Дело № 2-351/12 г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 февраля 2012 года Орехово-Зуевский городской суд Московской области В составе председательствующего судьи Доброва Г.Г., при секретаре Воробьевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пилас ФИО9 об обжаловании решения Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области, УСТАНОВИЛ: Пилас Е.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области. Свои требования мотивирует тем, что 23.03.2011 года она обратилась с заявлением в межрайонную ИФНС Росси № 10 по МО о предоставлении социального налогового вычета в сумме 113700 рублей за медицинские услуги по лечению супруга заявителя – ФИО3 в Медицинском учреждении РФ. 21.07.2011 года межрайонной ИФНС Росси № 10 по МО было вынесено уведомление № об отказе в предоставлении заявителю социального налогового вычета по тем основаниям, что в представленных медицинских документах должна содержаться информация исключительно о предоставленных медицинских услугах, а пребывание в стационаре и питание в медицинские услуги не входят. Отказывая в предоставлении социального налогового вычета, налоговый орган нарушил требование п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, где указывается, что общая сумма налогового вычета …принимается в сумме фактически понесенных расходов. Заявитель считает действия межрайонной ИФНС Росси № 10 по МО неправомерными, просит суд : признать решение межрайонной ИФНС Росси № 10 по МО об отказе в предоставлении социального налогового вычета в сумме <данные изъяты> неправомерным, обязать межрайонную ИФНС Росси № 10 по МО предоставить заявителю социальный налоговый вычет в сумме из расчета <данные изъяты> за услуги по лечению предоставленные заявителю и её супругу. В судебном заседании заявитель поддержала заявленные требования, пояснив также, что Пилас А.Е. и её супруг ФИО3 находились на лечении с ДД.ММ.ГГГГ. Супруг заявителя является инвалидом 1 группы, он был направлен на восстановительное лечение, заявитель его сопровождала. Перед прохождением лечения был составлен договор на оказание платных медицинских услуг, где была отражена стоимость одного койко-дня общей стоимостью <данные изъяты>. Данная сумма указана в оплаченных квитанциях, в стоимость восстановительного лечения входило: лечение, питание и нахождение в стационаре. По окончанию лечения заявителю были выданы соответствующие документы, в том числе договора и квитанции на заявителя и ее супруга. 23 марта 2011 года заявитель письменно обратилась в Межрайонную инспекцию ФНС России №10 по Московской области о предоставлении ей социального налогового вычета в сумме, из расчета <данные изъяты>, уплаченной ею в налоговом периоде в 2010 году за медицинские услуги по ее лечению и лечению ее супруга ФИО3 в медицинском учреждении Российской Федерации. К указанному заявлению были приложены все необходимые документы: справка формы 2 НДФЛ, квитанции об оплате медицинских услуг, кассовые чеки на двух человек, договора на оказание платных медицинских услуг, акты выполненных работ об оказанных медицинских услугах, справка об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговую инспекцию, доверенность и лицензию ФГУ здравоохранения «ЦКБ». Все указанные документы налоговой службой были приняты. 21 июля 2011 года заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области по результатам камеральной проверки было вынесено уведомление № об отказе в предоставлении Пилас Е.А. социального налогового вычета в виде зачета или возврата излишне уплаченного налога. В обоснование отказа в предоставлении заявителю социального налогового вычета налоговый орган указал, что в предоставленных медицинских документах должна содержаться информация исключительно о предоставленных медицинских услугах, а пребывание в стационаре и питание в медицинские услуги не входит. Неправомерно отказывая заявителю в предоставлении социального налогового вычета налоговый орган нарушил требования п.п. 3 п.1 ст. 219 НК РФ, просит удовлетворить её требования. Представитель Межрайонной ИФНС № 10 по Московской области ФИО7 в возражении на заявленные требования пояснила, что Пилас Е.А. обратилась в Межрайонную ИФНС № 10 с заявлением о предоставлении социального налогового вычета в сумме <данные изъяты>. По результатам камеральной проверки налоговый орган отказал заявителю в предоставлении налогового вычета в связи с тем, что из представленных справок с указанием кода № 01 невозможно определить конкретно оказанную услугу по предоставлению медицинской помощи. Из договора об оказании платных услуг видно, что в стоимость 1 -го койко-дня входит : 1) пребывание в стационаре, 2) питание, 3) медикаментозное и инструментальное лечение и обследование по основному заболеванию. Из корешков к квитанциям видно, что нахождение пациентов происходило в 2-х местной палате с удобствами. Однако ни в одном документе нет расшифровки фактически оказанных медицинских услуг, выразившихся в конкретных мероприятиях. Полагает, что в ст. 219 НК РФ речь идет именно об услугах по лечению пациента, а не обо всех сопутствующих этому процессу мероприятий. Такая же позиция содержится в письме от 9 сентября 2009 г. N 20-14/4/093959@ УФНС. Налоговый орган не может на основании предоставленных документов выделить стоимость именно услуг по лечению, так как об этом нет данных ни в одном из представленных документов. Суд, изучив объяснения участников заседания, материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Пилас Е.А. и ФИО3 являются супругами, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес>. С 1.11.2010 года по 19.11.2010 года супруги Пилас Е.А. и ФИО3 проходили лечение в ФГУ здравоохранения «Центральная клиническая больница восстановительного лечения Федерального медико-биологического агентства, что подтверждается договорами на оказание платных медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ №, № л/д 16-19. Согласно п.п. 1.1. договоров «Исполнитель» проводит комплексное диагностическое обследование «Пациента» и лечение в амбулаторных и/или стационарных условиях с использованием медицинского оборудования и средств больницы с предоставлением бытовых и сервисных услуг повышенной комфортности. Из п.п. 1.2 договоров следует, что плательщиком по обоим договорам является Пилас ФИО9. В. п.п 3.1 договоров указывается, что стоимость одного койко-дня в 2-х местной палате с удобствами составляет <данные изъяты>. Согласно п.п. 3.2 договоров в стоимость 1-го койко-дня входит пребывание в стационаре, питание, медикаментозное и инструментальное лечение и обследование по основному заболеванию. Также, согласно п.п. 3.2 в стоимость договоров не входит дополнительные услуги оказываемым пациентам за дополнительную плату. Из актов выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес>, 21 следует, что работы по восстановительному реабилитационному лечению за период с 01.11.2010 года по 19.11.2010 года выполнены качественно, полностью и в срок. 23 марта 2011 года заявитель обратилась в Межрайонную инспекцию ФНС России №10 по Московской области о предоставлении ей социального налогового вычета в сумме, из расчета <данные изъяты>, уплаченной ею в налоговом периоде в 2010 году за медицинские услуги по ее лечению и лечению ее супруга ФИО3 в медицинском учреждении Российской Федерации. Вместе с заявление были представлены : налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ л/д 42-44, справка о доходах физического лица за 2010 года (форма 2-НДФЛ) л/д 51-52, справка об оплате медицинских услуг № 207, 208 от 19.11.2010 года л/д 53, 54, по форме, утвержденной совместным Приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256), корешки квитанций от 1.11.2010 года по оплате медицинских услуг на сумму <данные изъяты> л/д 55, на сумму <данные изъяты> л/д 56, от 13.11.2010 года на сумму <данные изъяты> л/д 57, на сумму <данные изъяты> л/д 58, договора на оказание платных медицинских услуг № 1320, 1321 л/д 62-64, 65-66, Акт выполненных работ л/д 64, 67, Лицензия на осуществление медицинской деятельности от 14 мая 2008 года л/д 68 на ФГУ здравоохранения «Центральная клиническая больница восстановительного лечения Федерального медико-биологического агентства». Статьей 210 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы, в частности, социальных налоговых вычетов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Согласно Перечня медицинских услуг в медицинских учреждениях РФ, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201 в медицинские услуги входят: 1. Услуги по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи. 2. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы. 3. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), включая проведение медицинской экспертизы. 4. Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях. 5. Услуги по санитарному просвещению, оказываемые населению. Как установлено в судебном заседании заявителю и её супругу были оказаны медицинские услуги по п. № 3 перечня: Услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению стационарной медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах), включая проведение медицинской экспертизы. Из подпункта 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ также следует, что вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг предоставляется налогоплательщику в том случае, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком соответствующих документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов. Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в сумме фактически понесенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи. Как установлено в судебном заседании медицинское учреждение, в котором происходило лечение заявителя и её супруга имеет соответствующую лицензию. Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 219 НК РФ, предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в ИФНС по окончании налогового периода. Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2-5 пункта 1 статьи 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 руб. в налоговом периоде (п. 2 ст. 219 НК РФ). Как следует из заявленных требований Пилас Е.А. просит суд предоставить социальный налоговый вычет из расчета <данные изъяты> за услуги по лечению предоставленные заявителю и её супругу, то есть не более <данные изъяты>. Социальный налоговый вычет на лечение предоставляется путем возврата излишне уплаченного НДФЛ за предыдущие налоговые периоды на основании налоговой декларации с приложением следующих документов: - справки (справок) об оплате медицинских услуг по форме, утвержденной приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, выданных медицинским учреждением, оказавшим налогоплательщику медицинские услуги; - копий договоров, заключенных налогоплательщиком с медицинскими учреждениями РФ; - копий соответствующих лицензий, если в указанных договорах отсутствует информация о реквизитах лицензий; - копий платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям РФ за оказанные услуги по лечению, квитанций к приходным ордерам, банковских выписок о перечислении медицинским учреждениям денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, кассовых чеков и т.д.; - справки (справок) о доходах за отчетный период (год, в котором были произведены расходы на лечение) по форме 2-НДФЛ. Как указывается в Определении Конституционного суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 447-О механизм социального налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в связи с оплатой медицинских услуг, предполагает, что соответствующая сумма должна быть уплачена, во-первых, самим налогоплательщиком за счет собственных средств, причем в течение налогового периода, за который вычет заявляется, во-вторых, только за медицинские услуги, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года N201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета"). В подтверждение произведенных расходов налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, свидетельствующие о целевом расходовании средств и о сумме произведенных выплат, исходя из величины которых ему может быть предоставлен социальный налоговый вычет. К их числу наряду с платежными документами, отражающими факт уплаты налогоплательщиком денежных средств за оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации. В соответствии с утвержденной совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001года о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года N201 инструкцией данная справка заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика. Справка об оплате медицинских услуг является обязательным документом, представляемым налогоплательщиком в налоговый орган при подаче налоговой декларации с целью получения социального налогового вычета. В справке на основании кассового чека (приходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) указывается стоимость медицинской услуги по коду "1" или дорогостоящего лечения по коду "2", оплаченных за счет средств налогоплательщика, в рублях прописью с большой буквы. Суд считает установленным, что справки об оплате медицинских услуг, которые были поданы заявителем, соответствует предъявляемым к ней требованиям по форме заполнения и по её содержанию. В справках указан код 01, который указывает, что заявителю и её супругу были предоставлены медицинские услуги согласно Перечня медицинских услуг в медицинских учреждениях РФ, предоставленных налогоплательщику. Заявителем были представлены все необходимые документы для предоставления социального налогового вычета, которые соответствуют предъявляемым к ним требованиям. По коду 01 не требуется указание на конкретный вид предоставленной медицинской услуги, как по коду 02 в соответствии с перечнем дорогостоящих видов лечения. Суд не согласен с мнением представителя заинтересованного лица, указывающего на необходимость расшифровки фактически оказанных услуг. Такого требования не содержится ни в Законе, ни в Постановлениях Правительства РФ. Ссылка представителя заявителя на письмо Управления ФНС по г. Москве от 09.09.2009 года л/д 119 не может применяться в данной ситуации, поскольку в указанном письме для разъяснения приводилась справка с кодом 02, то есть по дорогостоящим видам лечения, которые предоставляются исключительно в соответствии с перечнем дорогостоящих видов лечения и в которых расходы на стационарное лечение и пребывание в стационаре подлежат исключению. Суд считает доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199, ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Заявление Пилас ФИО9 об обжаловании решения Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области удовлетворить. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в виде уведомления № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пилас ФИО9 в предоставлении социального налогового вычета. Обязать Межрайонную ИФНС России № 10 по Московской области предоставить Пилас ФИО9 социальный налоговой вычет из расчета суммы <данные изъяты>, уплаченной её в налоговой период за 2010 год за платные медицинские услуги. Мотивированное решение изготовлено 9 февраля 2012 года. На решение суда может быть подана апелляционные жалоба в Московский Областной Суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья: Добров Г.Г.