2-2161/2011 ПО ИСКУ Лебедевой Елены Александровны к Министерству Обороны Российской Федерации о признании действия (бездействия) ответчика незаконными, отселении истца, обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Юнусова Д.И.,

при секретаре Веретиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании действия (бездействия) ответчика незаконными, отселении истца, обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указала, что является инвалидом первой группы бессрочно, по заболеванию центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, и нарушением функции тазовых органов, для передвижения использует кресло- коляску. Так как она проживает с 1999 г. с сыном ФИО3 1988 года рождения, который осуществляет попечительство в виде патронажа и получает компенсацию по уходу в размере 1380-00 рублей в жилом помещении многоквартирного дома принадлежащего собственнику ответчику Министерство Обороны РФ, которое находится на третьем этаже, то она обратилась в прокуратуру для защиты моих прав, чтобы решить вопрос- выхода и беспрепятственного доступа к жилому помещению истцу инвалиду- колясочнику.

Исковые требования по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к <данные изъяты> о понуждении к исполнению обязанности по обустройству приспособлениями, позволяющими инвалиду-колясочнику выходить из жилого помещения, - оставлены без удовлетворения.

Так как жилое помещение реконструкции не подлежит для беспрепятственного выхода истца инвалида, она обратилась с заявлением в орган местного самоуправления, а именно oт ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО <данные изъяты> поссовет для оказания помощи в создании комиссии на предмет непригодного проживания истца.

Администрация МО <данные изъяты> поссовет, письменно от ДД.ММ.ГГГГ обратились к собственнику жилого помещения ответчику МО РФ, но ответ не последовал.

Также, она лично ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте обратилась с заявлением к ответчику МО РФ, как к собственнику жилого помещения, в соответствии с требованием пунктов 7 и 54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, создать в установленном порядке комиссию, ответ от ответчика не получен.

Администрация МО <данные изъяты> поссовет, сами в виде выписки из протокола выдали ей заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она нуждается во внеочередном предоставлении жилого помещения. Так как ответчик МО РФ уклоняется oт обязательств, то в своих требованиях к ответчику о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в количестве трех изолированных жилых комнат, с общей площадью жилья 66.09 кв.м, вне очереди, она исходит из следующих правовых норм, а именно:

1. В соответствии ст. 61 ГПК РФ «Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании», в решении Оренбургского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, прописаны правовые положения ответчика МО РФ в отношении истца, а именно: «Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Согласно пункту 1 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Как прямо предусмотрено пунктом 7 вышеназванного Положения, к полномочиям Министерства обороны РФ относится деятельность по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43), а так же по осуществлению управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России (подпункт 68). При этом, согласно пункту 9 раздела III Положения, Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации.

Анализ приведенных норм позволяет придти к выводу, что на Министерство обороны РФ как на федеральный орган исполнительной власти, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, возложена обязанность по обеспечению мер для соблюдения прав инвалидов».

Согласно решению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заболевание истца, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12. 2004 г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую помощь» от ДД.ММ.ГГГГ N 817 (пункт 8), входит в данный перечень. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазобедренных органов) ответчик МО РФ обязан предоставить дополнительную жилую площадь истцу.

Ответчик МО РФ обязан как распорядитель жилищного фонда, представить жилое помещение в соответствии с правилами СНиП 3ДД.ММ.ГГГГ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для истца инвалида- колясочника во внеочередном порядке согласно ч. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как жилое помещение не подлежит реконструкции, где суд отказал в реконструкции наружного подъемника, в решении Оренбургского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилое помещение для семьи истца не соответствует нормам вышеуказанных правил и закона для проживания. Просила признать действия (бездействие) ответчика МО РФ, зa уклонение в признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии п. 7, п. 54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, за уклонения решения о необходимости выселения из непригодного жилого помещения семьи истца с предоставлением другого жилья в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и правилами СНиП 3ДД.ММ.ГГГГ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с правом на дополнительную жилую помощь – незаконными, вынести решение об отселении семьи истца из непригодных для проживания занимаемых отдельных жилых помещений, и обязать ответчика собственника жилья Министерство обороны РФ предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с количеством трех изолированных комнат с общей площадью жилья 66.09 кв.м, вне очереди, с учетом следующих норм:-с учетом норм, указанных в правилах СНиП 3ДД.ММ.ГГГГ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» кв.м, не жилой площади, с учетом учетной нормы жилого помещения на одного человека по <адрес> 14 кв.м., с учетом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12. 2004 г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую помощь» от ДД.ММ.ГГГГ N 817 (п. 8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов....). расчет: Общая жилая площадь равна 42 кв.м., нежилые помещения - кухня 9 кв.м, санузел 4.84 кв.м, кладовая 4кв.м., прихожая 6,25 кв.м. итого: общая площадь 66.09 кв.м.;

Просила также обязать ответчика МО РФ исполнить решение суда в установленные действующим законодательством сроки - два месяца, освободить истца инвалида 1 группы от государственной пошлины на основании п.п. 2 и. 2 ст. 333.36 ПК РФ.

В судебное заседание не явились стороны, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно решения Оренбургского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по иску ФИО1 к администрации МО <адрес>, администрации МО <данные изъяты> поссовет <адрес> о признании и бездействия незаконным, исковые требования оставлены без удовлетворения.

Судом было установлено, что на третьем этаже <адрес> в <адрес> в <адрес> по договору социального найма проживает и зарегистрирована инвали<адрес>-ой группы ФИО1, инвалидность установлена бессрочно.

Согласно выписки из реестра федерального имущества данный объект недвижимости является собственностью Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что ФИО1. было отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения в связи с выселением ее из непригодного для проживания жилья, ветхого, аварийного, не подлежащего реконструкции, в том числе не представлено решение соответствующего органа о ее выселении, решение соответствующих органов о признании жилья ветхим, аварийным, не подлежащим реконструкции, о необходимости выселения истца в связи с проведением капитального ремонта.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ вышеуказанное решение Оренбургского районного суда <адрес>, имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного спора.

Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает ФИО1 является собственностью РФ.

ФИО1 обратилась с заявлением в <данные изъяты> о создании и направлении межведомственной комиссии для признания жилого помещения в котором она проживает, непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции. Заявление направлено адресату посредством электронной почты и зарегистрировано получателем по<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Частью второй статьи 34 вышеприведенного Закона предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации статьи 15 Жилищного кодекса РФ приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с указанным Положением, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 7 Положения установлено, что федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Частью 3 данной статьи установлен порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п.5 Постановление, жилым помещением признается жилой дом, квартира, комната. Пункт 6 этого Положения определяет, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 7 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым (нежилым) помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а так же порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

П. 43 Положения установлено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Из п. 44 Положения следует, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с п. 45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Пунктом 46 Положения установлено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно п. 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с п. 51 Положения, комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.

Из содержания Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-П по жалобе гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы другое жилье предоставлялось вне очереди. По смыслу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит», а также, что проживающие в нем лица подлежат выселению (ст.87 ЖК РФ).

Согласно «Положению о Министерстве Обороны Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст.255 ГПК РФ и ст.6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действие (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 обратилась с заявлением, в Министерство Обороны о создании межведомственной комиссии для обследования жилого помещения и признания его не пригодным (пригодным) для проживания и не подлежащим реконструкции. Заявление было зарегистрировано получателем надлежащим образом, однако данное обращение не было разрешено органом государственной власти по существу в установленное законом сроки, ответ не направлен истцу. Бездействием органа государственной власти по разрешению обращения ФИО1 по существу поставленных вопросов, нарушаются ее жилищные права, гарантированные действующим законодательством.

Представителем ответчика не представлено доказательств, разрешения обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по существу поставленных вопросов и направления ей ответа на обращение.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В силу действующего законодательства граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу вышеназванных норм закона на основании заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания соответствующий орган принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует и установлено в судебных заседаниях, что решения о признании помещения, расположенного по адресу: <адрес> не пригодным для проживания, аварийным, ветхим и не подлежащим реконструкции, уполномоченной комиссией не принималось.

В то же время в материалах дела имеется технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из которого следует, что дом введен в эксплуатацию в 1936 году, капитального ремонта до настоящего время в нем не проводилось.

Решением Оренбургского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО5 об обязании <данные изъяты> провести капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, а так же об обзании <данные изъяты> провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устройств, находящихся в жилых помещениях и предназначенных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Решениями Оренбургского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу, установлено, что техническое состояние жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, согласно нормативной литературе оценивается как ветхое, аварийное, требуется срочное принятие мер, так как возможна полная утрата работоспособности, отказ конструкций или элементов. Эксплуатация здания должна быть прекращена для производства капитального ремонта. Для обеспечения нормальной эксплуатации необходим капитальный ремонт (реконструкция) здания в целом (как отдельных квартир, так и мест общего пользования) с восстановлением или частичной заменой фундаментов и стен с полной или близкой к полной заменой фундаментов и стен, с полной или близкой к полной заменой перекрытий, перегородок, крыши, с полной заменой полов, оконных и дверных заполнений, санитарно-технических систем и оборудования, отмостки, лестниц, производством отделочных работ.

Однако, данные обстоятельства не могут являться основанием для признания жилого помещения, в котором проживает истец, не пригодным для проживания, аварийным, ветхим и не подлежащим реконструкции, поскольку не соответствуют требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к заключениям о признании помещений жилыми (нежилыми), аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований ФИО1

Действующим жилищным законодательством так же не предусмотрено предоставление во внеочередном порядке жилого помещения гражданам, поскольку жилое помещение, в котором они проживают, не соответствуют СНиП 3ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела установлено, что истец имеет заболевание, входящее в перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п.8), дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Согласно Конституции РФ ( ч.3 ст.40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения личности (преамбула; статья2; часть 1 статьи 21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечение нормальных жилищных условий гражданам, нуждающимся в жилище и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случав признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, в том числе, нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе7 (статьи49-59) Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 в установленном законом порядке обратилась в <данные изъяты> с заявлением о создании и направлении межведомственной комиссии для оценки жилого помещения жилищного фонда РФ и признания, либо не признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции, однако обращение в установленные законом сроки разрешено не было, в связи с чем исковые требования в части признания незаконным бездействия <данные изъяты> за уклонение от разрешения обращения о признании жилого помещения непригодным для проживания и принятия решения о необходимости выселения из непригодного жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что признание жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, однако истцом исковые требования о создании межведомственной комиссии, обследовании жилого помещения и признании его непригодным для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в суд не предъявлены.

Вместе с тем в суде установлено, что заключение межведомственной комиссии по отнесению жилого помещения <адрес> к непригодному для проживания либо аварийному или признания дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, то есть у <данные изъяты> в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не возникла обязанность предоставить истице жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Никаких других доказательств того, что ФИО1 жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком вне очереди, истицей не представлено. Поскольку истцом не представлено доказательств того, что уполномоченным органом государственной власти, в установленном законом порядке принято решение о признании жилого помещения в котором она проживает непригодным для проживания либо аварийным или признании дома аварийным и подлежащим сносу, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца об отселении ее семьи из жилого помещения и обязании <данные изъяты> предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

При обращении с иском в суд истец в силу ст. 393 ТК РФ освобождалась от уплаты государственной пошлины.

По смыслу ст.103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежат взысканию в доход государства государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, отселении из жилого помещении и обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди- удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие <данные изъяты> выраженное в уклонении от разрешения по существу обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о создании и направлении межведомственной комиссии для признания жилого помещения непригодным для проживания, и не подлежащим реконструкции.

Обязать <данные изъяты> направить ФИО1 ответ по существу поставленных в заявлении от 30.09. 2011 года вопросов.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с <данные изъяты> в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.11г.

Судья Юнусов Д.И.