ч.4 ст.111 УК РФ



Дело №1-90/12

След. №64095

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего - судьи Орехово-Зуевского городского суда Московской области Лобкова В.А.,

гособвинителя - помощника Орехово-Зуевского городского прокурора Волковой Н.В.,

защитника Ситник О.В., представившего удостоверение №6468 и ордер №094002,

при секретаре Першиной Е.А.,

с участием подсудимого Сигачева А.С.,

а также потерпевшей ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Сигачева Андрея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца района д.Заволенье <адрес>, гражданина РФ, разведеного, не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу по адресу <адрес>, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Сигачев А.С. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 до 22 часов, точное время следствием не установлено, Сигачев А.С. с целью употребления спиртного пришел в квартиру своего соседа ФИО, расположенную по адресу <адрес>.

Вследствие отказа ФИО угостить имевшимся у него спиртным Сигачева А.С., между находившимися в состоянии алкогольного опьянения ФИО и Сигачевым А.С. в кухне вышеуказанной квартиры произошла ссора, в ходе которой ФИО нанес Сигачеву А.С. удар рукой по лицу, после чего Сигачев А.С. на почве личных неприязненных отношений подверг ФИО избиению, нанеся ему несколько ударов руками в область головы и конечностей, от которых ФИО упал на пол.

После этого Сигачев А.С. с целью причинения тяжкого вреда здоровью ФИО нанес лежавшему на полу ФИО один удар ногой в переднюю брюшную стенку и область реберной дуги справа.

Сигачев А.С. своими умышленными действиями причинил ФИО тупую травму груди и живота: кровоподтек в области реберной дуги справа, кровоизлияние в мягкие ткани в области реберной дуги справа и передней брюшной стенки справа, переломы 7-9 ребер спереди справа, кровоизлияние в корне брыжейки тонкого кишечника, разрыв корня брыжейки тонкого кишечника и сосудов брыжейки, 2500 мл крови в брюшной полости, малокровие органов;

кровоподтек и кровоизлияние в мягкие ткани правых височной и скуловой областей, кровоподтек правой ушной раковины, кровоподтек на шее справа, ссадину нижней губы слева, ссадину на подбородке слева, кровоподтек на передней поверхности правой голени, кровоподтек на тыле правой кисти, кровоподтек на задней наружной поверхности правого локтевого сустава.

С полученными повреждениями ФИО бригадой скорой помощи был доставлен в МУЗ «Давыдовская центральная районная больница», где ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 50 минут скончался.

В соответствии с заключением судмедэксперта Т от ДД.ММ.ГГГГ тупая травма груди и живота с разрывом брыжейки тонкого кишечника квалифицируется, как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека.

Смерть ФИО наступила от острого малокровия внутренних органов, развившегося в результате тупой травмы груди и живота с разрывом брыжейки тонкого кишечника и массивным внутрибрюшным кровотечением.

Между повреждениями, причинившими тяжкий вред здоровью, и наступлением смерти ФИО имеется прямая причинная связь.

Сигачев А.С. в судебном заседании не признал себя виновным в предъявленном ему обвинении и показал, что его квартира и квартира Корнеева располагались на одной лестничной площадке, и они с Корнеевым практически ежедневно общались и при наличии спиртного вместе его распивали.

ДД.ММ.ГГГГ в первой половине дня они с ФИО употребляли спиртное, а около 15-16 часов он (Сигачев) пошел навещать своих родственников, а ФИО по его (Сигачева) просьбе остался у него (Сигачева) в квартире, так как в связи с отсутствием замка дверь в его квартире не запиралась.

Около 19 часов он вернулся в свою квартиру, где находился ФИО, который сразу ушел к себе, но перед этим они договорились о совместном употреблении спиртного.

Примерно через 15-20 минут он пришел в квартиру ФИО и нашел его лежащим на полу в кухне. Сразу после этого он пошел к соседке ФИО и попросил ее вызвать для ФИО скорую помощь.

ФИО вызвала скорую помощь, и они с ФИО остались на лестничной площадке. Во время ожидания скорой помощи на лестничную площадку поднялся его знакомый ФИО, которому они с ФИО сказали, что ожидают приезда скорой помощи, которую вызвали для ФИО. ФИО зашел в квартиру ФИО и практически сразу ушел.

Потерпевшая ФИО в судебном заседании показала, что ее дядя ФИО длительное время не работал, злоупотреблял алкоголем, который распивал с соседом – Сигачевым А.С. Вместе с ФИО в <адрес> проживала мать ФИО, которая вследствие престарелого возраста и различных заболеваний самостоятельно не передвигалась и практически не осознавала происходящее.

Примерно за месяц до смерти ФИО ей стало известно о том, что ФИО продает свою квартиру, и примерно в это же время ФИО принес ей на хранение дарственную на комнату на <адрес> и 30000 рублей, полученных от продажи квартиры.

Она попыталась объяснить ФИО, что его обманули, но он не хотел слушать ее, говорил, что им с матерью не нужна большая квартира, что люди, занимавшиеся продажей его квартиры, помогли оформить ему паспорт, делают ремонт в комнате, в которую он переедет, и не возражают против того, что он будет проживать в старой квартире до окончания ремонта.

Об обстоятельствах причинения ФИО телесных повреждений ей ничего не известно, но со слов брата – ФИО она знает, что ФИО категорически отказался назвать человека, который нанес ему телесные повреждения.

Свидетель ФИО в судебном заседании показала, что, проживая в <адрес>, она являлась соседкой Сигачева и ФИО, которые проживали соответственно в квартирах № и 69 и общались между собой на почве пристрастия к спиртному.

ДД.ММ.ГГГГ около 20 часов она слышала разговор в квартире Сигачева и по голосу поняла, что в квартире Сигачева находится ФИО.

Через некоторое время она услышала, как ФИО, выходя из квартиры Сигачева и, видимо, отвечая на вопрос Сигачева, сказал – «Нет, я пошел спать».

Примерно через 10 минут она услышала, как в квартире ФИО что-то упало на пол, и этот звук повторился два раза. Она посчитала, что это падала мать ФИО, которая не могла передвигаться без посторонней помощи, и раньше неоднократно падала, пытаясь самостоятельно передвигаться. Затем все стихло, и еще через 20 минут к ней в квартиру постучал Сигачев и сказал, что ФИО плохо и попросил вызвать скорую помощь.

Поскольку Сигачев не сказал ей, отчего ФИО плохо, она, чтобы убедиться в том, что ФИО действительно нуждается в помощи врачей, прошла в его квартиру и увидела ФИО на кухне лежащим на полу на животе.

Она вызвала скорую помощь, и когда врач осматривал ФИО, она увидела у ФИО на лице кровоподтек. ФИО жаловался на боль в животе, сказал, что его избили, но на вопрос о том, кто его избил, ответил, - «Умру, но не скажу».

Свидетель ФИО в судебном заседании показал, что находится в дружеских отношениях с Сигачевым и через него познакомился с ФИО.

ДД.ММ.ГГГГ после 20 часов он, проходя по <адрес>, решил зайти в гости к Сигачеву и, поднявшись на пятый этаж, увидел на лестничной площадке Сигачева и ФИО, которые сказал ему, что ФИО кто-то избил и они ждут приезда скорой помощи и полиции.

Он зашел в квартиру ФИО и увидел ФИО на кухне лежащим на полу на животе. ФИО что-то говорил, но он не расслышал, что именно.

Поскольку у него в тот момент не было паспорта, он вышел на улицу, чтобы избежать объяснений с сотрудниками полиции, а когда скорая помощь увезла ФИО, пришел к Сигачеву.

Со слов Сигачева ему известно, что Сигачев и ФИО находились в квартире Сигачева, затем ФИО ушел к себе в квартиру. Через несколько минут Сигачев пришел в квартиру ФИО, где нашел ФИО избитым.

Свидетель ФИО в судебном заседании показал, что ФИО являлся его дядей, которого он периодически видел, принося его матери пищу, которую готовила его сестра – ФИО

Примерно за месяц до смерти ФИО ему стало известно о том, что ФИО продает свою квартиру. Каких-либо жалоб на покупателей квартиры он от ФИО не слышал.

Вечером ДД.ММ.ГГГГ он пришел к своему товарищу, проживающему в одном подъезде с ФИО на четвертом этаже. Подходя к дому, он никого посторонних не видел, и также посторонних не было и в подъезде. Когда он поднялся на четвертый этаж, его с лестничной площадки пятого этажа окликнула ФИО. ФИО сказала ему, что ФИО кто-то избил, и он вошел в квартиру, где увидел ФИО лежащим на полу на кухне.

После приезда скорой помощи Корнеев, отвечая на вопрос о том, кто его избил, сказал, - «Умру, но не скажу».

Свидетель ФИО в судебном заседании показал, что, исполняя обязанности участкового уполномоченного Куровского ОП, он в ДД.ММ.ГГГГ проводил проверку по факту причинения ФИО телесных повреждений, повлекших его смерть.

В ходе проверки сосед ФИО – Сигачев добровольно без какого бы то ни было принуждения рассказал об обстоятельствах причинения им ФИО телесных повреждений и написал чистосердечное признание.

В судебном заседании также были исследованы другие собранные по делу доказательства:

-телефонограмма (л.д.5),

-протоколы осмотра места происшествия (л.д.8-9,12-13),

-«чистосердечное признание» (л.д.14),

-заключение эксперта Т, из которого следует, что у ФИО установлено: тупая травма груди и живота. Кровоподтек в области реберной дуги справа, кровоизлияние в мягкие ткани в области реберной дуги справа и передней брюшной стенки справа, переломы 7-9 ребер спереди справа, кровоизлияние в корне брыжейки тонкого кишечника, разрыв корня брыжейки тонкого кишечника и сосудов брыжейки, 2500 мл крови в брюшной полости, малокровие органов. Кровоподтек и кровоизлияние в мягкие ткани правых височной и скуловой областей, кровоподтек правой ушной раковины. Кровоподтек на шее справа. Ссадина нижней губы слева. Ссадина на подбородке слева. Кровоподтек на передней поверхности правой голени. Кровоподтек на тыле правой кисти. Кровоподтек на задней наружной поверхности правого локтевого сустава. Установленные телесные повреждения образовались прижизненно и были причинены в короткий промежуток времени, исчисляемый несколькими минутами.

Тупая травма груди и живота с переломами ребер и разрывом брыжейки тонкого кишечника образовались от сильного удара в переднюю брюшную стенку в область реберной дуги справа тупым твердым предметом.

Тупая травма груди и живота с разрывом брыжейки тонкого кишечника квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека и находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти.

Образование травмы груди и живота при падении исключается.

Все телесные повреждения у ФИО могли быть причинены при обстоятельствах, указываемых в заявлении («чистосердечное признание») Сигачева А.С. (л.д.36-45).

Оценив исследованные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу о доказанности вины Сигачева в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В ходе предварительного следствия Сигачев А.С. в присутствии защитника на допросе в качестве подозреваемого ДД.ММ.ГГГГ показал, что ДД.ММ.ГГГГ после 19 часов он пришел в квартиру ФИО с целью употребления спиртного. ФИО находился на кухне, и там же на кухне на столе стояла бутылка самогона и пиво. Он попросил ФИО угостить его спиртным, но ФИО отказал ему, стал выгонять его из квартиры и ударил его кулаком по лицу, вследствие чего у него (Сигачева) было небольшое покраснение. После этого он также нанес ФИО удар кулаком в лицо, от которого ФИО упал на пол на бок. Размахнувшись, он ударил лежащего ФИО ногой в живот один раз, после чего ушел к себе в квартиру, а ФИО остался лежать на полу. Примерно через 10 минут, когда «прошла злость» он вернулся в квартиру ФИО, который лежал на полу на том же месте. Зайдя к соседке «Фае», он попросил вызвать скорую помощь, но о том, что ударил ФИО, ей не говорил.

Через некоторое время его вызвали в Куровской отдел полиции, где он все рассказал и написал чистосердечное признание (л.д.58-64).

На допросе в качестве обвиняемого ДД.ММ.ГГГГ также в присутствии защитника Сигачев признал себя виновным частично, подтвердив нанесение ФИО одного удара рукой по лицу, одного удара ногой в живот и отрицая нанесение ФИО ударов по рукам и по ногам (л.д.78-81).

В судебном заседании Сигачев не подтвердил эти показания и заявил, что в ДД.ММ.ГГГГ в Куровском отделе полиции начальником Куровского ОП и его заместителем к нему (Сигачеву) было применено физическое насилие, вследствие которого он оговорил себя, написав чистосердечное признание, и затем также оговорил себя на допросах в ДД.ММ.ГГГГ.

Данное утверждение Сигачева суд считает надуманным и обусловленным стремлением Сигачева избежать ответственности за содеянное.

Как следует из показаний свидетеля ФИО, именно у него в ДД.ММ.ГГГГ находился на исполнении материал по факту причинения ФИО телесных повреждений и именно он брал с Сигачева объяснение и получал от Сигачева чистосердечное признание, которые были даны добровольно.

О применении физического либо психического принуждения сотрудником полиции ФИО Сигачев не заявлял.

Оценивая достоверность утверждения Сигачева о применении физического насилия, суд принимает во внимание, что в отношении Сигачева была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и, следовательно, он имел реальную возможность в любое время обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением, но не сделал этого.

В судебном заседании Сигачев первоначально заявил, что после того, как ФИО ушел из его (Сигачева) квартиры, он через некоторое время сам пошел к ФИО и нашел лежащим на полу в кухне.

После оглашения его показания на предварительном следствии Сигачев подтвердил, что между ним и ФИО в квартире ФИО действительно произошла ссора, в ходе которой ФИО ударил его по лицу, после чего он (Сигачев) ушел и, вернувшись через 10 минут, нашел ФИО лежащим на полу.

Однако затем Сигачев вновь изменил показания и опять стал утверждать, что ссоры не было, и уже в первый свой приход к ФИО он нашел его лежащим на полу.

Таким образом, и в судебном заседании показания Сигачева нельзя признать полностью последовательными, что, по мнению суда, свидетельствует о недостоверности этих показаний.

Как следует из показаний свидетелей ФИО и ФИО, ФИО после причинения ему телесных повреждений, отвечая на вопрос о том, кто его избил, дословно ответил, - «Умру, но не скажу».

Из данного ответа ФИО можно сделать вывод о том, что ему было известно лицо, причинившее ему телесные повреждения, но он категорически не желал привлечения данного лица к ответственности, что могло иметь место либо из чувства страха перед данным лицом, либо из чувства дружеского расположения к нему.

Как следует из показаний потерпевшей ФИО, незадолго до смерти ФИО продал свою квартиру, и условия данной сделки были явно несправедливыми. Однако, ФИО не чувствовал себя обманутым, был удовлетворен состоявшейся продажей и не имел претензий к покупателю квартиры, который, как следует из показаний ФИО, делал ремонт в комнате, в которую ФИО предстояло переехать, и не возражал против проживания ФИО и его матери в проданной квартире до окончания ремонта.

Таким образом, при отсутствии какого бы то ни было конфликта между ФИО и покупателем его квартиры, следует признать, что у данного покупателя не было оснований для предъявления к ФИО каких либо претензий, а у ФИО не было оснований опасаться его.

Сведений об иных лицах, которых мог опасаться ФИО, не имеется и, как следует из показаний потерпевшей, свидетелей и самого Сигачева, психологическое состояние ФИО в период, предшествовавший событиям ДД.ММ.ГГГГ, было самым обычным. ФИО не высказывал каких либо жалоб, опасений и вел обычный образ жизни.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ ФИО назвать лицо, причинившее ему телесные повреждения, не был обусловлен чувством страха перед данным лицом.

По мнению суда, ФИО после нескольких лет тесного общения с Сигачевым, осознавая, что инициатором произошедшего конфликта является он сам, из дружеского расположения к Сигачеву, не желая привлечения Сигачева к ответственности, не стал указывать на него, как на лицо, причинившее ему телесные повреждения.

С учетом вышеизложенного, суд признает показания Сигачева на предварительном следствии полностью достоверными и, основываясь на этих показаниях, объективно подтверждающихся заключением эксперта Т и другими собранными по делу доказательствами, приходит к выводу о доказанности вины Сигачева в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, и правильности квалификации его действий по ч.4 ст.111 УК РФ.

При назначении наказания суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, из которых следует, что Сигачев ранее к уголовной ответственности не привлекался, отрицательно характеризуется по месту жительства.

Отягчающих обстоятельств по делу суд не усматривает.

Смягчающими обстоятельствами суд признает наличие у Сигачева малолетнего ребенка, оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, участие в оказании интернациональной помощи на территории ДРА в 1986-1988 годах, наличие Правительственной награды за боевые заслуги.

Признав показания Сигачева на предварительном следствии достоверными и приняв их в качестве доказательств по делу, суд считает необходимым признать смягчающими обстоятельствами активное способствование раскрытию и расследованию преступления и противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

Руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ

Сигачева Андрея Сергеевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, и назначить ему наказание 4 года лишения свободы без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения в отношении Сигачева А.С. изменить с подписки о невыезде на заключение под стражу.

Взять Сигачева А.С. под стражу в зале суда.

Срок отбывания наказания Сигачеву А.С. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным Сигачевым А.С., в тот же срок, со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, принесения кассационного представления, Сигачев А.С. вправе, в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Лобков В.А.