о взыскании компенсации морального вреда



дело № 33-13418/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гусевой Е.В., судей: Бурцевой Л.Н., Воронко В.В., при секретаре Шипилове А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ апелляционную жалобу МВД РФ на решение Орехово-Зуевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Орловой Галины Михайловны к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности в порядке реабилитации, заслушав доклад судьи Бурцевой Л.Н.,

объяснения представителя ГУ МВД России по <адрес> ФИО6, представителя Межмуниципального управления МВД РФ «Орехово-Зуевское» ФИО10

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании в ее пользу с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства РФ в счет возмещения морального вреда в порядке реабилитации в размере <данные изъяты> руб. Мотивировав требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее старшим следователем СУ при УВД по городскому округу Орехово-Зуево Московской области ФИО9 было возбуждено уголовное по признакам тяжкого преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. Постановлением следователя ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ данное уголовное дело было прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием состава преступления. При этом следователь не разъяснила ей, Орловой Г.Н. право на реабилитацию, как полагает истица, следователь также заведомо знала о ее невиновности.

Кроме того, истицы указала, что сам факт осуществления в отношении нее уголовного преследования нарушил ее личные неимущественные права, а именно право на достоинство личности, личную неприкосновенность, право не быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление, которое она не совершала, честное и доброе имя, деловую репутацию, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, ей были причинены значительные нравственные страдания. При рассмотрении дела в нарушение процессуальных норм факт привлечения ее к ответственности стал известен широкому кругу лиц из-за действий следователя.

В судебное заседание истица не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель Министерства финансов РФ иск не признал.

Представитель МВД РФ полагал МВД ненадлежащим ответчиком по делу, просил в иске к МВД РФ отказать.

Представитель УФК по <адрес> полагала, что ответственность следует возложить на Главного распорядителя средств федерального бюджета от имени казны Российской Федерации по подведомственным распорядителям, которым в данном случае является Министерство внутренних дел РФ.

Представитель третьего лица МУ МВД РФ «Орехово-Зуевское» иск не признала, пояснила, что расследование уголовного дела в отношении Орловой Г.М. следователь ФИО9 проводила в установленном законом порядке.

Решением Орехово-Зуевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск частично удовлетворен, судом взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе МВД РФ просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами.

В соответствии со ст. 133 УПК РФ правом на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской

Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Судом первой инстанции установлено, что на основании постановления старшего следователя СУ при УВД по городскому округу Орехово-<адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Орловой Г.М. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч.4 УК РФ. Постановлением того же следователя от ДД.ММ.ГГГГ данное уголовное дело было прекращено по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ - за отсутствием состава преступления. Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались, подтверждаются материалами уголовного дела .

Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом вышеуказанных норм права и обстоятельств по данному делу, обоснованно исходил из того, что у истицы возникло право на реабилитацию и возмещение вреда в связи с незаконным уголовным преследованием.

Руководствуясь нормами ст.ст. 121, 1070, 1100 ГК РФ, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда в установленном судом размере, наличии факта причинения истице нравственных страданий, нарушения ее личных неимущественных прав, при этом суд верно определил надлежащего ответчика, с которого подлежит взысканию данная сумма.

Оснований для изменения суммы компенсации, с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела , судебная коллегия не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что истица не относится к числу лиц, имеющих право на реабилитацию является несостоятельным и основанным на неправильном толковании норм действующего уголовного процессуального законодательства, поскольку в силу п.З ч.2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Доводы жалобы о необходимости доказывания наличия причинно-следственной связи между неправомерными действиями должностных лиц и причинением в результате таких действий вреда является несостоятельным, поскольку при разрешении данной категории споров истец по смыслу ст.ст. 133-139 УПК РФ право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований: вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого - прекращение уголовного преследования, вследствие чего на истице лежит обязанность по доказыванию только факта прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Орехово-Зуевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД РФ - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200