об обжаловании решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет



Дело № 2-3298/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года

Орехово-Зуевский городской суд Московской области

В составе председательствующего судьи Доброва Г.Г.,

при секретаре Воробьевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Савельева В.Я. об оспаривании решения Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель просит признать незаконным решение Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

Свои требования обосновывает тем, что является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок принадлежит ему на основании вступившего в законную силу решения Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. На данном участке расположен жилой дом, принадлежащий Савельеву В.Я.

Савельев В.Я. в установленном порядке обратился в орган кадастрового учета - Федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата» Московской области Орехово-Зуевский отдел с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ему земельного участка и выдаче кадастрового паспорта.

Решением Кадастровой палаты от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Считает данное решение об отказе незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства.

В п.2 ч.2 ст.27 Закона о кадастре сказано, что Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

Однако оспариваемое решение не содержит конкретных сведений о том, какой из представленных документов не соответствует требованиям Закона.

Представленные заявителем в Кадастровую палату заявление и межевой план, как по форме, так и по содержанию полностью соответствую требованиям предъявляемым к ним Законом о кадастре.

Решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу№ содержит достаточное описание земельного участка (в том числе его адрес, площадь и ряд дополнительных характеристик), вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и обязательно для исполнения всеми государственными органами и подведомственными им учреждениями.

Просит суд признать решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области, незаконным. Обязать Федеральное Государственное Учреждение «Кадастровая палата» по Московской области, в срок не более пяти дней, с момента вступления решения суда в законную силу, поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости – земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>

Также просит взыскать в его пользу судебные расходы.

Представитель заявителя в судебном заседании подтвердила обстоятельства дела изложенные в заявлении, просила об удовлетворении заявления Савельева В.Я.

Представитель заинтересованного лица Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области ФИО3 пояснила, что возражает по существу заявления Савельева В.Я.

Пояснила, что решением федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Савельеву В.Я. было отказано в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В данном решении указано, в каком именно документе выявлено нарушение содержания - это межевой план, реквизит 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях». Так же указаны пункты 68, 69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010г. № 42 требования которых нарушены.

Из этого следует, что в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» неправильно заполнены строки графы 3 об адресе земельного участка, о категории земель, к которой отнесен земельный участок и виде его разрешенного использования.

Представленное решение Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании за Савельевым В.Я. права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. не удовлетворяет требованиям, выдвигаемым действующим законодательством к документу, представляемому в качестве основания для указания в ГКН сведений об адресе земельного участка, о категории земель и о виде его разрешенного использования:

-     решение суда не является актом органа государственной власти или актом местного самоуправления;

-     содержание решения суда не позволяет однозначно определить земельный участок, в отношении которого установлено его действие (исчерпывающе не указаны сведения о местоположении (координатах) границ образуемого земельного участка или его кадастровый номер).

Суд, изучив объяснение представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес> за Савельевым В.Я. признано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>. для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Савельев В.Я. обратился с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости, что следует из листа 1 межевого плана, л/д 6.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости" Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

К заявлению был приложен межевой план. Межевой план, согласно содержания, имеет следующие разделы: Исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; сведения об образуемых земельных участках и их частях; сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам; заключение кадастрового инженера; схема геодезических построений; схема расположения земельных участков; чертеж земельных участков и их частей; приложения.

Суд считает, что представленный межевой план соответствует требованиям ст. 38 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» предъявляемых к межевому плану, имеет необходимую графическую и текстовую часть.

Межевой план также содержит акт согласования границ земельного участка, л/д 21 (оборот), подписанный правообладателями соседних земельных участков, отвечающий требованиям ст. 39 Закона.

Согласно представленного акта согласования границ земельного участка споры по границам земельного участка отсутствуют, на местности границы участка согласованы.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес> ФГУ «Кадастровая палата» Орехово-Зуевский отдел отказало в проведении государственного кадастрового учета

Выявлено: в нарушение требований п.п.п. 68, 69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , сведения о категории земель, виде разрешенного использования и адресе не подтверждены сведениями государственного кадастра недвижимости или актом органа государственной власти (органа местного самоуправления).

В качестве документа-основания определения характеристик земельного участка (в части категории земель - земли населенных пунктов, разрешенного использования - Для ведения личного подсобного хозяйства и
адреса: <адрес>, указанных в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» межевого плана, представлена копия Решения
суда от ДД.ММ.ГГГГ не содержащая описания местоположения границ земельного участка…

С указанным решением заявитель не согласна и обжаловала его.

В соответствии со ст. 22 Закона заявителем для постановки на кадастровый учет, вместе с заявлением в орган кадастрового учета были представлены : межевой план ( ч. 1 п. 2 ст. 22 ). В качестве документа устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости ( ч. 1 п. 7 ст. 22 ) представлена копия судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из оспариваемого решения ФГУ «Кадастровая палата» усматривается, что основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета является нарушение заявителем п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона.

Из ч. 2 п. 2 ст. 27 Закона следует, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

Из письма ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ ЕДВИЖИМОСТИ от 30.05.2008 года № ВК 2370 о ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА следует, что под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе.

2. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета.

Далее указывается, что сведения о правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе являются дополнительной информацией.

Следовательно, в указанных случаях отсутствие в представленных документах копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа либо отсутствие его наименования, даты и номера регистрации на титульном листе Описания земельных участков не может служить основанием для отказа в проведении кадастрового учета.

Из вышеизложенного следует, что решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя) либо путем приостановления кадастрового учета на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре недвижимости.

В соответствии с Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости"

П. 68. Сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения.

П. 69. Сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.

Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

П. 70. В Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.

Письмом от 30.04.2008 года № ВК/2019 «О Государственном кадастре недвижимости» дается разъяснение по п. 68 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 где указывается, что Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносится адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).

В пункте 68 указано, если на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, а в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок, не выполнена планировка территории (отсутствуют улицы и т.д.), в качестве местоположения земельного участка в Реестре указываются: наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии); слова "Земельный участок расположен"; часть кадастрового квартала, в пределах которой расположен земельный участок (северо-западная, северная, северо-восточная, восточная, юго-восточная, южная, юго-западная, западная или центральная).

Поскольку использование в описании местоположения земельного участка части кадастрового квартала, в пределах которой расположен земельный участок, нормами Закона N 221-ФЗ не предусмотрено, то указанные сведения носят вспомогательный характер и не являются обязательными.

Учитывая изложенное, в случае, если органом кадастрового учета для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости принят межевой план, в котором местоположение объекта недвижимости заполнено в соответствии с правоустанавливающим документом, и сведения, содержащиеся в нем в целом соответствуют ст. 7 Закона N 221-ФЗ, то принимается решение о его осуществлении.

Как следует из представленного межевого плана, судебного решения в них имеется полный адрес месторасположения земельного участка.

Письмом Росреестра от 21.07.2010 N 14-5591-ГЕ "Об осуществлении государственного кадастрового учета изменений категории и (или) вида разрешенного использования земельных участков" указывается, что в соответствии с пунктами 69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, при осуществлении государственного кадастрового учета изменений категории земель и (или) вида разрешенного использования исходного земельного участка… при проведении проверки межевых планов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, установлено, что сведения о категории и (или) виде разрешенного использования исходного земельного участка не соответствуют указанным характеристикам образуемых из него земельных участков, то в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета данных образуемых земельных участков и заявителю или его представителю возвращаются межевые планы для доработки (часть 7 статьи 26 Закона о кадастре).

Таким образом суд считает, что ФГУ «Кадастровая палата» по МО, установив нарушение требований п.п. 68, 69, 70 установленных Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", должен был решить указанные вопросы в рабочем порядке, либо принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Вместо совершения ФГУ «Кадастровая палата» по МО по Орехово-Зуевскому району необходимых действий по устранению выявленных нарушений, отдел по Орехово-Зуевскому району отказал в постановке земельного участка на кадастровый учет.

Таким образом, суд считает обоснованными требования заявителя о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

Что касается требования об обязании ФГУ «Кадастровая палата» в срок не более пяти рабочих дней поставить на кадастровый учет земельный участок, то в соответствии со ст. 17 Закона постановка на учет объекта недвижимости… осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что заявителем понесены судебные расходы в связи с отказом ФГУ «Кадастровая палата» в постановке на кадастровый учет, принадлежащего ему земельного участка, то суд полагает возможным удовлетворить его требования о взыскании судебных расходов за счет заинтересованного лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Савельева В.Я. об оспаривании решения Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области, удовлетворить.

Признать решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области, незаконным.

Обязать Федеральное Государственное Учреждение «Кадастровая палата» по Московской области, в двадцатидневный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости – земельный участок площадью <данные изъяты>м. расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Федерального Государственного Учреждения «Кадастровая палата» по Московской области в пользу Савельева В.Я. судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение десяти дней после изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья: Добров Г.Г.