№2-2134/11 по иску прокурора Оренбургского района к МУЗ `ЦРБ Оренбурсгкого района` о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятствованного доступа



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 ноября 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Витюковой Л.А.,

при секретаре Ерошенко А.М.,

с участием старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмовой А.В., представителя ответчика МУЗ «ЦРБ» Кожемяк А.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «ЦРБ» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Оренбургского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», в части обеспечения права инвалидов на доступное пользование автомобильным транспортом, в ходе которой установлено, что МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» допущено нарушение вышеуказанного закона. В соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и иным учреждениям). На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. В соответствии с приложением №1 к Правилам дорожного движения РФ, (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004) на стоянке автотранспорта должен быть информационный знак «Место стоянки» и знаки дополнительной информации (таблички) «Инвалиды», «Зона действия».

В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению.

Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В ходе проведенной проверки установлено, что здание врачебной амбулатории по <адрес> <адрес>, расположено на территории МО Пригородного сельсовета, принадлежит на праве оперативного управления МУЗ «ЦРБ Оренбургского района».

На стоянке у здания врачебной амбулатории по <адрес>, не имеется мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Отсутствуют соответствующие знаки и таблицы.

Указанными нарушениями федерального законодательства создаются препятствия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в частности к врачебной амбулатории по <адрес>.

В соответствие с требованиями ст. ст. 36, 46 ФЗ «О техническом регулировании», ст. ст. 4,8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 6-8 ФЗ № 191-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов, СНиПов являются обязательствами к применению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Настоящий иск подается прокурором в интересах прав инвалидов, вытекающих из социальных правоотношений, регламентирующих обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в интересах неопределенного круга лиц, поскольку число инвалидов постоянно меняется.

Просит суд обязать МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» произвести необходимые действия по предоставлению беспрепятственного доступа инвалидам а именно обеспечить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянке, расположенной вдоль ограждения врачебной амбулатории <адрес>, оборудовав их соответствующими информационными знаками.

Старший помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмова А.В. судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по доводам и основаниям в нем изложенным, просила их удовлетворить.

На судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Врачебной амбулатории, извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.

В представленном суду отзыве представитель ответчика МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» Кожемяк А.Ф., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ указал, что МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» не согласно с иском прокурора Оренбургского района Оренбургской области. Поскольку в соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Расстановка дорожных знаков и дорожной разметки должна осуществляться на основании дислокации, утвержденной органами ГИБДД соответствующего муниципального образования. В настоящий момент такой дислокации нет. Таким образом, считает, что установка дорожных знаков 6.4. «Место стоянки» и знаков дополнительной информации (таблички) 8.2.1. «Зона действия» и 8.17 «Инвалиды» не входит в компетенцию МУЗ «ЦРБ Оренбургского района». МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» является бюджетным учреждением, в связи с чем его деятельность регламентируется БК РФ. Исходя из содержания БК РФ, МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» является получателем бюджетных средств. Согласно ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Согласно ч. 5 ст. 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В настоящее время уже принят бюджет муниципального образования Оренбургский район на ДД.ММ.ГГГГ год, в котором соответствующих статей расходов нет. Таким образом, МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» при незапланированных расходах вправе использовать только собственные денежные средства, полученные от предпринимательской и иной не запрещенной законом и уставом организации деятельности в отношении МУЗ 2ЦРБ Оренбургского района» Прокурором Оренбургского района подано шесть исковых заявлений, содержащих аналогичные требования, а также требования о сооружении пандусов и поручней на наружных лестницах. С учетом этого. В настоящий момент средств. Полученных от такой деятельности недостаточно для удовлетворения всех требований. Все доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступление которых, ожидается на лицевой счет МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» до ДД.ММ.ГГГГ года, будут направлены на исполнение обязательств по заключенным на ДД.ММ.ГГГГ год контактам и договорам в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Поступление свободных от обязательств доходов до ДД.ММ.ГГГГ года не предвидится. Кроме того, МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» имеет обязательства под ежемесячный доход, а именно: заработная плата и страховые взносы работников платных отделений, ежемесячные обязательства по заключенным договорам для бесперебойной работы предпринимательской деятельности больницы. Данные обязательства носят публичный характер и не могут быть отмечены.

Представитель ответчика МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» Кожемяк А.Ф., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области по основаниям и доводам изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что у МУЗ «ЦРБ Оренбургского района» не имеется денежных средств на данные нужды.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля 2011 г.) Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и иным учреждениям).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. В соответствии с приложением №1 к Правилам дорожного движения РФ (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004) на стоянке автотранспорта должен быть информационный знак «Место стоянки» и знаки дополнительной информации (таблички) «Инвалиды», «Зона действия».

В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению.

Согласно протоколу осмотра территорий от 13.09.2011 года инспектора ГИАЗ ОМВД России по Оренбургскому району ст. лейтенанта милиции Синицыной Н.А., на участке <адрес>, на котором расположена врачебная амбулатория п. Пригородный, места для стоянки автотранспортных средств инвалидов отсутствуют, таблички о том, что имеется стоянка для т/с инвалидов отсутствуют, какая-либо разметка стоянки т/с отсутствует, имеется асфальтовая площадка перед входом в здание.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание медпункта, назначение нежилое, 2-жтажное (подземных этажей -1), общей площадью 640, 9 кв.м. № П-522, литер Е адрес объекта: <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления МУЗ «ЦРБ Оренбургского района».

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено и не оспаривается представителем ответчика тот факт, что стоянка у здания врачебной амбулатории п. Пригородный Оренбургского района не обеспечена местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, а именно не оборудована соответствующими информационными знаками. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что установка дорожных знаков и знаком дополнительной информации (таблички) не входит в компетенцию МУЗ «ЦРБ Оренбургского района», поскольку обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры федеральным законодательством возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм. Кроме того, суд не может признать обоснованными доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств у ответчика для обеспечения парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, поскольку они не подтверждены соответствующими доказательствами, и не могут служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по созданию указанных выше условий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Оренбургского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «ЦРБ Оренбургского района», являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «ЦРБ» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа, - удовлетворить.

Обязать МУЗ «ЦРБ произвести необходимые действия по предоставлению беспрепятственного доступа инвалидам, а именно обеспечить не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянке, расположенной вдоль ограждения врачебной амбулатории <адрес>, оборудовав их соответствующими информационными знаками.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 08.11.2011 года.

Судья Л.А. Витюкова