о признании бездействий Администрации незаконными



Дело № 2-2279/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего федерального судьи Доброва Г.Г.

с участием помощника прокурора Волковой Н.В.

при секретаре Перовой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орехово-Зуевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Давыдовское о признании бездействия Администрации незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Истец, в интересах неопределенного круга лиц предъявил иск к Администрации сельского поселения Давыдовское о признании бездействия Администрации незаконным.

Свои требования мотивирует тем, что Орехово-Зуевской городской прокуратурой в рамках подготовки населенных пунктов к пожароопасному сезону отделу надзорной деятельности по Орехово-Зуевскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области было поручено провести проверку готовности населенных пунктов к пожароопасному сезону.

В рамках этих мероприятий осуществлена проверка полноты выполнения полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, предусмотренных ст. 19 ФЗ №69 «О пожарной безопасности», разработка и выполнение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах, обеспеченность необходимыми средствами пожаротушения до прибытия пожарных подразделений (мотопомпы, пожарно-техническое вооружение и т.п.), состояние и необходимое количество противопожарных водоемов и других мест забора воды, расположенных в населенных пунктах и на объектах, а также подъездных путей к местам забора воды, наличие средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В ходе проведения проверки в сельском поселении Давыдовское органами пожарного надзора выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» главе администрации Давыдовского сельского поселения было внесено предписание №189/1/1-9 от 8.04. 2011 года о необходимости устранить следующие нарушения:

- Не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на естественных и искусственных водоисточниках (реки, озера, бассейны и т.п.) находящихся на территории населенных пунктов сельского поселения Давыдовское. В соответствии с 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

- Не установлены в полном объеме у водоисточников (гидрантов, водоемов и т.п.), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. ППБ 01-03, п.90 установлено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

- Территории общего пользования населенных пунктов <данные изъяты> не обеспечены пожарными щитами с набором противопожарного инвентаря.

В соответствии с п. 108 прил. 3 п.п. 21 ППБ 01-03: для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников, должны оборудоваться пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной безопасности, предельной защищаемой площади одним пожарным щитом и класса пожара в соответствии с таблицей 3.

- Не созданы добровольные пожарные формирования в населенных пунктах <данные изъяты>

В соответствии с п.п. 9 ППБ 01-03 для привлечения работников предприятий к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные формирования. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных.

- Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах <данные изъяты>

В соответствии с п.114 ППБ 01-03 на территории сельских поселений должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

- Населенные пункты <данные изъяты> не обеспечены необходимым количеством пожарных водоемов, п. 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

п. 9.29. СНиП ДД.ММ.ГГГГ. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

п. 9.30. СНиП ДД.ММ.ГГГГ. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов — 200 м; при наличии мотопомп — 100—150 м в зависимости от типа мотопомп.

- Не поддерживаются в постоянной готовности пожарные водоемы (своевременно не очищаются и не углубляются),подъезды к водоисточникам в <адрес> у домов , <адрес>

- Не обеспечены противопожарные расстояния от границ одно-двухэтажной индивидуальной застройкой в <адрес> до лесных массивов (менее 15 метров).

- Территории населенных пунктов <адрес> для быстрого нахождения в темное время суток пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения не обеспечены наружным освещением. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

В соответствии с п.27 ППБ 01-03 Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обеспечены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

Устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению. До настоящего времени указанные в предписании нарушения не устранены. Ранее прокуратурой в августе 2010 года вносилось представление Главе сельского поселения Давыдовское с требованием устранения выявленных нарушений законодательства «О пожарной безопасности», но мер реально не принято.

Бездействие Администрации сельского поселения Давыдовское в проведении противопожарных мероприятий незаконно и может вызвать ряд негативных последствий в виде причинения вреда здоровью и имуществу граждан, а также имуществу муниципального образования.

Орехово-Зуевский городской прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, так как круг лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате бездействия Администрации сельского поселения Давыдовское определить невозможно.

На основании изложенного, истец просит суд признать бездействие Администрации сельского поселения Давыдовское по устранению нарушений законодательства «О пожарной безопасности» незаконным.

Обязать Администрацию сельского поселения Давыдовское принять исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанных в предписании органов пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

1. Устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на естественных и искусственных водоисточниках (реки, озера, бассейны и т.п.) находящихся на территории населенных пунктов сельского поселения

2. Установить в полном объеме у водоисточников (гидрантов, водоемов и т.п.), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.

3. Обеспечить пожарными щитами с набором противопожарного инвентаря территории общего пользования населенных пунктов <данные изъяты>

4. Создать добровольные пожарные формирования в населенных пунктах добровольные пожарные формирования в населенных пунктах <данные изъяты>

5. Установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах д.<данные изъяты>

6. Обеспечить необходимым количеством пожарных водоемов населенные пункты <данные изъяты>

7. Поддерживать в постоянной готовности пожарные водоемы щодъезды к водоисточникам в <данные изъяты> у домов <данные изъяты>. Территории населенных пунктов <данные изъяты>

8. Обеспечить наружным освещением для быстрого нахождения в темное время суток пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, входы в здания и сооружения. Обозначить места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

Представитель истца помощник прокурора Волкова Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Давыдовское Горбунов М.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что Согласно п. 8.1, ч. 1, ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": создание муниципальной пожарной охраны - это право, а не обязанность органов местного самоуправления поселения.

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности": муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований, указанная статья так же не носит характер императивного нормы по отношению к органу местного самоуправления поселения, в части обязанности создания муниципальной пожарной охраны.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" полномочием отнесенным к ведению органа местного самоуправления поселения является:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах - указанная норма так же не обязывает орган местного самоуправления поселения непосредственно создавать добровольные пожарные формирования.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" одним из основных принципов создания и деятельности добровольной пожарной охраны является принцип:

добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны…

На основании выше изложенного администрация сельского поселения Давыдовское полагает требование Орехово-Зуевского городского прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в части обязывания администрации сельского поселения Давыдовское создать добровольные пожарные формирования не обоснованным и противоречащим действующему законодательству.

Администрация сельского поселения Давыдовское признает исковые требования Орехово-Зуевского городского прокурора в части исключающей обязанность создания администрацией сельского поселения Давыдовское добровольных пожарных формирований согласно перечню населенных пунктов.

Третье лицо: представитель отдела ГПН по Орехово-Зуевскому муниципальному району УГПН ГУ МЧС России по Московской области Митин Е.А. в судебном заседании полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, изучив объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности на Администрацию Давыдовского сельского поселения возложена обязанность по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Предписание вынесено должностным лицом – Государственным инспектором Орехово-Зуевского района по пожарному надзору Митиным Е.А.. Требования предписания изложены в 9 пунктах, с указанием сроков для исполнения – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В предписании указывалось, что при несогласии с указанными нарушениями обязательных требований пожарной безопасности и (или) сроками их устранения физические и юридические лица в трехмесячный срок вправе обжаловать настоящее предписание …

Предписание получено для исполнения Главой Администрации Давыдовского сельского поселения Шумилиным А.А. ДД.ММ.ГГГГ, им не обжаловалось, таким образом, являлось обязательным для исполнения.

Постановлением о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес> Шумилин А.А. привлечен к административной ответственности и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Представлением об устранении нарушений законодательства «О пожарной безопасности» выданным заместителем Орехово-Зуевского городского прокурора Бусыгиным В.В. указывается, что в ходе проверки установлено, что в сельском поселении Давыдовское не в полной мере выполнены первичные меры пожарной безопасности в границах сельского поселения.

Представитель ответчика указывает, что согласен с исковыми требованиями по всем пунктам, кроме требования о создании добровольных пожарных формированиях в населенных пунктах.

Согласно ст. 2 Федеральныго закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Из ст. 19 Закона следует, что полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 30 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы относятся к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований.

Вместе с тем, в силу пунктов "б" и "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности, являющейся одним из видов общественной безопасности, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ), согласно ч. 3 ст. 13 которого порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Решением Верховного суда от 5.07.2001 года № ГКПИ 01-1028, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 23.08.2001 N КАС01-306 заявление Берга Олега Викторовича о признании недействительным "Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных", утвержденного начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ - главным государственным инспектором РФ, введенного в действие Приказом МВД РФ от 2 апреля 2001 г. N 390 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28 апреля 2001 г., регистрационный N 2688), оставлены без удовлетворения.

Суд считает требования Орехово-Зуевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Давыдовское о признании бездействия Администрации незаконным обоснованными, соответствующими действующему законодательству, в связи с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд считает возможным определить срок для исполнения указанных требований до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом мнения сторн.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст.,194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Орехово-Зуевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Давыдовское в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

Принять исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанных в предписании органов пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

1. Устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на естественных и искусственных водоисточниках (реки, озера, бассейны и т.п.) находящихся на территории населенных пунктов сельского поселения

2. Установить в полном объеме у водоисточников (гидрантов, водоемов и т.п.), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.

3. Обеспечить пожарными щитами с набором противопожарного инвентаря территории общего пользования населенных пунктов д. <данные изъяты>.

4. Создать добровольные пожарные формирования в населенных пунктах добровольные пожарные формирования в населенных пунктах <данные изъяты>

5. Установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах <данные изъяты>

6. Обеспечить необходимым количеством пожарных водоемов населенные пункты <данные изъяты>

7. Поддерживать в постоянной готовности пожарные водоемы щодъезды к водоисточникам в <данные изъяты> Территории населенных пунктов <данные изъяты>

8. Обеспечить наружным освещением для быстрого нахождения в темное время суток пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, входы в здания и сооружения. Обозначить места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья: Добров Г.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200