О признании договора дарения недействительным и признании права собственности на земельный участок и дом



Дело №2-56/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНОЕ

11 мая 2012 года

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего федерального судьи Доброва Г.Г.

при секретаре Воробьевой Е.С.,

с участием представителя истца: Лебедевой Татьяны Васильевны по доверенности от 06.12.2011 года,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панферовой ФИО16 к Владарской Т.В. о признании договора дарения недвижимого имущества недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Истец Панферова А.Е. предъявила иск к ответчику Владарской Т.В. о признании договора дарения недвижимого имущества недействительным.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Владарской Т.В. был заключен договор дарения жилого дома и земельного участка площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>.

Ответчиком зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок, получены свидетельства о государственной регистрации права.

Истец, указывая, что заключила данный договор, не понимая его содержания, под влияниям обмана, заблуждения, с учетом уточенных требований просит признать недействительным договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить право собственности Владарской Т.В. на указанное недвижимое имущество, вернуть ей в собственность жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив также, что спорный жилой дом по адресу <адрес> был построен истцом и ее мужем. При доме имеется земельный участок, площадью 1500 кв.м. Из разговора с Панферовой А.Е., представитель узнала, что приходила ее внучка Владарская Т.В., и просила подписать документы по оформлению земельного участка.

После этого, третье лицо Большакова В.А. в один из дней летом 2011 года обнаружила в доме договор дарения на имя Владарской Т.В.

Истец проживает в месте со своей дочерью Большаковой В.А., внучкой Владарской Т.В., ее супругом Владарским Ю.Г. и ребенком. Панферова А.Е. плохо видит и слышит, но недееспособной не признана.

Ответчик Владарская Т.В. в судебное заседание не явилась о слушании дела извещена в установленном Законом порядке, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, в связи с чем и в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд рассматривал дело в порядке заочного производства.

Ранее, в судебном заседании 07.12.2011 года исковые требования не признала, в возражении на иск поясняла, что в 2008 году бабушка Панферова А.Е. составила на её имя завещание, удостоверенное нотариусом Раменского нотариального округа Московской области.

В декабре 2010 года на имя истца были оформлены документы на земельный участок. В феврале 2011 года по инициативе истца был составлен договор дарения на имя Владарской Т.В. Договор дарения им составляли в агентстве недвижимости г. Орехово-Зуево, там он был и подписан.

Не согласна с исковыми требованиями, так как вкладывала деньги в пристройку к дому. В спорном доме проживает всю свою жизнь, вместе с ней проживают её супруг и их дочь, истец и мама - Большакова В.А.

Третье лицо Большакова В.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Ранее пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ была дома, истец уехала с ответчиком Владарской Т.В., сказав, что на счет оформления земельного участка. Потом ею был обнаружен договор дарения на имя Владарской Т.В.

Поддерживает исковые требования.

Третье лицо Владарский Ю.Г. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Ранее пояснял, что сделка совершалась по желанию истца. Он возил Панферову А.Е. и Владарскую Т.В. в Орехово-Зуево для оформления сделки.

Возражает в удовлетворении встречных требований.

Суд, изучив объяснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дел в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Судом установлено, что Владарской Т.В. на основании договора дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес> на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес>

Из договора дарения следует, что сторонами в договоре являются Панферова А.Е. – даритель и Владарская Т.В. – одаряемая.

Даритель дарит, а одаряемая принимает в дар в собственность земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым и размещенный на нем жилой дом литера А, А1, а.

Из п. 2 договора следует, что земельный участок принадлежит Панферовой А.Е. на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В п. 3, 4 договора указывается, что на земельном участке расположен жилой дом, одноэтажный общей площадью 72.6 кв.м. в составе литер : А, А1, принадлежащий дарителю на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 572 ГК РФ По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Из ч. 3 ст. 574 ГК РФ следует, что Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Право собственности Владарской Т.В. на жилой дом, зарегистрировано в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес>, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество сделана записи регистрации .

Право собственности Владарской Т.В. на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : для ведения личного подсобного хозяйства зарегистрировано в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес>, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество сделана записи регистрации .

Согласно выписки из домовой книги л/<адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> зарегистрированы Большакова В.А., Владарская Т.В., ФИО6, Владарский Ю.Г..

Кроме указанного договора дарения, имеется нотариально удостоверенное завещание от ДД.ММ.ГГГГ л/<адрес>, согласно которому Панферова А.Е. из принадлежащего ей имущества земельный участок и жилой дом находящийся по адресу: <адрес> завещает Владарской Т.В..

Панферова А.Е. просит признать недействительным договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что договор дарения заключен ею в то время, когда она не понимала значение своих действий и не могла руководить ими.

Суд считает, что данные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Как указывается в. ч 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В силу ст. 177 ГК РФ Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Для правильного рассмотрения дела, разрешения его в соответствии с Законом, по ходатайству представителя истца, с согласия Панферовой А.Е. определением от 07.12.2011 года была назначена судебно-психиатрическая экспертиза.

Проведение экспертизы было поручено экспертам Московской областной психиатрической больницы (филиалу Орехово-Зуевской психиатрической больнице № 8).

Заключение экспертизы получено судом, у суда не имеется оснований не доверять экспертному заключению Московской областной психиатрической больницы (филиалу Орехово-Зуевской психиатрической больнице ), так как эксперт ФИО12, ФИО13, ФИО14, выполнявшие экспертизу, имеют высшее образование по специальности психиатрия, ФИО12 является врачом высшей категории, и судебно психиатрическим экспертом.

Согласно экспертного заключения л/<адрес> комиссия пришла к заключению, что Панферова А.Е. обнаруживает сосудистую деменцию. На это указывают анамнестические сведения и данные амб.карты - нахождение подэкспертной в геронтологическом возрастном периоде, выявление у подэкспертной в 2011г. возрастной соматической патологии (незрелая катаракта обоих глаз, двухсторонняя возрастная тугоухость, цереброваскулярная болезнь с дисциркуляторной энцефалопатией); амнестическую дезориентировку в месте, времени и собственной личности, выраженное тотальное слабоумие с грубыми нарушениями гнозиса и праксиса, отсутствие у неё критических и прогностических способностей, значительное снижение навыков самообслуживания…

Комиссия пришла к заключению, что Панферова А.Е. в юридически значимый период времени - ДД.ММ.ГГГГ не могла понимать значение своих действий и руководить ими.

Суд считает, что доводы представителя истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

У суда нет оснований сомневаться в выводах экспертного заключения, выводы экспертов мотивированы и имеют однозначное утвердительное толкование о не возможности Панферовой А.Е. в юридически значимый период времени понимать значение своих действий и руководить ими.

При проведении экспертизы использовались методы клинико-психопатологического экспертного исследования: анамнез, медицинское наблюдение, клиническая беседа, описание психического состояния, выводы экспертов основывались также на исследованных медицинских документах Панферовой А.Е.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ).

Суд оценивает представленное экспертное заключение положительно и принимает как один из видов письменных доказательств по делу. Суд считает, что экспертами приняты во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и им сделан соответствующий анализ.

С учетом всех исследованных судом обстоятельств дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 171 ГК РФ каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны. При этом вопрос о приведении сторон в первоначальное положение должен быть разрешен судом, как следует из положений абз. 2, 3 п. 1 ст. 171 ГК РФ, одновременно с признанием сделка недействительной.

Между тем, поскольку ответчик не прибыл в судебное заседание и не представил в суд данные о понесенных ею затратах при совершении сделки, суд был лишен возможности взыскать со стороны истца уплаченные при заключении договора денежные средства, то есть применить последствия двухсторонней реституции

Руководствуясь ст. 194-198, 234, 235 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Панферовой А.Е. удовлетворить.

Признать недействительным договор дарения земельного участка площадью 1500 кв.м. кадастровый номер с находящимся на нем жилым домом площадью 72,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> заключенный между Панферовой А.Е. и Владарской Т.В. ДД.ММ.ГГГГ.

Прекратить право собственности Владарской Т.В. на земельный участок площадью 1500 кв.м. кадастровый номер с находящимся на нем жилым домом площадью 72,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>

Признать за Панферовой А.Е. право собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м. кадастровый номер с находящимся на нем жилым домом площадью 72,6 кв.м., расположенные г адресу: <адрес>

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2012 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья : Добров Г.Г.