Дело №2-3442\2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
В составе
федерального судьи Бекловой Ж.В.
с участием представителя заявителя Князевой О.В.,
представителя заинтересованного лица адвоката Азарова М.В.
с участием прокурора Горьковой Т.В.
при секретаре Калинович Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Бойко Марии Геннадьевны об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Орехово-Зуевского района Московской области о регистрации Егорова Бориса Владимировича кандидатом в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по одномандатному городскому округу №14,
УСТАНОВИЛ:
Бойко М.Г. – зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу №14 - просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии Орехово-Зуевского района Московской области №... от ... года о регистрации Егорова Б.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по одномандатному городскому округу №14 в связи с многочисленными нарушениями избирательного законодательства, допущенными при регистрации кандидата, а именно: отсутствует документ о согласовании выдвижения Егорова Б.В. (подпункт «в» п.24 ст. 38 Закона); не соблюдены требования к выдвижению кандидата (подпункт «б» п.24 ст. 38 Закона); отсутствует документ, подтверждающий статус депутата Егорова Б.В. (подпункт «в» п.24 ст. 38 Закона); отсутствует решение о выдвижение кандидата Егорова Б.В. (подпункт «в» п.24 ст. 38 Закона); отсутствует список уполномоченных представителей избирательного объединения, выдвинувшего Егорова Б.В., а также их согласий и доверенностей (подпункт «в» п.24 ст. 38 Закона); отсутствует первый финансовый отчет Егорова Б.В. (подпункт «в» п.24 ст. 38 Закона). По мнению заявителя, основанием к отмене решения ТИК о регистрации Егорова Б.В. являются следующие обстоятельства:
1) В качестве подтверждения соблюдения процедуры согласования и в качестве документа, обязательного для представления в силу п.п. «г» п. 14.5 ст.35 Федерального закона, Егоровым В.Б. представлена Выписка из протокола заседания Президиума Регионального политического совета Московского областного регионального отделения ВПП «Единая Россия» №... от ... года. Из данной выписки следует: «согласовать представленные Местным политсоветом для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на муниципальных выборах ... года: Егоров Борис Владимирович». В то время как в п.13.9.10.14 устава ВПП «Единая Россия» предусмотрено согласование кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты, в выписке указание на согласование указанных кандидатур отсутствует, а имеются лишь персональные данные Егорова Б.В.. Более того, из данной выписки не представляется возможным установить, для выдвижения по какому избирательному округу Президиумом Регионального политического совета согласован Егоров Б.В. и последующее решение Конференции местного отделения о выдвижении его кандидатом именно по избирательному округу №14 не является принятым с соблюдением требований устава ВПП «Единая Россия», как того требуют пункты 6, 7 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях».
2) В заявлении о согласии баллотироваться Егоровым Б.В. указано, что он является депутатом Совета депутатов Орехово-Зуевского района по округу №14. То есть, по утверждению Егорова Б.В., имеет место тот юридический факт, что он имеет статус депутата Совета депутатов Орехово-Зуевского района по округу №14. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ данный факт, то есть факт того, что кандидат Егоров Б.В. имеет права и обязанности депутата Совета депутатов Орехово-Зуевского района по округу №14, должен быть подтвержден актом органа государственной власти или местного самоуправления. Егоровым Б.В., как это следует из подтверждения на получение документов о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Местным отделением ВПП «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области Егорова Б.В. №..., выданного ТИК Орехово-Зуевского муниципального района ... года, никакого официального документа, изданного каким-либо государственным либо муниципальным органом, который подтверждал бы тот факт, что Егоров Б.В. является депутатом Совета депутатов Орехово-Зуевского района по округу №14, в избирательную комиссию представлено не было. Представленная Егоровым Б.В. ксерокопия удостоверения не является предусмотренной законом копией, так как не является сама по себе документом, никем не заверена, и невозможно установить ни ее подлинность, ни достоверность самого документа, с которого снята копия. Более того, ТИК Орехово-Зуевского муниципального района не заверил данную ксерокопию, следовательно, подлинник при подаче данной ксерокопии не был представлен либо вообще отсутствовал.
3) В представленной в ТИК Орехово-Зуевского муниципального района Выписке из Протокола Конференции местного отделения ВПП «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от ... года содержится решение о выдвижении по итогам тайного голосования кандидатом в депутаты Егорова Б.В., но не содержится установленного п.п.4 п.З ст.26 Закона Московской области обязательного для указания сведения о принятии решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения. Поскольку в отношении Егорова В.Б. представлено не решение о его выдвижении, не протокол конференции либо съезда избирательного объединения, а лишь выписка из такого протокола, то все необходимые данные, перечень которых установлен в п.З ст.26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», должны содержаться в представленной выписке.
4) Как следует из подтверждения на получение документов о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Местным отделением ВПП «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области Егорова Б.В. №36, выданное ТИК Орехово-Зуевского муниципального района ... года, избирательная комиссия приняла лично от Егорова Б.В. 14 наименований документов. При этом выписка из протокола о согласовании кандидатур (п.1 Подтверждения), нотариально удостоверенная копия устава партии (п.7 Подтверждения), нотариально удостоверенная копия свидетельства (п.8 Подтверждения), выписка из протокола конференции местного отделения (п.9) представлены лично Егоровым Б.В., а не уполномоченным представителем избирательного объединения, как того требует п.7 ст.26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Указанное подтверждение не содержит сведений о предоставлении в отношении избирательного объединения, выдвинувшего кандидата Егорова Б.В., таких документов как список уполномоченных представителей, их письменные согласия, доверенности, что в совокупности с отсутствием указания на их назначение в выписке от ... года, свидетельствующей о выдвижении Егорова Б.В., позволяет сделать вывод о нарушении требований ст.ст.25, 26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
5) В соответствии с п.1 ст.54 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» одновременно с представлением документов для регистрации кандидат представляет первый финансовый отчет. В соответствии с п. 12 ст.58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются избирательной комиссией субъекта РФ. Избирательной комиссией Московской области ... года решением №... утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательных фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области. Поскольку ни федеральный закон, ни закон Московской области не устанавливают формы и порядок предоставления первого финансового отчета, а прямо указывают на то, что правовое регулирование этого вопроса относится к компетенции избирательной комиссии субъекта РФ, кандидаты обязаны предоставлять вместе с документами для регистрации первый финансовый отчет именно в той форме и в том порядке, который установлен решением соответствующей комиссии. Согласно положениям п.6.6 Инструкции №... кандидат представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов для регистрации кандидата в порядке, установленном Федеральным законом и Законом Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». В пункте 6.7 Инструкции указано, что финансовый отчет составляется по форме, приведенной в приложении №7.Кандидатом Егоровым Б.В. представлен финансовый отчет именно по форме приложения №7, ему присвоен входящий номер ... от ... года. Представление финансового отчета по установленной форме только на бумажном носителе не является представлением первого финансового отчета в том смысле, который предает ему нормативно-правовой акт, так как в силу прямого требования положений пункта 6.6 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательных фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области кандидат обязан вместе с документами на регистрацию предоставить первый финансовый отчет в машиночитаемом виде.
Суду представлено подробное заявление Бойко М.Г. на ... листах с обоснованием своих требований. В судебном заседании Бойко М.Г. и её полномочный представитель (по доверенности от 6 сентября 2010 года Князева О.В.) поддержали заявленные требования, обосновывая их ссылками на подпункты «б», «в» п.24 ст. 38 Закона, ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и просили отменить решение ТИК о регистрации Егорова Б.В. кандидатом в депутаты.
Представитель Егорова Б.В. (по доверенности от 9 сентября 2010 года Азаров М.В.) просит оставить заявление Бойко М.Г. без удовлетворения. Согласно документам представленным в ТИК, выдвижение кандидатуры Егорова Б.В., кандидатом в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района произведено на заседании Политического совета местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Орехово-Зуевского муниципального района ... года, о чем в избирательную комиссию представлена заверенная надлежащим образом выписка из протокола. При этом выдвижение указанной кандидатуры было согласовано с Президиумом политического совета Московского областного регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" ... года, о чем свидетельствует представленная в избирательную комиссию выписка из протокола № 76. Из заявления и выписки из протокола от ... года понятно, что Егоров Б.В. баллотируется именно по избирательному округу № 14. В п.2 ст. 33 Федерального закона: установлено, что кандидат, являющийся депутатом и осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, указывает в заявлении сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет в ТИК копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении: сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. То есть, законодатель обязывает кандидата, являющимся депутатом на непостоянной основе, предоставлять копию документа, подтверждающего статус депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе. Егоров Б.В. является депутатом, но осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Им были представлены документы, которые подтверждают статус депутата, а именно копия удостоверения № 14 и справка о доходах физического лица, как депутата Совета депутатов. Финансовый отчет был предоставлен в ТИК на бумажном носителе. Высказывания заявителя относительно того, что в протоколе заседания Политического совета местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района от ... года отсутствует решение о назначении уполномоченных представителей, является голословным.
Полномочный представитель Территориальной избирательной комиссии Орехово-Зуевского муниципального района Прилуцкий Н.Н. возражает в удовлетворении требований Бойко М.Г.. В комплекте документов, предоставленных Егоровым Б. В. в ТИК Орехово-Зуевского района для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района, имеется: выписка из протокола заседания Регионального политического совета Московского областного регионального отделения Всероссийской политической партии «Едина Россия» № ... от ... года «О согласовании кандидатуры Егорова Б.В., предоставленной местным Политическим советом партии «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области для последующего выдвижения Конференцией (Общим собранием) в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на муниципальных выборах ... года», выписка из Протокола Конференции местного отделения Всероссийской партии «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от ... года «О выдвижении по итогам тайного голосования кандидатом в депутаты Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на муниципальных выборах 10 ... года по одномандатному округу № 14 Егорова Б.В.». В соответствии с Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия» к компетенции конференции (общего собрание) местного отделение Партии «Единой России» относится выдвижение по согласованию с Президиумом Регионального политического совета кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Утверждение заявителя о несоблюдении процедуры согласования кандидатуры Егорова Б.В. соответствующим органом политической партии является необоснованным. В комплекте документов, предоставленных Егоровым Б.В. в ТИК Орехово-Зуевского района для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района, имеется документ подтверждающий, что он является депутатом Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района - копия удостоверения депутата Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по избирательному округу № 14. Егоров Б.В. в соответствии с п. 14.5 ст. 35 Закона предоставил лично следующие документы: нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в
сфере регистрации общественных объединений; нотариально удостоверенную копию устава политической партии; решение местного отделения партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры. В соответствии с вышеизложенным утверждение заявителя о незаконности предоставления Егоровым Б.В. нотариально удостоверенной копии устава политической партии и документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, является необоснованным. В комплекте документов, предоставленных Егоровым Б. В. в ТИК, был первый финансовый отчет Егорова Б.В., зарегистрированный входящим №... от ... года.
Представитель Московского областного регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (по доверенности Цыплухин А.А.) находит заявление Бойко М.Г. необоснованным. Довод заявителя об отсутствии указания на то, по какому избирательному округу согласовано выдвижение кандидата Егорова Б.В., не основан на законе. В соответствии с подпунктом «г» п.14.5 ст. 35 Закона не требуется в документе, подтверждающем согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, указания соответствующего одномандатного избирательного округа. Такое требование законом установлено только в подпункте «в» п.14.5 ст.35 Закона для решения конференции или общего собрания регионального отделения политической партии при выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу. Несостоятелен также довод заявителя о том, что Егоровым Б.В. не был представлен документ, подтверждающий то, что он в настоящее время является депутатом Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района. Егоровым Б.В. в ТИК было представлено удостоверение депутата Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района, с которого была сделана копия. Действующая редакция Закона в п.2 ст.33 не указывает конкретно, какой документ должен быть представлен кандидатом в подтверждение того, что он является депутатом. Право оценки достоверности документа Закон предоставляет территориальной избирательной комиссии. Утверждение заявителя о том, что при выдвижении Егорова Б.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Депутатов Орехово-Зуевского муниципального района в протоколе конференции местного отделения Всероссийской партии «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от ... года не были указаны выбранные уполномоченные представители избирательного объединения, опровергается представленным в ТИК полным протоколом конференции местного отделения Всероссийской партии «Единая Россия» от ... года. Из этого протокола следует, что на конференции в качестве уполномоченных представителей местного отделения ВПП «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области были выбраны Кретова С.Г. и Герасименко Т.В. От указанных уполномоченных представителей в ТИК были представлены соответствующие заявления. При выдвижении Егорова Б.В. в качестве кандидата в депутаты Совета Депутатов Орехово-Зуевского муниципального района Московской области избирательным объединением - местным отделением ВПП «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области была полностью соблюдена процедура выдвижения кандидатов в органы местного самоуправления на муниципальных выборах, установленная п. 13.9.10.14, п. 14.6.5.1., п. 14.6.8. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия». Егоровым Б.В. в установленные законом сроки был также представлен в ТИК первый финансовый отчет. При его проверке у избирательной комиссии замечаний не поступило. Закон не устанавливает конкретно, в какой форме должен быть представлен первый финансовый отчет.
Администрация Орехово-Зуевского муниципального района (по надлежащей доверенности Борсук И.Н.) просит оставить заявление без удовлетворения. Кандидатом Егоровым Б.В. представлены в избирательную комиссию все требуемые в соответствии с законом документы.
Зарегистрированные кандидаты в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по одномандатному избирательному округу №14 Пилюшкин А.С. и Рогов С.Н. возражают в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор в своём заключении указал на необоснованность требований заявления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявление подлежащим отклонению.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п.6 ст. 76 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №... от ... года с последующими изменениями и дополнениями (далее Закон №67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.1 ст. 38 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении в качестве кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16 или п.16.2 настоящей статьи.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ... года в Территориальную избирательную комиссию Орехово-Зуевского района Московской области Егоровым Борисом Владимировичем было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по одномандатному избирательному округу №... в порядке выдвижения от местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области. Егоровым Б.В. был представлен пакет документов, требующихся в соответствии с Законом №67-ФЗ. ... года был представлен финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на бумажном носителе, зарегистрированный ТИК входящим №... от ... года.
Согласно п.1.1 ст.38 Закона №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
В силу п. 13 ст. 21 Закона №67-ФЗ Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии от ... года №... «О разъяснении порядка применения пункта 1.1 подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлено если избирательная комиссия в срок, установленный п.1.1 ст. 38 Закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретно сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) подпунктом «в.2» п. 24, подпунктом «б.1» и (или) подпункта «б.2» п.25, подпунктом «з» и (или) подпунктом «и» п.26 ст. 38 Федерального закона.
Судом установлено, что Территориальная избирательная комиссия Орехово-Зуевского района Московской области недостатков в представленных Егоровым Б.В. документах не вывила. Егорова Б.В. о каких-либо выявленных недостатках в установленный срок до принятия решения не уведомляла. Соответственно, избирательная комиссия была не вправе отказать Егорову Б.В. в регистрации. ... года Территориальная избирательная комиссия Орехово-Зуевского района Московской области приняла решение №... о регистрации Егорова Б.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по одномандатному избирательному округу №14.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 38 п. 1, п. 1.1, ст. 76 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, ст. 195-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Бойко Марии Геннадьевны об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Орехово-Зуевского района Московской области №... от ... года о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района по одномандатному избирательному округу №14 Егорова Бориса Владимировича отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение пяти дней.
Судья: