о признании незаконным отказа в назначении пенсии



№2-206/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе председательствующего федерального судьи Лялиной М.А.

При секретаре Гнилкиной И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Радевич Марии Федоровны к ГУ-Управлению пенсионного фонда РФ №24 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии

УСТАНОВИЛ:

Радевич М.Ф. мотивирует свои требования тем, что 10.08.2011 года обратилась в ГУ- УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области для назначения пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста как медицинскому работнику, проработавшему не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда. Но решением комиссии по назначению пенсии от 28.09.2011 года ей было отказано за неимением требуемого специального стажа. Из специального стажа Радевич М.Ф. были исключены периоды работы с 12.02.2001 года по 25.09.2002 года и с 6.05.2003 года по 10.08.2011 года в должности санитарки-буфетчицы в ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат», так как не подтверждено непосредственное обслуживание психиатрических больных в объеме 80% рабочего времени. Радевич М.Ф. считает, что имеет необходимый специальный стаж, поэтому отказ в назначении ей трудовой пенсии ранее достижения пенсионного возраста как медицинскому работнику является незаконным, просит суд признать его таковым и обязать ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области назначить ей требуемую пенсию с момента обращения, то есть с 10.08.2011 года. В судебном заседании Радевич М.Ф. поддержала заявленные требования.

Полномочный представитель ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области по надлежащей доверенности требования не признала, пояснила суду, что считает действия ответчика правомерными, совершенными в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством, поддержала письменный отзыв по делу.

Представители 3-его лица без самостоятельных требований ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат» иск Радевич М.Ф. поддержали, пояснили суду, что истец работает в должности санитарки-буфетчицы, которая по роду работы почти полный рабочий день обслуживает и находится с психиатрическими больными, что установлено в ходе хронометража её рабочего времени, а также истец совмещает вакантные ставки по должности санитарки-буфетчицы.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 4 (ч.2) Конституции РФ определено, что Конституция РФ и Федеральные законы РФ имеют верховенство на всей территории России.

Частью 2 ст.39 Конституции РФ предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение граждан РФ с 1.01.2002 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).

Нормами ст.27 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 Федерального закона, (п.п.2 п.1 ст.27) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда обусловлено тем, что длительная занятость на таких работах сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников ряда вредных факторов во взаимосвязи с повышенной тяжестью труда. По смыслу положений ст.7 и ст.37 часть 3, ст.41 часть 1 Конституции РФ государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работника последствия труда на работах с тяжелыми условиями труда, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.

В разделе ХХ1У Списка 2 под «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» предусмотрены работники, непосредственно обслуживающие больных в домах-интернатах для психических больных, детских домах-интернатах для умственно-отсталых детей системы социального обеспечения.

Согласно правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня должна быть подтверждена документально.

Нормы и правила, установленные пенсионным законодательством и нормативно-правовыми актами Правительства РФ, использующиеся для назначения пенсий, должны соблюдаться, так как в соответствии с частью 2 ст.115 Конституции РФ обязательны к исполнению в РФ постановления и распоряжения Правительства РФ.

Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая и право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально назначенного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Также следует отметить, что правовая позиция, изложенная Конституционным судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 года, конкретизированная в определении от 5.11.2002 года по жалобе гражданина Ю.И.Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, такова, что сохраняет у граждан права на пенсию, ранее приобретенные в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения.

В судебном заседании установлено, что Радевич М.Ф. в период с 12.02.2001 года по 25.09.2002 года и с 6.05.2003 года по 10.08.2011 года в должности санитарки-буфетчицы в ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат» и указанные периоды были исключены комиссией по назначению пенсий ответчика из специального стажа истицы в связи тем, что предоставленная ответчику должностная инструкция по должности санитарки-буфетчицы не подтверждает занятость истицы в течение полного рабочего дня по непосредственному обслуживанию психиатрических больных.

При проверке доводов ответчика в судебном заседании установлено, что 17.10.2007 года по инициативе ответчика была проведена проверка специалистом ответчика обоснованности выдачи Радевич М.Ф. льготной справки. На основании изучения на месте работы истицы в ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат» представленных документов о трудовом стаже Радевич М.Ф., характере выполняемой работы и условиях труда, проверки достоверности всех представленных документов, специалист установила, отразив в акте №51 от 26.09.2011 года, что в ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат» оказывается специализированная высококвалифицированная медицинская помощь больным, включающая в себя диагностику психических расстройств, лечение, экспертизу, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационарных и полустационарных условиях. Штатными расписаниями 2009-2011 годов в подразделении «младший медперсонал» лечебного отделения предусмотрена должность санитарки-буфетчицы.

Как явствует из должностной инструкции санитарки-буфетчицы, в обязанности последней входит получение готовой пищи на пищеблоке, производит раздачу пищи больным согласно меню и назначенной диете, производит мытьё посуды, уборку буфетной, отвечает за сохранность инвентаря, посуды.

Таким образом, в ходе указанной документальной проверки было установлено, что согласно представленной действующей должностной инструкции должность санитарки-буфетчицы включает в себя иные обязанности, и не включает в себя занятость истицы в этой должности в течение полного рабочего дня по непосредственному обслуживанию психиатрических больных. Работниками ответчика фактическая работа истицы по должности санитарки-буфетчицы не проверялась, хронометраж рабочего времени по данной должности не проводился.

Однако в материалы дела предоставлен хронометраж рабочего времени санитарки-буфетчицы, произведенный работодателем истицы, согласно которому фактически в течение каждой рабочей смены, которая длится по одной ставке 8 часов, а по совмещенной ставке 0,25 – фактически 10 часов, истец по своей должности производит раздачу завтрака, кормление лежачих больных, сбор посуды в палатах, столовой, мытьё и дезинфекция посуды после завтрака, уборка буфетной, столовой, моечной, доставка обеда из пищеблока в отделение с помощью больных, раздачу обеда, кормление лежачих больных, сбор посуды в палатах, столовой, мытьё и дезинфекция посуды после обеда, доставку полдника в отделение с помощью больных, раздачу полдника, доставку из пищеблока в отделение продуктов для 2 –го ужина, доставку ужина из пищеблока с помощью больных, раздачу ужина, кормление лежачих больных, сбор посуды в палатах, столовой, мытьё и дезинфекция посуды после ужина. Санитарка-буфетчица не имеет отдельного помещения и целый рабочий день находится в отделении среди больных.

Кроме того, в судебном заседании представители работодателя истицы ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат» и свидетель Степанова Т.К. ( по должности старшая медсестра), непосредственно под руководством которой работает истица, пояснили суду, что в отделении ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат», в котором работает истица санитаркой буфетчицей, более ста человек психиатрических больных, отделение в течение дня закрыто, в отделении проживают пациенты с серьёзными психиатрическими диагнозами, в том числе с диагнозом умственной отсталости, то есть они не обладают навыками самообслуживания, в частности не могут есть ложкой, развернуть конфету, многим больным необходима помощь в приёме пищи. В отделении один буфет, штатным расписанием предусмотрено 2,5 ставки санитарок - буфетчиц, но истица одна работает по должности санитарки-буфетчицы с частичным совмещением. Буфет открыт целый день, значимым ( иногда единственным) занятием для больных является прием пищи, а также употребление в пищу продуктов питания, которые им приносят родственники, а также чаепитие. Поэтому кто-либо из больных практически целый день находятся в буфете, где им необходима помощь санитарки-буфетчицы, а именно вскипятить и налить чаю, развернуть конфету или снять иную упаковку с продуктов питания. Кроме того, поскольку санитарка-буфетчица работает одна, она привлекает пациентов для доставки обеда, полдника и ужина из пищеблока в отделение с помощью больных, за которых несет ответственность. Истец производит раздачу завтрака, обеда, полдника и ужина, кормление лежачих больных завтраком, обедом, полдником и ужином.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом предоставлены суду доказательства непосредственного обслуживания психиатрических больных в объеме 80% рабочего времени, поэтому суд приходит к выводу, что исключенные ответчиком периоды работы истицы должны быть включены в специальный стаж Радевич М.Ф. за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 27.08.2003 года по 28.08.2003 года и 14.10.2003 года, с исключением которых истец согласна, как она пояснила в судебном заседании, и которые суд считает исключенными из специального стажа правомерно, поскольку зачет указанных периодов в специальный стаж не предусмотрен п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

С учетом вышеизложенного, поскольку истец исковые требования не уточняла и вышеуказанные периоды работы суд считает исключенными из специального стажа Радевич М.Ф. неправомерно, но у последней на 10.08.2011 года при включении данных периодов работы имеется не менее 10 лет необходимого для назначения требуемой пенсии специального стажа, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Радевич М.Ф. частично.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Радевич Марии Федоровны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ №24 по г.Москве и Московской области от 28.09.2011 года об отказе Радевич Марии Федоровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в части исключения периодов работы с 12.02.2001 года по 25.09.2002 года и с 6.05.2003 года по 26.08.2003 года, с 29.08.2003 года по 13.10.2003 года, а также с 15.10.2003 года 10.08.2011 года в должности санитарки-буфетчицы в ГБСУСО МО «Куровской психоневрологический интернат», включив указанные периоды работы в её специальный стаж.

Обязать ГУ УПФ РФ №24 по г.Москве и Московской области назначить Радевич Марии Федоровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с момента обращения, то есть с 10.08.2011 года.

Отказать Радевич Марии Федоровне в части включения в её специальный стаж периодов с 27.08.2003 года по 28.08.2003 года и 14.10.2003 года нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке Мособлсуд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: