Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2010 года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
В составе
федерального судьи Бекловой Ж.В.
с участием прокурора Горьковой Т.В.
при секретаре Калинович Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» к Лукашенко Лидии Павловне о выселении и к Администрации городского округа Орехово-Зуево о предоставлении в первоочередном порядке жилого помещения как одинокому престарелому вынужденному переселенцу,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к Лукашенко Л.П. о выселении из комнаты ... ... по ... в городе Орехово-Зуево Московской области и к Администрации городского округа Орехово-Зуево о предоставлении Лукашенко Л.П. в первоочередном порядке жилого помещения как одинокому престарелому вынужденному переселенцу, мотивируя свои требования тем, что распоряжением Министерства государственного имущества РФ №839-р от ... года здание общежития по указанному адресу было передано с баланса Орехово-Зуевского текстильного техникума в оперативное управление института. Лукашенко Л.П. до передачи здания институту проживала в общежитии на основании срочных договоров. После передачи здания ответчице неоднократно предлагалось решить вопрос о месте своего проживания и освободить занимаемое жилое помещение, поскольку никаких оснований для пользования комнатой в общежитии она не имеет. Лукашенко Л.П. ранее являлась вынужденным переселенцем. По представлению Орехово-Зуевской городской прокуратуры и общественной организации «Гражданское содействие» временная регистрация Лукашенко Л.П. продлевалась. В настоящее время срок регистрации истёк. Как вынужденный переселенец, ответчица имеет право в соответствии со ст. 6 закона №4530-1 от ... года «О вынужденных переселенцах» самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может проживать в соответствии с установленным порядком у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками жилой площади. При отсутствии самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации может получить от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю в сфере исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Общежитие, находящееся в оперативном управлении института, не является общежитием для проживания вынужденных переселенцев. Оно предназначено для временного проживания иногородних студентов и преподавателей института, а также рабочих и служащих в период их работы и учёбы. Ответчица не является студенткой, и никогда не состояла в трудовых отношениях с институтом. Ст. 7 ч.1 п.2, 8 Закона «О вынужденных переселенцах» устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в список граждан на получение жилья; предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения. Институт в силу своего правового статуса не обязан реализовывать конституционное право Лукашенко Л.П. на жильё. Никакого договора орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с институтом о проживании вынужденного переселенца Лукашенко Л.П. не заключал. Ответчица включена в список граждан на получение жилья Администрацией городского округа Орехово-Зуево. В ... года ей выплачена денежная субсидия на приобретение жилья. Тем не менее, Лукашенко Л.П. продолжает без законных на то оснований проживать в общежитии института, игнорируя многочисленные требования об освобождении занимаемой комнаты. Основываясь на ст. 35,103 ЖК РФ, ст. 7 ч.1 п.8 Закона «О вынужденных переселенцах» истец просит выселить ответчика и обязать Администрацию городского округа предоставить в первоочередном порядке Лукашенко Л.П. как одинокому вынужденному переселенцу (престарелому), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения. В судебном заседании полномочный представитель истца требования поддержал.
Лукашенко Л.П. иск не признала и пояснила, что она родилась в ... году в городе ..., затем проживала в Чечне. В связи с вводом федеральных войск в Чеченскую республику, была вынуждена выехать со своего постоянного места жительства, где имела работу и жильё. В ... году приехала для проживания на постоянное место жительства в Московскую область, стала проживать в общежитии текстильного техникума в городе Орехово-Зуево, ..., комната .... До ... года её временно регистрировали по месту жительства, сейчас в регистрации отказывают. Жилое помещение в Чечне в городе ... по ..., ... ... принадлежавшее ей по праву собственности, полностью разрушено и восстановлению не подлежит. В ... года денежную субсидию на приобретение жилья она получила, но эта сумма очень маленькая, она не компенсирует стоимости утраченного жилья. С ... года она состоит на очереди в Администрации города на получение жилья. Другого жилого помещения у неё нет, просит в иске о выселении отказать.
Администрация городского округа Орехово-Зуево иск не признаёт. Полномочиями по предоставлению вынужденным переселенцам жилых помещений Администрация не наделена. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов установлена Федеральным законом №122-ФЗ от ... года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». До принятия указанного закона органы социальной защиты населения входили в структуру местного самоуправления муниципальных образований. В настоящее время вопросами социальной поддержки граждан занимается Комитет социальной защиты населения Московской области, структурными подразделениями которого являются муниципальные органы социальной защиты населения. Закон «О вынужденных переселенцах» в ст. 5 устанавливает, что статус вынужденного переселенца устанавливается на 5 лет и может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Лицо утрачивает статус в связи с истечением срока предоставления статуса. В настоящее время Лукашенко Л.П. не является вынужденным переселенцем. Срок, на который ей был предоставлен такой статус, истёк. С Лукашенко Л.П. был заключен договор найма жилого помещения, она была зарегистрирована в спорном общежитии. Она является пенсионером по старости и в силу ст. 103 ч.2 ЖК РФ не подлежит выселению из жилого помещения в общежитии. Истец был не вправе предъявлять требования к Администрации городского округа в интересах Лукашенко Л.П. о предоставлении в первоочередном порядке жилого помещения как одинокому престарелому вынужденному переселенцу, поскольку не имеет таких полномочий. Лукашенко Л.П. – дееспособная гражданка, которая вправе сама предъявлять иски в своих интересах. Полномочный представитель Администрации в судебном заседании поддержал свои возражения, просит в иске отказать.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Орехово-Зуевское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области. Представитель в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Прокурор в своём заключении указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск подлежащим отклонению.
Лукашенко Лидия Павловна, ... года рождения, ранее проживала в городе ... Квартира принадлежала ей на праве собственности. В связи с вводом федеральных войск в Чеченскую республику, была вынуждена выехать со своего постоянного места жительства. ... года Лукашенко Л.П. получила статус вынужденного переселенца, что подтверждается соответствующим удостоверением. Администрация ... сообщает, что ... по ... разрушен во время боевых действий на территории Чеченской республики. В ... году Лукашенко Л.П. приехала для проживания на постоянное место жительства в Московскую область, стала проживать в общежитии текстильного техникума в городе Орехово-Зуево... Орехово-Зуевский текстильный техникум, в ведении которого находилось здание общежития по указанному адресу, заключил с ... договор найма жилого помещения в общежитии. ... была зарегистрирована по месту пребывания в данном общежитии. Распоряжением Министерства государственного имущества РФ №839-р от ... года здание общежития по указанному адресу было передано с баланса Орехово-Зуевского текстильного техникума в оперативное управление Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности». Отдел по учёту и распределению жилой площади Администрации городского округа Орехово-Зуево принял ... года Лукашенко Л.П. на учёт для улучшения жилищных условий с учётным номером 1376.
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития представляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов. Жилые помещения в общежитии укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, которая в свою очередь устанавливает, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях пенсионеры по старости. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения.
Лукашенко Л.П. является пенсионером по старости с ... года; не имеет другого жилья на праве собственности или на праве пользования по договору социального найма. Она не подлежит выселению из комнаты в общежитии института.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 103 ЖК РФ, ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности» о выселении Лукашенко Лидии Павловны из жилого помещения - ... в городе Орехово-Зуево Московской области и о предоставлении Администрацией городского округа Орехово-Зуево Лукашенко Л.П. в первоочередном порядке жилого помещения как одинокому престарелому вынужденному переселенцу отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение десяти дней.
Судья: