№2-2398/2011г.-по иску прокурора Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, адм-ии МО Струковский сельсовет о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года г.Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи В.В. Зиновьева

при секретаре В.Г. Сайфутдиновой

с участием представителя истца А.Г.Васильева,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, администрации МО «Струковский сельсовет» о признании бездействия незаконным и принятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника на территории муниципального образования Струковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, администрации МО Струковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного на территории МО Струковский сельсовет, обязании Правительства Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, признании незаконным бездействия администрации МО Струковский сельсовет, выразившегося в непринятии мер к обращению в правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройство скотомогильника.

В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой Оренбургского района с привлечением специалиста ГУ «Оренбургское райветуправление» 01.06.2011 года проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации места, отведенного для захоронения биологических отходов – скотомогильника, ямы Беккари, расположенного на территории МО Струковский сельсовет.

В ходе проверки установлено, что скотомогильник, расположенный на расстоянии 1500 м. на север от здания амбулатории находящегося по адресу: с. Струково, ул. Школьная, 4 не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний опасных для жизни людей и животных, а именно: территория скотомогильника не ограждена глухим забором высотой не менее 2 м с выездными воротами, по периметру не окопана с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует навес, не имеется помещения для вскрытия трупов и содержания дезинфицирующих средств.

Выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.

Решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ осуществляемым за счет средств его бюджета

Указанные полномочия должным образом не исполняются Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии.

Вопрос о наличии скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца - помощник прокурора Оренбургского района Васильев А.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От Правительства Оренбургской области поступил отзыв.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков.

Согласно отзыву на исковое заявление Правительства Оренбургской области, Правительство Оренбургской области возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Оренбургского района по тем основаниями, что факт незаконного бездействия Правительства Оренбургской области не доказан. Бездействие Правительства может быть выражено в непринятии нормативного правового акта и невыделении средств из бюджета. 19.08.2011 года принято постановление Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы». Данной целевой Программой определены мероприятия по ремонту, строительству и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области, определен механизм реализации этих мероприятий.

30.09.2011 года Правительство Оренбургской области направило главе администрации Оренбургского района письмо об исполнении решений судов и участии муниципальных образований в областной целевой Программе. Согласно ответу главы района муниципальное образование приступило к разработке целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области».

До принятия муниципальных Программ невозможно определить размер софинансирования из бюджета области. Субсидии из областного бюджета будут строго целевыми, и только муниципальной программой будет определена судьба скотомогильника на территории Струковского сельсовета.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Согласно ст.ст.5, 6 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление таких мер является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской.

В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную организацию и руководителей организации, в ведении которых находятся указанные объекты.

Как следует из сообщения администрации МО Струковский сельсовет, скотомогильник, расположенный на территории МО Струковский сельсовет, на балансе администрации не состоит.

Таким образом, учитывая, что данный скотомогильник не находится на балансе администрации МО Струковский сельсовет, является бесхозяйным, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) лежит на Правительстве Оренбургской области.

В соответствии с п. 5.6, п. 5.8 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469, устанавливающим правила размещения и строительства скотомогильников, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Над ямой (биотермической) на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Согласно акту проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) МО Струковский сельсовет от 11.08.2011 года, составленного начальником управления ГУ «Оренбургское районное управление ветеринарии» ФИО6., а также докладной записке помощника прокурора Оренбургского района Васильева А.Г. от 12.08.2011 года, скотомогильник, расположенный расстоянии 1500 м. на север от здания амбулатории находящегося по адресу: с. Струково, ул. Школьная, 4 не соответствует указанным выше требованиям, а именно: территория скотомогильника не ограждена глухим забором высотой не менее 2 м с выездными воротами, по периметру не окопана с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует навес, не имеется помещения для вскрытия трупов и содержания дезинфицирующих средств. Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста начальника дез.отряда ГУ «Оренбургское райветуправление» ФИО4

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Оренбургского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного на расстоянии 1500 м. на север от здания амбулатории находящегося по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Струково, ул. Школьная, 4.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника, расположенного на расстоянии 1500 м. на север от здания амбулатории находящегося по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с. Струково, ул. Школьная, 4.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Струковский сельсовет» Оренбургского района, выразившегося в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройство скотомогильника.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2011 года.

Председательствующий:

Судья В.В. Зиновьев