О назначении льготной пенсии



Судья Судакова Н.И.


Дело № 33-8043


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе председательствующего Красновой Н.В.,

судей Шинкаревой Л.Н., Мертехина М.В.,

при секретаре Шипилове А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> г. кассационную жалобу представителя ГУ - УПФ РФ № 24 по г. Москве и Московской области по доверенности Прокофьевой А.И. на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от <данные изъяты> г. по гражданскому делу по иску Голубева Андрея Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области о признании неправомерным отказа пенсионного органа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Заслушав доклад судьи Красновой Н.В., судебная коллегия

установила:

Голубев А.В. обратился в суд к ГУ - УПФ РФ № 24 по г. Москве и Московской области и просил признать отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью от <данные изъяты> г. неправомерным. Комиссией не были приняты к зачету в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии с <данные изъяты> г. и период работы в должности начальника пионерского лагеря «Спутник» с <данные изъяты> г.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что его трудовая деятельность связана с обучением и воспитанием детей, он приобрел необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поэтому просил назначить пенсию с <данные изъяты> г.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что решение комиссии законно и обоснованно, поскольку по состоянию на <данные изъяты> г. специальный стаж работы истца составил <данные изъяты>.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в кассационном порядке, в своей жалобе просит решение отменить и постановить по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке предусмотрены статьей 362 ГПК РФ.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в специальный стаж при назначении досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в соответствии со Списком должностей и учреждений работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, с 01.11.1999 г. в соответствии с Постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и с 12.11.2002 года в соответствии с Постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., а также с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Как усматривается из материалов дела, <данные изъяты> г. истец был принят на работу учителем физики и математики на основании приказа от <данные изъяты> г. по Реутовскому ГОРОНО.

<данные изъяты> г. уволен с работы в связи с призывом в ряды Советской Армии, службу проходил в период с <данные изъяты> г. в войсковой части № <данные изъяты>.

<данные изъяты> г. профкомом Орехово-Зуевского х/б комбината он был принят на должность начальника пионерского лагеря «Спутник», <данные изъяты> г. уволен переводом в школу № <данные изъяты> г. и по настоящее время работает в МОУ гимназия № <данные изъяты> учителем физкультуры и труда.

Спорные периоды службы и работы подтверждаются записями военного билета и трудовой книжки.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды службы в армии и работы в должности начальника пионерского лагеря относятся к периодам деятельности до <данные изъяты> г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, поэтому данные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части необходимости включить в специальный стаж работы истца период службы по призыву в Советской Армии с <данные изъяты> г. и исходит при этом из следующего.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней

предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972 г.) действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590.

Подпунктом «к» п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку период службы Голубева А.В. в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-п и от 24.05.2001 г. № 8-П, а также в определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О.

Кроме того, и до периода службы по призыву, и после нее истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

В то же время нельзя согласиться с решением суда в части, в которой также в специальный (педагогический) стаж работы истца был засчитан судом период его работы начальником пионерского лагеря «Спутник» с <данные изъяты> г.

Удовлетворяя иск в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР № 1-63-И от 30.06.1986 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относилась работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений. К внешкольным детским учреждениям относились: Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями.

Постановлением ВЦСПС от 13.11.1986 г. № 26-126 была утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в пионерских и других оздоровительных лагерях для школьников, в соответствии с которой профсоюзная организация выдает начальнику пионерского лагеря подотчетные суммы для различных расходов, связанных с хозяйственной деятельностью, начальник при этом несет ответственность за нарушение отчетности в пионерском лагере, подписывает акты, справки, табеля-ведомости, тарификационные списки на работников пионерского лагеря, издает приказы.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что согласно действовавшему на тот период времени законодательству работа в должности начальника пионерского лагеря непосредственным образом относилась к работе руководителя внешкольного детского учреждения (пионерского лагеря).

Однако с таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, данной им в Постановлении № 2-П, в соответствии с которой принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Системное толкование всех приведенных норм и разъяснений позволяет сделать вывод, что граждане, которые приобрели пенсионные права до введения нового правового регулирования, должны сохранять эти права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Поскольку спорный период относится к 1987 г., то следует руководствоваться Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых предоставляла право на пенсию, за выслугу лет, и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Однако в данном случае ссылка суда на п. 2 названного Положения не может быть применима, поскольку в данной норме указано, что работа во внешкольных детских учреждениях может быть засчитана в стаж работы учителей лишь при условии, что это работа по специальности. Как установлено судом первой инстанции, истец в качестве начальника пионерского лагеря не исполнял обязанности педагога, воспитателя, пионервожатого и т.п.

При таких обстоятельствах оснований для зачета в педагогический стаж этого спорного периода не имеется, в связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать законным и оно подлежит отмене. Так как все обстоятельства по настоящему делу судом первой инстанции установлены полно, судебная коллегия считает возможным, отменяя решение суда в указанной части, постановить новое решение, которым по вышеизложенному истцу в удовлетворении иска в части требования о зачете в педагогический стаж периода работы в должности начальника пионерского лагеря отказать.

В то же время, поскольку в бесспорном порядке ответчик зачел истцу в специальный стаж <данные изъяты> дней, а суд первой инстанции, с чем согласилась и судебная коллегия, счел необходимым зачесть также время-службы в Советской Армии, что составляет <данные изъяты> день, то к моменту подачи заявления о назначении досрочной пенсии <данные изъяты> г.) общий педагогический стаж истца составлял ровно <данные изъяты> лет, то решение суда в части обязания ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости также следует признать законным.

При этом является законным вывод суда первой инстанции в той части, что является несостоятельным доводы ответчика о том, что по данному делу невозможно применение Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, так как истец до окончания действия указанного Постановления не мог выработать 2/3 (16 лет 8 мес.) от 25-летнего педагогического стажа.

Судом правомерно указано, что <данные изъяты> стажа должно исчисляться не на <данные изъяты> г., а на момент обращения за назначением пенсии. Иное привело бы к нарушению принципа правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения и поставило бы истца в неравное положение с лицами, имеющими право на включение периода прохождения службы в рядах Советской Армии и работы в должности начальника пионерского лагеря в специальный трудовой стаж и обратившихся за пенсией до изменения правового регулирования назначения досрочных пенсий педагогическим работникам.

Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:


Решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от <данные изъяты> г. в части включения в специальный трудовой стаж Голубева А.В. период работы с <данные изъяты> г. в должности начальника пионерского лагеря «Спутник» отменить, постановить в указанной части новое решение, которым Голубеву Андрею Владимировичу в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области в части включения в специальный трудовой стаж период работы с <данные изъяты> г. в должности начальника пионерского лагеря «Спутник» отказать.

То же решение суда в остальной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200