№2-1011 /12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В составе председательствующего федерального судьи Лялиной М.А. При секретаре Гнилкиной И.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руновой Риммы Ефимовны к ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии УСТАНОВИЛ: Рунова Р.Е. мотивирует свои требования тем, что 29.08.2011 года она обратилась в ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако ей было отказано в назначении указанной пенсии за отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в стаж, дающий право на требуемую пенсию, не была зачтена работа истицы в период с 21.08.1979 года по 28.09.1984 года в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Солнечное», так как учреждение «детский комбинат» не предусмотрено Списками от 29.10.2002 года №781, от 6.09.1991 года №463, от 22.09.1999 №1067, а также период с 8.06.1989 года по 30.06.1989 года нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы с 1.11.1999 года по 23.07.2004 года в детском саду №132 станции Куровская и с 24.07.2004 года по 21.04.2005 года в НДОУ «Детский сад №44» ОАО РЖД в должности заведующей, так как в соответствии с п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, работа в качестве директоров (начальников, заведующих) детского сада в выслугу не засчитывается, в соответствии с п.п. «в» п.8 Правил от 29.12.2002 года №781, в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) детского сада за период до 1.11.1999 года. Истица считает отказ в назначении пенсии неправомерным и просит обязать ответчика зачесть вышеуказанные периоды работы в специальный стаж, и обязать ответчика назначить истице досрочную пенсию по старости с момента обращения, то есть с 29.08.2011 года. Истица также считает, что период её работы в должности заведующей неправомерно исключен из её специального стажа, так как она занималась педагогической деятельностью, находясь в данной должности. В судебном заседании истица требования поддержала. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области по надлежащей доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что считает действия ответчика правомерными, строго следующими букве закона, поддержала письменный отзыв на иск. Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Рунова Р.Е. обратилась 29.08.2011 года в ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако, рассмотрев её обращение, комиссия решением №2086 от 17.11.2011 года отказала Руновой Р.Е. в назначении вышеуказанной пенсии. Согласно результатам расчета, указанного в протоколе от 17.11.2011 года, специальный стаж истицы составил 14 лет 11 месяцев и 23 дня. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости как педагогическому работнику не были включены периоды работы с 21.08.1979 года по 28.09.1984 года в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Солнечное», а также период с 8.06.1989 года по 30.06.1989 года нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы с 1.11.1999 года по 23.07.2004 года в детском саду №132 станции Куровская и с 24.07.2004 года по 21.04.2005 года в НДОУ «Детский сад №44» ОАО РЖД в должности заведующей, которые истица считает исключенными неправомерно. Судом установлено, что истица оспаривает действия ответчика в установленные законом сроки. Рассматривая дело по существу заявленных требований, суд приходит к выводу, что ч.2 ст.4 Конституции РФ определено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Частью 2 ст.39 Конституции РФ предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Пенсионное обеспечение граждан РФ с 1.01.2002 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Статьей 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ в соответствии с п.3 ст.28 вышеуказанного федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа к которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее списки №781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим же лицам ( далее Правила №781). Рунова Р.Е. работала с 21.08.1979 года по 28.09.1984 года в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Солнечное». Вышеуказанным Списком №781 предусмотрены отдельно виды учреждений детский сад, детские ясли, ясли-сад (сад-ясли), а также должность, которую занимала истица в оспариваемые периоды времени- воспитатель. Вышеуказанный Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не связывает возможность назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с организационно-правовыми формами образовательных учреждений и дошкольных учреждений для детей, о чем подчеркнуто и в решении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 12.07.2001 года, которым аналогичный раздел «наименование учреждений» ранее действующего списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 был признан недействительным. Таким образом, период работы с 21.08.1979 года по 28.09.1984 года в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Солнечное», не зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью неправомерно и подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы. Также в силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. А согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Из изложенного следует, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 8.06.1989 года по 30.06.1989 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Период работы истицы с 1.11.1999 года по 23.07.2004 года в детском саду №132 станции Куровская и с 24.07.2004 года по 21.04.2005 года в НДОУ «Детский сад №44» ОАО РЖД в должности заведующей не подлежит включению в специальный стаж истицы, так как в соответствии с п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, работа в качестве директоров (начальников, заведующих) детского сада в выслугу не засчитывается, в соответствии с п.п. «в» п.8 Правил от 29.12.2002 года №781, в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) детского сада за период до 1.11.1999 года. С учетом того, что законность указанного положения проверена на соответствие Конституции РФ, что отражено в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 года №1014-О-О, суд приходит к выводу, что Правительство РФ, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Постановлением от 29.10.2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности. С принятием постановления Правительства РФ от 22.10.1999 года №1999 года №1067 работникам, занимавшим должности заведующих, стало известно, что их работа в данных должностях после 1.11.1999 года не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Основанное на формально определенных критериях, имеющих объективную природу, изменение оценки профессиональной деятельности руководителей (заместителей руководителей) учреждения образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности адаптироваться к вносимым изменениям (постановление от 24.05.2001 года №8-П, определение от 20.10.2005 года №392-О, от 25.01.2007 года №18-О, от 19.06.2007 года №476-О-О, от 25.02.2010 года №301-О-О). При вышеуказанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что периоды работы истицы в должности заведующей детским садом исключены комиссией ответчика правомерно из специального педагогического стажа истицы. Доводы истицы о том, что она по своим должностным обязанностям занималась педагогической деятельностью судом не проверялись и не принимаются во внимание, поскольку с учетом вышеуказанных обстоятельств не имеют существенного значения для рассмотрения данного дела. Кроме того, суд при проверке доводов истца и ответчика установил, что у истицы на 1.01.2001 года не имеется одновременно следующих условий для назначения пенсии: по состоянию на 1.01.2001 года на стажа работы в должностях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев, и а также не имеется факта работы (независимо от её продолжительности) в период с 1.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «наименование» должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Поскольку на дату 29.08.2011 года с учетом включения вышеуказанных периодов работы у истицы не имеется необходимого для досрочного назначения пенсии по старости стажа не менее 25 лет педагогической деятельности, исковые требования в части назначения пенсии с момента обращения не подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Руновой Риммы Ефимовны удовлетворить частично. Признать решение комиссии по назначению пенсии ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ №24 по г.Москве и Московской области от 17.11.2011 года №2086 об отказе Руновой Римме Ефимовне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным частично. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №24 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Руновой Риммы Ефимовны периоды работы с 21.08.1979 года по 28.09.1984 года в должности воспитателя в детском комбинате совхоза «Солнечное», период с 8.06.1989 года по 30.06.1989 года нахождения на курсах повышения квалификации. В остальной части в иске отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: