны РФ.

Оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации проводится регистрационным органом по месту жительства и возможно при наличии согласия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) при условии соблюдения требований Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.

Как установлено в судебном заседании, истец обращался в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность, однако получил ответ, что ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» не наделено полномочиями по передаче недвижимого имущества в собственность физическим лицам (л.д.93, 94).

В соответствии со ст.35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

По сообщению архивного отдела администрации МО Оренбургский район (л.д. 42) жилой дом № по ул. <адрес> в число служебных в настоящее время не включен.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес> установленном законом порядке не признано аварийным жильем, не находится в общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением.

Согласно выписке из реестра федерального имущества, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (л.д.72), спорный дом находится в федеральной собственности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит приватизации.

Договор социального найма в отношении спорного жилого помещения (л.д.7) заключен с Гречихиным С.А., совместно с которым в указанное помещение вселены Гречихина М.С., Елманова Н.А., Макеева А.С., Макеев М.А., которые согласны на приватизацию дома, однако от участия в приватизации отказались (л.д.97, 98, 99).

Гречихин С.А. зарегистрирован по месту жительства в спорном помещении, что подтверждается сообщением органа регистрационного учета - администрации МО Первомайский поссовет (л.д.79), адресной справкой (л.д.75).

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из сообщений ГУП «Облжилкомхоз» (л.д. 96), Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга (л.д. 51), МП Услуги МО Оренбургский район (л.д. 50), ГУП «ОЦИиОН» Оренбургской области (л.д. 62) следует, что сведения об участии Гречихина С.А. в приватизации отсутствуют.

Согласно сообщениям Управления Росреестра по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-68) право на спорное помещение, земельный участок под ним не зарегистрировано, права Гречихина С.А. на какое-либо жилое помещение не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что препятствия для приватизации отсутствуют.

Таким образом, право Гречихина С.А. на приватизацию спорного жилого помещения подтверждено совокупностью представленных суду доказательств.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13 октября 1997 г. N 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Таким образом, истец не может реализовать право на получение жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность по не зависящим от него причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Учитывая, что отказ истцу в приватизации жилого помещения приведет к нарушению его конституционных прав, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гречихина С.А. удовлетворить.

Признать за Гречихиным С.А. право собственности на жилое помещение – жилой дом литер АА1А2, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2011 года

Судья Н.В.Полшкова