Дело 2- 700/10Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
В составе:
федерального судьи Судаковой Н.И.
при секретаре Наумовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюбайло Светланы Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ №24 по г. Москве и Московской области о признании неправомерным отказа пенсионного органа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с требованием признания неправомерным отказа комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ №24 по г. Москве и Московской области от ... г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что приобрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, однако решением комиссии от ... года ей было отказано в назначении такой пенсии за неимением требуемого специального стажа. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, неправомерно не включен период ее работы с ... г. по ... г. в должности «врача-стоматолога-терапевта» в ООО «Люксодент», а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ... г. по ... г., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. Вся ее трудовая деятельность связана с лечебной деятельностью, при включении данных периодов приобрела необходимый 30-летний стаж работы для назначения пенсии. Всего ей насчитали льготного стажа ... лет ... месяц и ... дней. На этом основании, истица просила признать отказ пенсионного органа в назначении пенсии неправомерным, обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения, с ... г.
Полномочный представитель ГУ УПФ РФ №24 по г. Москве и Московской области Сухарева В.Н. считает исковые требования необоснованными, спорный период не засчитан в специальный стаж, поскольку наименование учреждения ООО «Люксодент» не предусмотрено Списком №781. Кроме того, при подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального учета. Период работы с ... г. по ... г. не включен в специальный стаж истицы, поскольку подтверждение специального стажа за указанный период не имеется, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не указан код «особые условия труда». Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж работы на основании Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 Правил № 516 от 11.07.2002 г. Специальный стаж истицы по состоянию на ... г. составил ... лет ... месяц и ... дней.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Дюбайло Светлана Александровна, ... года рождения, ... г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №24 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по пенсионным вопросам от ... г. в назначении пенсии истице было отказано. Не зачтен в специальный стаж период работы истицы в ООО «Люксодент» в должности «врача-стоматолога-терапевта» с ... г. по ... г., а также периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации ... г. по ... г., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.3 ст. 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
Суду представлен диплом В-1 № 415560 об окончании истицей в 1979 г. Калининского государственного медицинского института и присвоении по окончании института квалификации ««врач - стоматолог».
В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным доказательством подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка.
Из представленной трудовой книжки Дюбайло С.А. следует, что в ... г. после окончания института истица зачислена врачом-стоматологом в стоматологическую поликлинику г. ..., в ... г. принята на должность врача-стоматолога в Дрезненскую городскую больницу, в ... г. работала врачом-стоматологом в городской стоматологической поликлинике г. Орехово-Зуево, с ... г. и по настоящее время работает врачом-стоматологом-терапевтом в ООО «Люксодент».
Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п.п. 9,10 разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и п.п. 7-13 п.1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (п.п.10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РФ от 29.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть3) Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п. 10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», производится на общих основаниях. Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (п.3 ст.9 и п.2 ст.10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п.10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ним имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
... г. утвержден Устав ООО «Люксодент», где определены его цели и предмет деятельности (стоматологическая и врачебная практика).
Как установлено судом, медицинское учреждение в организационно-правовой форме ООО «Люксодент» имеет необходимую лицензию, выданную в установленном законом порядке, на осуществление медицинской деятельности: амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому, стоматология, стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая. Осуществление Обществом перечисленных видов медицинской деятельности не свидетельствует о различиях в условиях и характере деятельности между врачом-стоматологом-терапевтом в государственном или муниципальном учреждении и врачом-стоматологом-терапевтом в ООО «Люксодент», где работает истица.
Таким образом, спорный период с ... г. по ... г. в должности врача- стоматолога-терапевта в ООО «Люксодент» подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как медицинскому работнику.
Отсутствие сведений специального стажа истицы в выписке из ее индивидуального лицевого счета за период работы с ... г. по ... г. по причине отсутствия кода выслуги, не могут являться основанием для исключения указанного периода из льготного стажа, поскольку вины истицы в этом нет, обязанность по представлению необходимых сведений о своем работнике лежит на его работодателе. Органы Пенсионного фонда РФ, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15.12.2001 г., имеют право проводить у страхователей (работодателей) проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, требовать и получать от них необходимые документы, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
В судебном заседании установлено, что истица, работая в должности врача-стоматолога, с ... г. по ... г., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. обучалась на курсах повышения квалификации. Курсы повышения квалификации посещала не по собственной инициативе, а по приказу работодателя, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является для истицы обязательным условием выполнения работы, повышение профессиональной квалификации определено и должностными обязанностями истицы.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж.
С учетом изложенных обстоятельств отказ ГУ УПФ РФ №24 по г. Москве и Московской области в лице комиссии по назначению пенсий, засчитать в специальный трудовой стаж истицы работу в спорный период, является неправомерным и нарушает Конституционное право истицы на пенсионное обеспечение. Требуемый 30-летний трудовой стаж на момент обращения за назначением пенсии, на ... г., истица имела.
Исходя из этого, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дюбайло С.А. удовлетворить.
Признать неправомерным отказ ГУ УПФ РФ №24 по г. Москве и Московской области в назначении Дюбайло Светлане Александровне трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Засчитать Дюбайло Светлане Александровне в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, период работы в ООО «Люксодент» в должности «врача стоматолога терапевта» с ... г. по ... г. (... года ... мес. ... дней); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... по ... г., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г., с ... г. по ... г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ №24 по г. Москве и Московской области назначить Дюбайло Светлане Александровне пенсию с момента первоначального обращения, с ... г.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение десяти дней.
Судья: Судакова Н.И.