Дело № 2- 696/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<данные изъяты>
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
В составе:
федерального судьи Судаковой Н.И.
при секретаре Наумовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области к МУП «Комбинат вспомогательных производств» Орехово-Зуевского района о понуждению к совершению действий, направленных на соблюдение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеуказанным иском к МУП «Комбинат вспомогательных производств» Орехово-Зуевского района, указывая суду следующее: Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства МУП «Комбинат вспомогательных производств» Орехово-Зуевского района (далее - МУП «КВП»), осуществляющим деятельность по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, а также ремонтные работы по обслуживанию систем обеспечения в г.п. <данные изъяты>, г.п. <данные изъяты>, г.п. <данные изъяты> сл. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, сл. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты> Орехово-Зуевского района Московской области. В ходе проверки было установлено, что в процессе своей деятельности МУП «КВП» использует для обеспечения водоснабжения 80 артезианских скважин забора воды, из которых <данные изъяты> скважин арендуется у МУП ПТО ГХ № 2 на основании договора аренды, сгруппированных в <данные изъяты>, расположенных в Орехово-Зуевском районе Московской области. Скважины питаются из подольско-мячковского и касимовского водоносного горизонта. Водоотведение осуществляется от жилого сектора и промышленных предприятий Орехово-Зуевского района Московской области. Отводимые сточные воды поступают на <данные изъяты> очистных сооружений, из которых <данные изъяты> арендуются у МУП ПТО ГХ на основании договора аренды, расположенных в г.п. <данные изъяты> г.п. <данные изъяты>, г.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты>, с.п. <данные изъяты> Сброс с указанных очистных сооружений осуществляется в р. <данные изъяты>, р. <данные изъяты>. В процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются следующие отходы: ртутные лампы, аккумуляторы свинцовые отработанные, масла автомобильные отработанные, фильтров масляные, мусор о г бытовых помещений, песок, загрязненный маслами, обтирочный материал, загрязненный, покрышек отработанные, фильтры воздушные отработанные, мусор от уборки территорий, мусор с решеток очистных сооружений и другие. Установлено, что срок действия Разрешения № <данные изъяты> на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) истек 11.09.2009. Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии. Согласно п. 1.1 Приказа МИР РФ от 12.09.2002 № 575 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности", лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса, установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод. Кроме того, предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Согласно ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон) установлено, что санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности,, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, эксплуатационной документации. В силу ст. 11 данного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить саиитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. В соответствии со ст. 18 данного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно гл. 10 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" зоны санитарной охраны должны предусматриваться на всех проектируемых и реконструируемых водопроводах хозяйственно-питьевого назначения в целях обеспечения их санитарно-эпидемиологической надежности. Зоны водопровода должны включать зону источника водоснабжения в месте забора воды (включая водозаборные сооружения), зону и санитарно-защитную полосу водопроводных сооружений (насосных
станций, станций подготовки воды, емкостей) и санитарно-защитную полосу водоводов. Зона источника водоснабжения в месте забора воды должна состоять из трех поясов: первого - строгого режима, второго и третьего - режимов ограничения. Зона водопроводных сооружений должна состоять из первого пояса и полосы (при расположении водопроводных сооружений за пределами второго пояса зоны источника водоснабжения). Проект зон санитарной охраны водопровода должен разрабатываться с использованием данных санитарно-топографического обследования территорий, намеченных к включению в зоны и полосы, а также соответствующих гидрологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и топографических материалов. Проектом зон санитарной охраны водопровода должны быть определены: границы поясов зоны источника водоснабжения, зоны и полосы водопроводных сооружений и полосы водоводов, перечень инженерных мероприятий по организации зон (объекты строительства, снос строений, благоустройство и т.п.) и описание санитарного режима в зонах и полосах. Проект зон санитарной охраны водопровода должен согласовываться с органами санитарно-эпидемиологической службы, геологии (при использовании подземных вод), а также с другими заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждаться в установленном порядке. В соответствии с Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утв. приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. N 168, Для всех источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения обязательно устройство зон санитарной охраны (ЗСО). Согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Статьей 39 Федерального закона от 10.01,2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды. Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен. Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно Порядку разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545, предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Согласно п.2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Статьей 22 вышеуказанного федерального закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых также входит нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При этом лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В нарушение указанных норм действующего законодательства, МУП «КВП» Орехово-Зуевского района осуществляет эксплуатацию вышеуказанных артезианских скважин в отсутствии лицензии на право пользования недрами и разработанного проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект, сброс сточных вод в вышеуказанные водные объекты в отсутствии решения о предоставлении данных водных объектов в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению в отсутствии лимита размещения отходов производства и потребления. За указанные правонарушения 28.12.2010 Межрайонным природоохранным прокурором Московской области в отношении МУП «КВП» Орехово-Зуевского района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5; 7.6; 8.1; 8.2; 8. 41 КоАП РФ. В отношении должностного лица -директора МУП «КВП» Орехово-Зуевского района Солдатовой Л.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 КоАП РФ. Кроме того, директору МУП «КВП» Орехово-Зуевского района Солдатовой Л.А. внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства. Учитывая, что до настоящего времени МУП «КВП» Орехово-Зуевского района не разработало проектов зон санитарной охраны для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и не получило соответствующих санитарно-эпидемиологического заключений для указанных проектов, не получило лицензии на право пользования недрами, лимита на размещение отходов производства и потребления, необходимо в судебном порядке обязать МУП «КВП» Орехово-Зуевского района в срок не позднее <данные изъяты> года разработать проекты зон санитарной охраны для вышеуказанных артезианских скважин и в установленном законом порядке получить соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения; получить в установленном законом порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления; лицензию на право пользования недрами; разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты); решение о предоставлении указанных водных объектов в пользование.
Полномочный представитель МУП «КВП» Орехово-Зуевского района Ермаков Д.А. иск полностью признал, согласен в срок не позднее <данные изъяты> года, разработать проекты зон санитарной охраны для артезианских скважин и в установленном законом порядке получить соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения; получить в установленном законом порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления, лицензию на право пользования недрами, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, получить решение о предоставлении водных объектов в пользование.
Ермаков Д.А. иск признал и судом принято признание иска ответчиком, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст. 198 ч. 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 173 ч. 3, 194, 198 ч.4 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить.
Обязать МУП «Комбинат вспомогательных производств» Орехово-Зуевского района привести свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, для чего в срок не позднее <данные изъяты> года обязать МУП «Комбинат вспомогательных производств» Орехово-Зуевского района разработать проекты зон санитарной охраны для артезианских скважин и в установленном законом порядке получить соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения; получить в установленном законом порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления; получить в установленном законом порядке лицензию на право пользования недрами; получить в установленном законом порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты); получить решение о предоставлении указанных водных объектов в пользование.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение десяти дней.
Судья: Судакова Н.И.