Дело № 2-596/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В составе председательствующего судьи Доброва Г.Г., при секретаре Перовой Е.М., с участием представителя истца адвоката Игошина В.Н. представившего удостоверение № по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухиной М.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда № по г. Москве и Московской области об оспаривании решения пенсионного фонда в отказе о досрочном назначении трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Мухина М.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управления пенсионного фонда РФ № по городу Москве и Московской области об оспаривании решения пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии. Свои требования мотивирует тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ № по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Протокол №, ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 20 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. по причине отсутствия специального стажа. Согласно указанного Закона для назначения пенсии необходим специальный стаж 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Пенсионным органом истцу засчитан специальный стаж в сельской местности 21 год 01 месяц 10 дней, а специальный стаж в городской и сельской местности 27 лет 03 месяца 09 дней. При этом ей не засчитали в специальный стаж работы период работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 06 месяцев 19 дней) в должности заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта, так как списками от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № года предусмотрено наименование должности: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра); - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) периоды нахождения на курсах повышения квалификации по специальности. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ № по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Протокол №, считает незаконным. Просила признать решение ГУ – УПФ РФ № по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Протокол № неправомерным. Обязать ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области засчитать в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 06 месяцев 19 дней) в должности заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) периоды нахождения на курсах повышения квалификации по специальности. В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила об удовлетворении иска. Представитель ответчика Сухарева В.Н. в судебном заседании иск Мухиной М.А. не признала, в возражении на иск указала, что нормами ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости, ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа независимо от возраста. Оспариваемые периоды работы не засчитаны в специальный стаж по двум вариантам: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта, так как Номенклатурой должностей медицинского персонала от ДД.ММ.ГГГГ № и списками от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом не предусмотрена. Предусмотрена должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом -акушерка (фельдшер, медицинская сестра) ; Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании ТК РФ, в соответствии с п. 5 разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 5 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Суд, изучив объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, находит требования истицы подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, Мухина М.А. в ДД.ММ.ГГГГ закончила Шуйское медицинское училище по специальности фельдшер, что подтверждается дипломом серии № л/д б/н. Согласно приказа от № от ДД.ММ.ГГГГ л/д 31 принята на должность заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом 95 рублей +10 рублей за заведование. Освобождена от занимаемой должности в порядке служебного перевода ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в трудовой книжке Мухиной М.А. л/д 7. ДД.ММ.ГГГГ Мухина М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Управление пенсионного фонда за назначением пенсии по старости ранее достижения установленного законом возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основании подпункта пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссия Управления Пенсионного фонда засчитала Мухиной М.А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в сельской местности 21 год 01 месяц 10 дней, а специальный стаж в городской и сельской местности 27 лет 03 месяца 09 дней. При этом ей не засчитали в специальный стаж работы период работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 06 месяцев 19 дней) в должности заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта, так как списками от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № года предусмотрено наименование должности: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра); - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) периоды нахождения на курсах повышения квалификации по специальности, что следует из протокола № л/д 5, (оборот). С отказом ГУ-УПФ № по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ протокол № истица не согласна и обжаловала его. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; В п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указывается, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Право на досрочное назначение пенсии в связи с связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения даёт не наименование должности, а фактическая работа, выполняемая лицом. Так согласно Определения Конституционного суда РФ от 22.04.2010 года № 520-О-О …законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с При исчислении стажа работы, дающего право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В ДД.ММ.ГГГГ. действовали утвержденные Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. О необходимости применения Постановления N 1397 свидетельствует и судебная практика (Определения Верховного Суда РФ от 21.09.2007 N 31-В07-11, от 13.01.2006 N 78-В05-57). Из положений Постановления N 1397 следует, что работа в должности фельдшера, акушерки в фельдшерско-акушерском пункте дает права на пенсию за выслугу лет. В соответствии со списком от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Списками от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено наименование должности: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра) В заседании установлено, что в оспариваемый период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 06 месяцев 19 дней) истец работала заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пунктом, где исполняла обязанности акушерки, фельдшера. Данное обстоятельство подтверждается штатным расписанием медицинского персонала Смолевского фельдшерско-акушерского пункта на ДД.ММ.ГГГГ л/д 17 где указана должность заведующей ФАП-акушерка. Число должностей -1 Так в должностной инструкции л/д 19 заведующему ФАП указываются обязанности заведующей ФАП – фельдшера: ведет больных на дому, оказывает первую неотложную помощь, участвует в диспансеризации населения… Характер выполняемой работы также подтверждается положением о ФАПе л/д 20 (приложения № к приказу начальника О/З управления Здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом оспариваемый период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 06 месяцев 19 дней) в должности заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Истцу не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как по мнению ответчика зачет указанных периодов не предусмотрен п. 5 разъяснения Минтруда РВ от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 5 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ. Суд не согласен с данными доводами ответчика. Согласно сведений о прохождении повышения квалификации л/д 32, Свидетельства о повышении квалификации л/д 33 в оспариваемые периоды времени истец действительно находилась на курсах повышения квалификации. Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы. Прохождение курсов повышения квалификации для истицы Мухиной М.А. является обязательным условием выполнения её работы заведующей ФАП - фельдшера, поскольку свидетельство о повышении квалификации является основанием для её допуска к осуществлению медицинской деятельности. Факт нахождения Мухиной М.А. на курсах повышения квалификации установлен в судебном заседании. Трудовые отношения с истицей на периоды её нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления. Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п. 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При изложенных обстоятельствах, исключение периодов нахождения Мухиной М.А. на курсах повышения квалификации из специального стажа для исчисления пенсии, суд считает незаконным. На момент обращения за пенсией : ДД.ММ.ГГГГ – с учётом включения спорных периодов работы истица имела требуемый 30-летний (30 лет 03 месяца 01 день) стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью. На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мухиной М.А. удовлетворить. Признать решение ГУ – УПФ РФ №24 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, Протокол № об отказе Мухиной М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости неправомерным. Обязать ГУ УПФ РФ № по г. Москве и Московской области засчитать Мухиной М.А. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 06 месяцев 19 дней) в должности заведующей Смолевского фельдшерско-акушерского пункта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 03 дня) периоды нахождения на курсах повышения квалификации по специальности. Назначить Мухиной М.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий судья : Добров Г.Г.
любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а
лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным
воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.