Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 01 июля 2011 года г. Оренбург Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области Полшкова Н.В., при секретаре О.С.Субботиной с участием лица, подавшего жалобу, В.А.Волчкова, представителей Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области В.А.Гапон, А.А.Горяинова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волчкова В.А. на постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, по которым он был привлечен к административной ответственности соответственно : по ст. 8.2 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, по ст. 6.5 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, по ст. 6.3 КоАП назначено наказание в виде предупреждения, У С Т А Н О В И Л : Указанными выше постановлениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Волчков В.А., как должностное лицо – директор МП ЖКХ «Нежинка» МО Нежинский сельсовет Оренбургского района - был привлечен к административной ответственности с назначением административных наказаний по каждому составу правонарушений. Волчков В.А. подал жалобу на указанные постановления Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области. В качестве доводов жалобы указал, что Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении МП ЖКХ «Нежинка» была проведена только одна проверка, в результате которой были выявлены указанные в постановлениях нарушения. В связи с чем, Волчков В.А. полагает, что к нему должно быть применено только одно административное наказание в соответствии с п.2 ст. 4.4 КоАП РФ. Также не согласен с назначением ему наказания по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ. Ему в вину поставлено то, что водозаборные скважины №№ № находятся вблизи жилых домов. При этом скважины были возведены еще до строительства указанных жилых домов. По его мнению, ответственность за данное нарушение должны нести лица, выдавшие разрешение на строительство указанных жилых домов. Ограждение водозаборных скважин сделать невозможно, т.к. на расстоянии 15 метров от данных скважин расположены жилые дома. Также не согласен с назначением ему наказания за непрохождение периодических медицинских осмотров работниками, т.к. они проводятся в установленные сроки. В судебном заседании Волчков В.А. отказался от жалобы в части обжалования постановления № от ДД.ММ.ГГГГ с наказанием в виде предупреждения. В связи с чем, жалоба в указанной части судом не рассматривается. Определением суда от 01 июля 2011 года производство по жалобе в указанной части прекращено. В остальном доводы жалобы Волчков В.А. поддержал по основаниям, изложенным в ней. Суд, выслушав доводы лица, привлеченного к административной ответственности, представителей Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Гапон В.А., Горяинова А.А., действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83, 84), исследовав материалы дела, приходит к следующему. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Волчкову В.А., как должностному лицу (директору МП ЖКЖ «Нежинка» МО Нежинский сельсовет) назначено наказание по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. При этом органом, принявшим указанное решение, было установлено, что отсутствуют переносные сетчатые ограждения свалки, что является нарушением п.3, п.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Осмотр территории санитарно-защитной зоны свалки и прилегающих земель к подъездной дороге один раз в десять дней не проводится, а в случае загрязнения не обеспечивается тщательная уборка, что является нарушением п.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Санитарно-эпидимиологическое заключение на деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов отсутствует, что является нарушением ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с п. 3.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» устройство полигонов твердых бытовых отходов должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Пунктом 5.3 указанных СП предусмотрено, что переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте. Как следует из акта проверки, протокола об административном правонарушении (л.д.39-40, 42-48), пояснений Волчкова В.А., полигон ТБО в <адрес> действительно не огорожен переносным сетчатым ограждением. Таким образом, свалка эксплуатируется МП ЖКХ «Нежинка» в нарушение указанных выше пунктов СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». В связи с чем суд приходит к выводу о том, что вина Волчкова В.А., как директора МП ЖКХ «Нежинка», нашла подтверждение в ходе судебного заседания, и он правильно привлечен Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом Волчкову В.А. назначено минимальное наказание, предусмотренное указанной статьей КоАП РФ. В то же время, указание в постановлении на нарушение требований об отсутствии осмотра территории санитарно-защитной зоны свалки один раз в десять дней, отсутствии уборки территории, а также отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежат исключению из состава правонарушения по следующим основаниям. Пунктом 5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установлено, что один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. Как пояснил в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Гапон В.А., вывод о нарушении указанного пункта СП был сделан на основании проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Данной проверкой было установлено, что территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге замусорены. При этом периодичность проверки данных территорий (один раз в десять дней) не проверялась. Учитывая, что указанным пунктом СП установлена необходимость проведения осмотров территорий один раз в десять дней, а доказательства отсутствия проведения такого осмотра в материалах дела отсутствуют (объяснения лица, совершившего правонарушение, свидетельские показания, журналы проведения таких осмотров), само по себе наличие мусора на указанных территориях не может достоверно свидетельствовать о том, что периодичность проверок, установленная п. 5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в МП ЖКХ «Нежинка» не соблюдается. Волчков В.А. в судебном заседании пояснил, что проверки указанных выше территорий проводятся в сроки, установленные п. 5.3 СП. Статьей 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиодогическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Гапон В.А. пояснила, что в МП ЖКХ «Нежинка» отсутствует заключение на деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, что предусмотрено ст. 40 ФЗ «О санитарно-эпидемиодогическом благополучии населения». Как следует из ч.1, 2 ст. 40 указанного Закона отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности, в том числе, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Таким образом, указанная деятельность подлежит лицензированию. За отсутствие лицензии на указанную деятельность Волчков В.А. к административной ответственности не привлекается. Указанной нормой закона не предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность, а только о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности, в том числе, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Волчков В.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. При этом Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении были установлены следующие нарушения. Водозаборные скважины № по <адрес> размещаются на расстоянии 15 м. от жилых домов, что является нарушением п. 1.15 и п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения». Водозаборные скважины № по <адрес> расположены на территории жилой застройки, ограждение скважины представлено заборами огородов жилых домов, что является нарушением п. 1,15 и п. 3.2.1.2. указанных СанПиН. Водозаборные скважины № по <адрес>) расположены среди жилой застройки на расстоянии 1,5 м. от скважины выстроены индивидуальные гаражи для грузового автотранспорта (гр. ФИО9.), что является нарушением указанных выше пунктов СанПиН. Водозаборные скважины № по <адрес> располагаются в границах территории жилого дома. В пяти метрах от скважины находится забор жилого дома, в пятнадцати метрах жилой дом. Вобозаборная скважина <адрес> расположена на территории жилой застройки, на территории 5 метров располагается котельная, что является нарушением указанных выше пунктов СанПиН. Частью 2 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрено наказание за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными нормами и правилами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Таким образом, объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный использует (любым способом) зоны санитарной охраны и при этом нарушает установленные ограничения. Т.е. для квалификации действий Волчкова В.А. по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ необходимо, чтобы именно МП ЖКХ «Нежинка» использовалась санитарно-защитная зона под размещение указанных в постановлении жилых домов и гаражей. Однако, как указано в постановлении и подтверждено в судебном заседании представителем Управления Роспотрбенадзора, жилые дома и гаражи размещены в санитарно-защитной зоне не Волчковым В.А., а иными лицами, т.к. указанные объекты недвижимости Волчкову В.А., а также МП ЖКХ «Нежинка» не принадлежат. Использование же водозаборных скважин в нарушением установленных санитарных норм и правил (в том числе с несоблюдением норм о величине поясов защиты источников водоснабжения) Волчкову В.А. в вину не ставятся. Данные действия, указанные в постановлении об административном правонарушении, подлежат исключению из состава административного правонарушения в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Отсутствие ограждения водозаборной скважины № по <адрес> также подлежит исключению из состава правонарушения, поскольку за данное нарушение Волчков В.А. был наказан другим постановлением - № от ДД.ММ.ГГГГ Однако исключение указанных действий (бездействия) не может являться основанием для отмены указанного постановления, поскольку одним из нарушений указано размещение котельной на расстоянии 5 метров от водозаборной скважины <адрес>. Как пояснил в судебном заседании Волчков В.А., данная котельная принадлежит МП ЖКХ «Нежинка», руководителем которого он являлся на дату принятия постановления. Таким образом, использование санитарно-защитной зоны водозаборной скважины <адрес> осуществляется МП ЖКХ «Нежинка» с нарушением указанных выше санитарных правил, т.к. в указанной зоне расположено и эксплуатируется здание котельной. В соответствии с п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов. Как следует из п. 2.2.1.1., (границы первого пояса) водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. В соответствии с п. 3.2.1.2 указанного СанПиН мероприятия по первому поясу ЗСО подземных источников водоснабжения: Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Таким образом, на расстоянии менее 30 метров запрещается размещение зданий. Размещение здания котельной, принадлежащей МП ЖКХ «Нежинка» на расстоянии 5 метров от водозаборной скважины является нарушением указанных пунктов СанПиН, в связи с чем, действия Волчкова В.А. правильно квалифицированы по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ за указанное правонарушение. Поскольку по данному составу правонарушения Волчкову В.А. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ, суд не находит оснований для снижения назначенного наказания. Постановлением № Волчкову В.А. назначено наказание по ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. При этом указано на следующие допущенные нарушения санитарных норм и правил. В нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Контроль качества» при возникновении аварийных ситуаций по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ), по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о наличии аварийных ситуаций не информировался. Водозаборные скважины №, №, <адрес> в радиусе 50 метров не обеспечены ограждением, что является нарушением п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Санитарно-эпидемиологическое заключение на водозаборные сооружения отсутствует, что является нарушением ст. ст. 18, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Совершение данных правонарушений подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, а также пояснениями Волчкова В.А. в судебном заседании, который признал указанные факты. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Контроль качества» при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора. Как установлено п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Согласно ч.3 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Поскольку совершение указанных правонарушений нашло подтверждение в судебном заседании, действия Волчкова В.А. правильно квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Суд не принимает во внимание доводы жалобы о том, что, поскольку указанные выше нарушения были выявлены в ходе одной проверки, по ним должно быть назначено одно наказание. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Выявление указанных выше нарушений результатами одной проверки не свидетельствует о совершении данных нарушений одним действием (бездействием). Напротив, как следует из указанных выше установленных судом обстоятельств, данные действия (бездействия) имеют самостоятельное значение, разные цели. Данные действия (бездействия) содержат разные составы административным правонарушений. Таким образом, лицом, принявшим обжалуемые постановления, правильно назначены наказания за каждое совершенное административное правонарушение. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Жалобу Волчкова В.А. удовлетворить частично. Изменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении Волчкова В.А. о привлечении его к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей, исключив указание на совершение им бездействия, выразившегося в отсутствии осмотра санитарно-защитной зоны свалки и прилегающих земель к подъездной дороге один раз в десять дней, отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В остальной части данное постановление оставить без изменения, а жалобу Волчкова В.А. без удовлетворения. Изменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении Волчкова В.А. о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.42 ч.2 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей, исключив из постановления указание на совершение им действий по использованию водозаборных скважин №, № в нарушение п. 1.15, 3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а также нарушений по ограждению скважины №, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ. В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу Волчкова В.А. без удовлетворения. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении Волчкова Виктора Алексеевича о привлечении его к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без изменения, а жалобу Волчкова В.А. – без удовлетворения. Судья: Н.В.Полшкова