№2-1326/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего федерального судьи Лялиной М.А.
С участием прокурора Волковой Н.В.
При секретаре Гнилкиной И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орехово-Зуевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Дороховское о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
Орехово-Зуевская городская прокуратура мотивирует свои требования тем, что ею в интересах неопределенного круга лиц проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения Дороховское находится гидротехническое сооружение - дамба в <адрес>). По данным ГУ «Мособлводхоз» назначение дамбы - противопожарное и рекреационное, она представляет собой земляную плотину, длиной 900 м., высотой 1,5 м., шириноу по гребню 5 м., водосбросное сооружение открыто, имеется подмыв верхового откоса в районе водосброса, разрушение низового откоса дамбы в створе водосброса. Русла и откосы отводящих каналов деформированы, берега разрушены вследствие горения торфяников. Посадка грунта на проезжей части дамбы со снижением запаса гребня на НПУ до недопустимого уровня. Таким образом, имеющееся ГТС требует ремонта. Муниципальное образование «Сельское поселение Дороховское» собственником дамбы не является. Собственник сооружения не известен, то есть гидротехническое сооружение - дамба в <адрес> имеет признаки бесхозяйного имущества. На органы местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйное недвижимое имущество, возложена обязанность по обращению в органы Росреестра РФ о постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества и ряда документов, которые должны быть собраны органами местного самоуправления. В сентябре 2010 года Орехово-Зуевской городской прокуратурой в адрес Главы сельского поселения Дороховское внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства по вопросу необходимости постановки на учет дамбы <адрес>) как бесхозяйного имущества и произведению технического обслуживания указанного имущества. До настоящего времени администрацией сельского поселения Дороховское действенных мер, направленных на получение необходимых сведений с целью простановки гидротехнического сооружения на учет, не предпринято. Таким образом, наличие на территории сельского поселения Дороховское бесхозяйного имущества, не постановленного на учет в органах Росреестра РФ, нарушает требования федерального законодательства, права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций, благоприятные условия массового отдыха. Также отсутствие собственника, организации ответственной за содержание бесхозяйного гидротехнического сооружения - дамбы в <адрес> сельского поселения Дороховское не обеспечивает безопасность эксплуатации данного ГТС. Эксплуатация данного ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения. В нарушение п. 8 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», относящего вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения к вопросам местного значения, администрация сельского поселения не реализует свои полномочия и не предпринимает надлежащих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, способных возникнуть в результате ненадлежащего содержания и необеспечения безопасного состояния ГТС. А также, указанное состояние дамбы может привести к ее разрушению и затоплению, заболачиванию окрестной зоны <адрес>), что нарушает права жителей <адрес>), собственников и землепользователей земельных участков, расположенных поблизости, на защиту от чрезвычайных ситуаций, на благоприятную окружающую среду. Определить круг лиц не представляется возможным в связи с тем, что окрестности <адрес> является местом массового поселения граждан. Поэтому прокурор просит суд признать бездействие Администрации сельского поселения Дороховское по выполнению возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, незаконным, обязать Администрацию сельского поселения Дороховское незамедлительно осуществить действия, направленные на принятие мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, а также обязать Администрацию сельского поселения Дороховское производить техническое обслуживание дамбы. В судебном заседании представитель требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Дороховское заявленные требования признала частично, пояснила, что узнали, что данное спорное имущество не имеет собственника и является бесхозяйным только из представления Орехово-Зуевского городского прокурора, после чего стали выяснять собственника данного имущества и осуществлять действия по постановке данного имущества на учет, как бесхозяйного, то есть не считают, что бездействовали без уважительных причин, с остальными заявленными требованиями согласны.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (с изменениями и дополнениями) закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления (далее Федеральный закон).
В соответствии со ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся в числе прочих (п.1 п.п.8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.49 Федерального закона предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В собственности Поселений в силу ст.50 Федерального закона может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также объекты и пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения первичных мер по тушению пожаров, пруды, обводненные карьеры на территории поселения (п.2). В соответствии со ст.52 Федерального закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), расходы местных бюджетов в соответствии со ст.53 Федерального закона осуществляются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
В интересах неопределенного круга лиц Орехово-Зуевского городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения Дороховское находится гидротехническое сооружение (ГТС)- дамба в <адрес>).
По данным ГУ «Мособлводхоз» назначение дамбы - противопожарное и рекреационное. Она представляет собой земляную плотину, длиной 900 м., высотой 1,5 м., ширина по гребню 5 м., водосбросное сооружение открыто, имеется подмыв верхового откоса в районе водосброса, разрушение низового откоса дамбы в створе водосброса. Русла и откосы отводящих каналов деформированы, берега разрушены вследствие горения торфяников. Посадка грунта на проезжей части дамбы со снижением запаса гребня на НПУ до недопустимого уровня, то есть имеющееся ГТС требует ремонта.
В судебном заседании представитель Администрации сельского поселения Дороховское подтвердила, что Муниципальное образование «Сельское поселение Дороховское» собственником дамбы не является. Собственник не известен. Таким образом, гидротехническое сооружение - дамба в <адрес> сельского поселения Дороховское имеет признаки бесхозяйного имущества.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Данной статьей на органы местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйное недвижимое имущество, возложена обязанность по обращению в органы Росреестра о постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580. Согласно п. 5 Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества и ряда документов, которые должны быть собраны органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В сентябре 2010 года Орехово-Зуевской городской прокуратурой в адрес Главы сельского поселения Дороховское внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства по вопросу необходимости постановки на учет дамбы <адрес> как бесхозяйного имущества и произведению технического обслуживания указанного имущества.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время Администрацией сельского поселения Дороховское предпринимаются меры, направленные на получение необходимых сведений с целью простановки гидротехнического сооружения на учет. Однако эти действия предприняты ответчиком после вынесения представления об устранении выявленных выше нарушений. Но до настоящего времени бесхозяйное имущество на учет не поставлено.
Таким образом, наличие на территории сельского поселения Дороховское бесхозяйного имущества, не постановленного на учет в органах Росреестра, нарушает указанные требования федерального законодательства, права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций, благоприятные условия массового отдыха. Также отсутствие собственника, организации ответственной за содержание бесхозяйного гидротехнического сооружения - дамбы в <адрес> сельского поселения Дороховское не обеспечивает безопасность эксплуатации данного ГТС. В связи с изложенным, эксплуатация данного ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения.
В нарушение п. 8 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», относящего вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения к вопросам местного значения, администрация сельского поселения не реализует свои полномочия и не предпринимает надлежащих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, способных возникнуть в результате ненадлежащего содержания и необеспечения безопасного состояния ГТС.
Кроме того, неисполнением Администрацией сельского поселения Дороховское требований действующего законодательства нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в, обязательном единообразном исполнении нормативных правовых актов Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. А также, указанное состояние дамбы может привести к ее разрушению и затоплению, заболачиванию окрестной зоны <адрес>), что нарушает права жителей <адрес>), собственников и землепользователей земельных участков, расположенных поблизости, на защиту от чрезвычайных ситуаций, на благоприятную окружающую среду. Определить круг лиц не представляется возможным в связи с тем, что окрестности <адрес> является местом массового поселения граждан.
На основании вышеизложенных норм права, а также установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что ответчик в силу его обязанности ст.249 ГПК РФ не доказал отсутствие бездействия по вопросу проведения мероприятий, направленных на принятие мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, следовательно заявленные подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орехово-Зуевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Администрации сельского поселения Дороховское по выполнению возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по принятию мер постановки на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - дамбы в <адрес>, незаконным.
Обязать Администрацию сельского поселения Дороховское незамедлительно осуществить действия, направленные на принятие мер по постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - дамбы в <адрес>.
Обязать Администрацию сельского поселения Дороховское производить техническое обслуживание гидротехнического сооружения - дамбы в <адрес>
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 10 дней.
Председательствующий: