Дело № 1-888/10
(Следств. № 38041)
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Орехово-Зуево Московской области ДД.ММ.ГГГГОрехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гордиенко Е.Г., с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора Орехово-Зуевской городской прокуратуры Будаевой Н.Б., подсудимого Филиппова Игоря Викторовича, защитника Куровского филиала МОКА – адвоката Материкина П.Н., представившего удостоверение № 2021 и ордер № 046688/ОЮ, потерпевшего ФИО, при секретаре Киселевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношенииФИЛИППОВА ИГОРЯ ВИКТОРОВИЧА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, русского, гражданина РФ, имеющего среднее специальное образование, военнообязанного, холостого, официально не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее судимого: ДД.ММ.ГГГГ Орехово-Зуевским городским судом по ст. 161 ч. 2 п. «а, г» УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год, наказание не отбыто,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Филиппов И.В. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ, более точное время следствием не установлено, на участке местности, расположенном между домом № по ул. <адрес> и зданием железнодорожного вокзала станции <адрес>» между ранее незнакомыми между собой Филипповым И.В. и ФИО, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, произошла ссора на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, в ходе которой ФИО ударил Филиппова И.В. рукой в висок, причинив ему физическую боль, в ответ Филиппов И.В. толкнул ФИО, последний упал на асфальт, а Филиппов И.В., реализуя возникший умысел на причинение ФИО тяжкого вреда здоровью, нанес последнему не менее 4 ударов ногами в область головы. Своими умышленными преступными действиями Филиппов И.В. причинил ФИО закрытую черепно-мозговую травму в виде ссадины на носу, кровоподтеков на веках обоих глаз, трех кровоизлияний в мягкие ткани правой теменной области головы, правосторонней субдуральной гематомы массой 175 грамм в виде свертков и жидкой крови, посттравматического отека головного мозга со сдавлением его субдуральной гематомой, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью.
Смерть ФИО наступила на месте происшествия от посттравматического отека головного мозга и его сдавления субдуральной гематомой, развившегося в результате закрытой черепно-мозговой травмы в виде правосторонней субдуральной гематомы, между причинением тяжкого вреда здоровью и наступлением смерти имеется прямая причинная связь.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Филиппов И.В. вину свою в содеянном полностью признал и показал, что ДД.ММ.ГГГГ ночи он со своими знакомыми ФИО, ФИО, ФИО, находились на территории баскетбольной площадки, расположенной на <адрес>, где распивали спиртные напитки, куда также подъехал на велосипеде ФИО, который предложил поехать домой, но предварительно заехать в бар <адрес>», расположенный в <адрес> около железнодорожного вокзала. Находясь в баре, он, выйдя на улицу, увидел лежащего на пешеходной дорожке ранее незнакомого ему мужчину в состоянии алкогольного опьянения, которого он стал оттаскивать на траву, чтобы тот не замерз, на что последний стал нецензурно его оскорблять, а затем попросил проводить его до вокзала. Около вокзала мужчина снова стал оскорблять его и толкнул в сторону, на что он разозлился и также толкнул его в сторону. Мужчина устоял на ногах и ударил его рукой в правый висок. Он также толкнул мужчину руками, от чего последний упал, а он ударил его 4 раза ногой в область головы и туловища. К нему подбежали ФИО, ФИО и ФИО, оттащили его от мужчины и увели в бар, где приобрели спиртное, а затем пошли к магазину «<адрес>», у которого встретили ФИО, распили спиртное, после чего они вернулись в бар <адрес>». По его просьбе ФИО у железнодорожного вокзала посмотрел на мужчину, лежащего на земле, но его не узнал, после чего все разошлись по домам. В настоящее время в содеянном раскаивается, просит проявить к нему снисхождение. Материальный и моральный ущерб представителю потерпевшего полностью возмещен.
Вина подсудимого в полном объеме предъявленного ему обвинения подтверждается следующими доказательствами.
Показаниями потерпевшего ФИО в суде о том, что ФИО – его отец, часто ездил на дачный участок в <адрес>, а после того, как продал его, стал ездить к друзьям, у которых мог находиться длительное время, но при этом он время от времени звонил ему на сотовый телефон. Так, в конце июня 2010г. отец сообщил, что уедет, но не сказал, куда. Телефон отец потерял, и связи с ним не было. Об обстоятельствах гибели отца он узнал от брата, которому позвонил следователь и сообщил о случившемся. В счет возмещения причиненного морального вреда и материального ущерба мать подсудимого Филиппова И.В. – Филиппова М.Н. возместила компенсацию в сумме <адрес>
Показаниями свидетеля ФИО в суде о том, что ДД.ММ.ГГГГ ночи она находилась с ФИО, ФИО, ФИО и ФИО около баскетбольной площадки, неподалеку от железнодорожного вокзала. Филиппов на тот момент находился в состоянии алкогольного опьянения. Спустя некоторое время ФИО и Филиппов на велосипеде ФИО поехали в бар «<адрес>», а они пошли в сторону магазина «<адрес>», расположенного неподалеку. По дороге к магазину они услышали со стороны железнодорожного вокзала голос Филиппова, который кричал: «Вставай!». Подойдя туда, они увидели, что Филиппов избивает ногами лежащего на земле незнакомого мужчину, они оттащили Филиппова от мужчины и увели в бар «<адрес>», где находился ФИО. Затем все вместе пошли к магазину «<адрес>», у которого встретили знакомого ФИО и с ним стали распивать спиртное. После этого они вернулись к вокзалу и увидели, что мужчина был еще жив, тогда они вернулись в бар «<адрес>», где пробыли до утра. После этого Филиппов и ФИО снова пошли к вокзалу посмотреть на мужчину, который уже был мертв и подъехали сотрудники милиции, а они разошлись по домам. Они не вызвали <адрес>» избитому мужчине, так как растерялись и у них на мобильных телефонах отсутствовали денежные средства.
Показаниями свидетелей ФИО, допрошенной в присутствии ее законного представителя - ФИО, ФИО в суде, которые аналогичны показаниям свидетеля ФИО
Показаниями свидетеля ФИО в суде о том, что Филиппов И.В. - ее сын, с которым они совместно проживают. О случившемся ей сын ничего не рассказывал. О совершенном им преступлении она узнала ДД.ММ.ГГГГ от сотрудников милиции, которые в тот же день провели в ее доме обыск и забрали футболку и джинсы сына, которые она предварительно постирала, не заметив на одежде сына следов крови. В промежуток времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ телесных повреждений у сына не видела и каких-либо изменений в его поведении не заметила. В настоящее время возместила потерпевшему ФИО причиненный моральный вред и материальный ущерб, связанный с похоронами погибшего ФИО, в общей сумме <данные изъяты>.
Показаниями свидетеля ФИО в суде о том, что ДД.ММ.ГГГГ утра, он проходил мимо магазина «<адрес>», где увидел находящихся там Филиппова, ФИО и ФИО, с которыми выпили спиртные напитки, а спустя некоторое время, находясь в баре «<адрес>», он с Филипповым пошел посмотреть на мужчину, лежащего у здания железнодорожного вокзала <адрес>, где последний лежал на земле и рядом с ним была кровь. Он сказал Филиппову, что не знает этого мужчину, и ушел.
Показаниями свидетеля ФИО в суде о том, что ДД.ММ.ГГГГ часа ночи он вместе с Филипповым, ФИО, ФИО и ФИО находился на спортивной площадке, на <адрес> в <адрес>. Филиппов был в нетрезвом состоянии, которого он решил на велосипеде отвезти домой, предварительно заехав в бар «<адрес>», находящегося недалеко от железнодорожного вокзала. Около бара никого не было. Филиппов вышел из бара, а когда он пошел за ним, то увидел, что около здания вокзала на земле лежит мужчина, от которого ФИО, ФИО и ФИО оттаскивают Филиппова. После этого они вернулись в бар, выпили спиртного, после чего он уехал домой. На следующий день от Филиппова он узнал, что Филиппов избил мужчину, находящегося у бара, в связи с тем, что сам был пьян и не понимал, что делает.
Показаниями свидетеля ФИО /л.д. 143-146/, оглашенными в суде по согласию сторон, из которых следует, что он проживает в <адрес>, подрабатывает частным извозом. В начале ДД.ММ.ГГГГ. около железнодорожного вокзала <адрес> он познакомился с ФИО, тот предложил ему поехать в <адрес>, чтобы снять деньги с банковской карточки, они съездили в <адрес>, ФИО снял деньги, и они вернулись в <адрес>. Так как ФИО боялся, что может потерять деньги и документы, то попросил его (ФИО) взять их на хранение, он согласился. После этого они периодически встречались по просьбе ФИО, он давал ему часть денег, которые тот тратил на покупку спиртного, всего встречались 2-3 раза. Последний раз виделись ДД.ММ.ГГГГ, он (ФИО) отдал ФИО последние <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он подъехал на железнодорожный вокзал <адрес>, где узнал, что убили мужчину, он подошел поближе к трупу, узнал ФИО, и отдал его документы сотрудникам милиции.
В судебном заседании также исследовались материалы уголовного дела: рапорт от ДД.ММ.ГГГГ старшего следователя СО по <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по МО ФИО об обнаружении трупа ФИО на территории железнодорожного вокзала <адрес> /л.д. 2/; протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей /л.д. 3-10/; акт судебно-медицинского исследования трупа № от ДД.ММ.ГГГГ со схемой травм /л.д. 12-23/; протокол обыска (выемки) от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 45-46/; заключение эксперта №г. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при судебно-медицинском исследовании трупа ФИО установлено: закрытая черепно-мозговая травма /ЗЧМТ/: ссадина на носу, кровоподтеки на веках обоих глаз, три кровоизлияния в мягкие ткани правой теменной области головы, правосторонняя субдуральная гематома массой 175 гр. в виде свертков и жидкой крови. Посттравматический отек головного мозга со сдавлением его субдуральной гематомой. Все повреждения возникли не менее чем от 4-х воздействий тупых твердых предметов в область лица и правой теменной области головы (из-за воздействия в область носа возникают реактивные изменения в виде кровоподтеков по типу «очков»). Характерные особенности контактировавшей поверхности травмирующих предметов в повреждениях не отобразились. Данные повреждения могли быть причинены в результате ударов кулаками и ногами и /или другими твердыми предметами. Указанная ЗЧМТ является единым морфологическим комплексом повреждений и не подлежит разграничению. Ибо она могла возникнуть как от каждого из воздействий, так и от их совокупности. Данное повреждение не могло возникнуть при падении потерпевшего и ударом головой о тупой твердый предмет, так как имеются признаки только импрессионной ЧМТ, и нет признаков инерционной ЧМТ, о чем свидетельствует наличие только изолированной субдуральной гематомы, развившейся в результате разрыва соединительного сосуда между мягкой и твердой мозговыми оболочками мозга в результате ротационных движений мозга внутри по типу «противоудара», других признаков инерционной ЧМТ. ЗЧМТ с правосторонней субдуральной гематомы со сдавлением ею головного мозга расценивается как тяжкий вред здоровью, как создающее непосредственную угрозу для жизни. Смерть ФИО наступила от посттравматического отека головного мозга и его сдавления субдуральной гематомой, развившегося в результате ЗЧМТ в виде правосторонней субдуральной гематомы. Между причинением тяжкого вреда здоровью и наступлением смерти имеется прямая причинная связь. Следов возможной самообороны, волочения – на трупе не выявлено. Не исключено, что после причинения ЗЧМТ потерпевший мог совершать какие-либо активные осознанные действия, например, звать на помощь, передвигаться на незначительные расстояния и т.п., учитывая наличие субдуральной гематомы, в клиническом течении которой возможен так называемый «светлый промежуток», когда до нарастания ее критической массы и последующего развития отека и сдавления мозга, потерпевшие могут и не терять сознания. Только по имеющимся судебно-медицинским данным определить данный промежуток времени не представляется возможным. Учитывая данные гистологического исследования, есть основания полагать, что после причинения ЗЧМТ и до наступления смерти прошел промежуток времени, который может исчисляться одним – двумя часами (отсутствие лейкоцитной реакции в мягких тканях и со стороны твердой мозговой оболочки). При химическом исследовании в крови обнаружен этиловый спирт в концентрации 5,8 %о, что у живых лиц может обусловить тяжелую степень опьянения. В моче его концентрация 5,6%о. С учетом данных о ранних трупных явлениях, на момент осмотра трупа на месте его обнаружения, давность наступления смерти находится в интервале 2,5-6 часов назад с момента осмотра трупа на месте его обнаружения. Только по одним имеющимся судебно-медицинским данным определить положение потерпевшего во время причинения ему повреждений, а также взаиморасположение его, и нападавшего (ших) не представляется возможным. Учитывая характер содержимого желудка, есть основания полагать, что примерно за ДД.ММ.ГГГГ до наступления смерти потерпевший пищу не принимал. Последовательность причинения повреждений могла быть самой различной. Наиболее вероятно, что смерть наступила на месте обнаружения трупа /л.д. 76-84/; заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на футболке и джинсовых брюках Филиппова И.В. кровь не обнаружена /л.д. 113-116/; протокол осмотра предметов – джинсовых брюк голубого цвета и футболки белого цвета, принадлежащих Филиппову И.В. и изъятых в ходе обыска ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 125-126/, из которого следует, что на брюках и футболке имеются пятна вещества коричневого цвета; одежда Филиппова И.В. – джинсы и футболка, признаны по делу вещественными доказательствами и приобщены к делу /л.д. 127/; заключение амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Филиппов И.В. хроническим психическим расстройством, слабоумием, или каким-либо иным расстройством психики в момент совершения инкриминируемого ему деяния и ко времени настоящего производства по уголовному делу не страдал и не страдает в настоящее время, в отношении инкриминируемого ему деяния и ко времени производства по данному уголовному делу он мог и мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и руководить ими. В момент совершения инкриминируемого ему деяния какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности (в том числе патологического опьянения) не обнаруживал, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения, на это указывают данные об употреблении спиртных напитков перед совершением инкриминируемого ему деяния, о последовательности и целенаправленности его действий, отсутствие в его поведении и высказываниях в тот период времени признаков патологической интерпретации окружающего, сохранность воспоминаний о содеянном, то есть он мог и мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и руководить ими. В настоящее время по психическому состоянию Филиппов И.В. может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, может предстать перед следствием и судом и нести ответственность за содеянное и самостоятельно осуществлять свое право на защиту, давать показания. Как не психически больной в применении к нему принудительных мер медицинского характера не нуждается /л.д. 119-122/.
Доказательства, приведенные в приговоре, суд признает допустимыми, а в совокупности достаточными для разрешения данного уголовного дела.
Действия подсудимого Филиппова И.В. правильно квалифицированы органами предварительного следствия по ч. 4 ст. 111 УК РФ, так как он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие его наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Филиппов И.В. судим в несовершеннолетнем возрасте ДД.ММ.ГГГГ Орехово-Зуевским городским судом по ст. 161 ч. 2 п. «а, г» УК РФ к условной мере наказания, наказание не отбыто, в период не отбытого наказания и испытательного срока совершил особо тяжкое преступление, а поэтому в силу ст. 70 УК РФ, к административной ответственности он не привлекался, после окончания училища официально не трудоустроился, по месту жительства жалоб от соседей на него не поступало, на учете у нарколога, психиатра и фтизиатра не состоит.
Смягчающими обстоятельствами являются: признание им своей вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию преступления, противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом к совершению преступления, а также полное возмещение его матерью ФИО причиненного морального вреда и материального ущерба потерпевшему в добровольном порядке.
Отягчающих обстоятельств судом не усматривается.
Учитывая данные о личности виновного, совокупность смягчающих его наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, мнение потерпевшего, который не имеет материальных претензий к подсудимому и вопрос о наказании оставляет на усмотрение суда, суд, соглашаясь с предложением представителя государственного обвинения, считает невозможным исправление Филиппова И.В. без изоляции от общества и назначает ему наказание в виде реального лишения свободы по совокупности приговоров без ограничения свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ,
ПРИГОВОРИЛ:
Признать ФИЛИППОВА ИГОРЯ ВИКТОРОВИЧА виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет без ограничения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить не отбытое наказание по приговору Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет шесть месяцев без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Филиппову И.В. оставить прежнюю – содержание под стражей, срок отбывания наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Вещественные доказательства по делу: футболку и джинсовые брюки Филиппова И.В., хранящиеся в камере хранения СО по <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по МО, после вступления приговора в законную силу, уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Филипповым И.В., содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, кассационного представления, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции и поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. О своем желании иметь защитника в суде кассационной инстанции или о рассмотрении без защитника осужденному необходимо сообщить в суд, постановивший приговор, в письменном виде и в срок, установленный для подачи возражений.
Председательствующий судья Е.Г. Гордиенко