2-2498/11 по заявлению Соплина В.А. о признании незаконными бездействий администрации МО `город Троицк Московской области, главы города Троицка Московской области



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Имамовой Р.А.

при секретаре Ольховик Е.А.,

с участием представителя заявителя ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными бездействий администрации <адрес> области, главы <адрес> области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что он состоит с ДД.ММ.ГГГГ года в очереди на улучшение жилищных условий в <адрес> <адрес> по категории граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель подал главе <адрес> области заявление от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 342 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Заявитель указывает, что по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение, утвержденное Постановлением администрации <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ , которым ему отказано во включении в список граждан.

Постановление заявителем было обжаловано в Оренбургский районный суд <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Оренбургским районным судом <адрес> вынесено решение по гражданскому делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации <адрес> области об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, которым постановление в отношении ФИО1 признано незаконным. Решение вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в адрес главы г<адрес> <адрес> с заявлением о включении его и членов его семьи в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями.

ФИО1 указывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его заявление не рассмотрено, решение уполномоченным органом местного самоуправления не принято и не утверждено муниципальным правовым актом.

Обращаясь в суд, ФИО1 просит:

- признать бездействие администрации <адрес> области в рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о включении ФИО1 в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств Федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 342 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» незаконным;

- обязать администрацию <адрес> области рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о включении ФИО1 в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», и принять по нему решение;

- обязать главу <адрес> области на основании решения администрации <адрес> области по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ издать соответствующий акт.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель – ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержали заявление по изложенным в нем доводам, просили удовлетворить.

Представители администрации МО <адрес> области и глава администрации г. <адрес> на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном суду отзыве просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Из п. 1 ст. 23 Закона «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ РФ № 342 от 08.12.2010 года «О внесении изменений в ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта2.1 статьи15, абзаце третьем пункта3.1 статьи24 Федерального закона от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В силу п. 2 ст. 3 ФЗ РФ № 342 от 08.12.2010 года порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Московской области № 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей» (принят Постановлением Московской областной Думы от 17.03.2011 года № 3/149-П) жилые помещения на территории Московской области в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам, которые:

1) приняты уполномоченными органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ;

2) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченных органах местного самоуправления;

3) представили в уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документы, перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (далее — уполномоченный орган), подтверждающие статус гражданина;

4) избрали форму обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом и письменно известили об этом уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 22 марта 2011 года № 208/8 «Об организации работы по реализации передаваемых Московской области полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан» установлено, что Министерство строительного комплекса Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять следующие мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона (далее – граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом).

Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09.02.2011 года № 70 «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» утвержден порядок формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

Согласно п. 5 Порядка в целях обеспечения жилыми помещениями гражданин подает в уполномоченный орган в сроки, установленные Министерством строительного комплекса Московской области (далее – Министерство), заявление (лично, ценным письмом с описью вложения или бандеролью) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому прикладываются следующие документы:

8) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения форме согласно приложению (в 2 экземплярах) в случаях:

а) когда гражданином, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

б) когда гражданином и членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющего обременений в муниципальную собственность.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию г. <адрес> <адрес> с заявлением о включении его в список граждан, изъявивших желание в обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено уведомление , об отказе во включении его в список граждан изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, на основании постановления администрации г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого ФИО1 отказано во включении в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ № 342-ФЗ, на основании документов, рассмотренных на жилищной комиссии, в соответствии со ст. 3 п. 2 п.п. 3 Закона <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ст. 10 п.2 Порядка формирования органами местного самоуправления <адрес> <адрес> списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ № 342-ФЗ (основанием для отказа во включении в список граждан являются, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 5 вышеуказанного порядка), утвержденным Распоряжением Министерства строительного комплекса ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Оренбургского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное постановление администрации <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в администрацию г. <адрес> с заявлением о включении его в список.

Судом установлено, что на день рассмотрения дела в суде заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ остаются нерассмотренными по существу, поскольку ранее принятое постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено, а повторно вопрос о включении ФИО1 в список граждан, изъявивших желание в обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан не рассматривался.

Администрацией г. <адрес> были представлены письма на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), поскольку нормативными актами предусмотрен иной порядок рассмотрения вопроса о включении граждан в список.

В соответствии с п. 1 Порядка формирования органами местного самоуправления <адрес> списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, формирование списка граждан осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на основании муниципального правового акта соответствующего муниципального образования на реализацию полномочий по обеспечению граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в муниципальном образовании.

В соответствии со ст. 19, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Распоряжением Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением администрации г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования администрацией <адрес> области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» муниципальное образование <адрес> уполномочено на реализацию полномочий по обеспечению граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями.

В силу ст. 2, 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) - муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно п. 3, 4, 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеназванных норм, решение о включении гражданина в список граждан, изъявивших желание на получение жилья, либо об отказе во включении в список, должно быть оформлено в виде муниципального правового акта – постановления, соответственно письменные ответы, направленные в адрес ФИО1 не могут расцениваться как надлежащее рассмотрение его заявления.

Кроме того, в тексте указанных писем отсутствуют сведения о соблюдении процедуры рассмотрения заявлений ФИО1.

Пунктом 8 Порядка установлено, что по результатам проверки каждого учетного дела на основании информации, содержащейся в документах, уполномоченным органом составляется заключение; заключение подписывается руководителем уполномоченного органа и заверяется печатью уполномоченного органа (при ее наличии); заключение составляется в двух экземплярах, один из которых находится в учетном деле гражданина, а второй представляется в общественную жилищную комиссию. Согласно пункту 12 Порядка в заключении указывается предложение уполномоченного органа по результатам проверки документов, находящихся в учетном деле гражданина о включении его в список граждан или об отказе его в список граждан.

Согласно п. 11 Порядка решение органа местного самоуправления о включении в список граждан или об отказе во включении в список граждан принимается с учетом выводов и предложений уполномоченного органа, изложенных в заключении и решения комиссии. Указанное решение утверждается муниципальным правовым актом соответствующего муниципального образования. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе во включении в список граждан или о включении в список граждан направляет гражданину выписку из решения органа местного самоуправления по указанному им адресу.

При таких обстоятельствах, суд находит требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 195-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить:

- признать бездействие администрации <адрес> области в рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о включении ФИО1 в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств Федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» незаконным;

- обязать администрацию <адрес> области и главу администрации <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о включении ФИО1 в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», и принять по нему решение.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Р.А.Имамова

Мотивированное решение изготовлено: 26.12.2011 года