Дело №2-865\2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2012 года г.Орехово-Зуево Орехово-Зуевский городской суд в составе председательствующего судьи Щипанова И.Н., при секретаре Миловой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Решетниковой Ирины Рашитовны, Решетникова Василия Евгеньевича к администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании незаконным исключения из Списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи», возложении обязанности восстановить в списках участников программы и выдать свидетельство о социальной выплате, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились с заявлением к администрации городского округа Орехово-Зуево, Министерству строительного комплекса Московской области, указав, что их семья, вместе с детьми - Комаденко Ольгой, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Решетниковой Софьей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участницей долгосрочной муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Орехово-Зуево на 2007-2009 и 2009-2012 г.г.». В связи с этим семья была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на приобретение и строительство жилья. ДД.ММ.ГГГГ Решетниковой И.Р. Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево сообщено, что их семья исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году на основании решения Министерства строительного комплекса Московской области. Из письма Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что их семья не соответствует требованиям, установленным законодательством, а именно что возраст одного из супругов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ превысил 36 лет, поэтому семья исключена из списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на 2011 год. Указанные действия считают незаконным, т.к. в список их семья была включена в 2008 году, т.к. соответствовала требованиям, предъявляемым к семьям-претендентам на получение социальных выплат. На день формирования органом местного самоуправления списка семей-претендентов на получениие социальных выплат на приобретение и строительство жилья в 2011 году и включения их семьи в этот список возраст Решетникова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не превышал 35 лет. Поскольку их семье в период с 2008 года по настоящее время не предоставлено социальных выплат на приобретение жилья, оснований для исключения из списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году не имеется. Просят признать незаконным исключение их семьи из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи», обязать восстановить в списках участников программы и выдать свидетельство о социальной выплате. В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика - администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево. По ходатайству ответчика – Министерства строительного комплекса Московской области – к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации. Истица Решетникова И.Р. в суд не явилась, извещена надлежащим образом. В судебном заседании истец Решетников В.Е. на удовлетворении требований настаивает по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области – Мелешина И.А. – в судебном заседании пояснила, что данная семья была участником программы, списки семей были сформированы и предоставлены в Министерство строительного комплекса Московской области. На момент финансирования программы возрастной ценз Решетникова В.Е. был превышен. При вынесении решения полагается на усмотрение суда. Представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево – Спирина И.А. – пояснила, что списки были сформированы и направлены в Минстройкомплекс Московской области, где формируется сводный список, исходя из размера финансирования программы. Финансирование программы осуществляется из трех бюджетов: городского, областного и федерального. На момент начала финансирования Решетникову В.Е. пошел 37-ой год и на основании письма Минстройкомплекса области Комитет по управлению имуществом города принял решение об исключении данной семьи из списков семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году. При вынесении решения полагается на усмотрение суда. Представитель Министерства строительного комплекса Московской области – Васютин А.А. – в судебном заседании требования истцов не признал, пояснив, что Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Указанная долгосрочная целевая программа утверждена и в Московской области. Финансируется данная программа за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Главным распорядителем средств бюджета Московской области, в том числе сформированных за счет средств, поступивших из федерального бюджета, является Министерство строительного комплекса Московской области. В соответствии с Правилами, участником программы и подпрограммы может быть молодая семья, отвечающая ряду условий, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При несоответствии одному из условий, молодая семья не имеет права на участие в указанных программах. На основании заявок, представленных муниципальными образованиями Московской области и с учетом объема средств, предусмотренных в местном бюджете на софинансирование мероприятий федеральной программы Министерство строительного комплекса области формирует сводный список молодых семей-участниц федеральной программы в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, который утверждается в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию федеральной программы в соответствующем году. Семья Решетниковых в мае 2007 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в состав участников указанных подпрограмм 24 сентября 2008 года. В связи с изменением средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Московской области на четвертый квартал 2011 года распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области № 60 от 10 октября 2011 года утвержден уточненный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году, в который семья истцов не попала, т.к. на тот момент Решетникову В.Е. пошел 37-ой год. Участие семьи Решетниковых, не соответствующей условиям молодой семьи, предусмотренными Правилами, привело бы к нецелевому использованию средств, сформированных, в том числе, и за счет средств федерального бюджета. Списки семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем году начинают формировать на местах в предыдущем году и в 2011 году молодые семьи-участники программы, указанные социальные выплаты уже получили. Представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области Кубрак Е.А. в судебном заседании поддержала требования истцов, пояснив, что в интересах несовершеннолетних детей, они подлежат удовлетворению, т.к. при включении семьи в список они соответствовали необходимым условиям, дающим право на получение социальной выплаты. Представитель Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явился, извещен, в представленном отзыве в удовлетворении исковых требований просит отказать, т.к. в связи с достижением Решетниковым В.Е. возраста 36 лет до получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, получение данной семьей социальной выплаты невозможно. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему: В судебном заседании установлено, участниками процесса не оспаривается, что семья истцов в составе Решетниковой И.Р., Решетникова В.Е., Комаденко ОН., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Решетниковой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения постановлением главы городского округа Орехово-Зуево № от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, учетный №, а с ДД.ММ.ГГГГ является участником долгосрочной муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Орехово-Зуево на 2007-2009 и 2009-2012 г.г.» (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ между Решетниковым В.Е., Решетниковой И.Р. и ОАО «Банк Уралсиб» заключен кредитный договор № для целевого использования на приобретение квартиры по адресу: <адрес> (л.д.47-56). Письмом Комитета по управления имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево № 288 от 28 ноября 2011 года истцы уведомлены о том, что их семья была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, скорректированный на основании постановления Правительства РФ № 575 от 14 июля 2011 года, который получен Министерством строительного комплекса Московской области 22 июля 2011 года. В связи с изменением средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Московской области на четвертый квартал 2011 года распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области № 60 от 10 октября 2011 года утвержден уточненный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году, в который семья истцов не попала, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ возраст одного из супругов - Решетникова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – превысил 36 лет (л.д.7, 8-9). Суд считает, что исключение семьи истцов из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» является незаконным на основании следующего: 13 мая 2006 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675. Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», и постановлением Правительства Московской области от 27 марта 2009 года № 241/12, которым утверждена областная целевая программа «Жилище» на 2009-2012» годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2009-2012 годы», а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31 мая 2011 года № 493/20 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Жилище» на 2009-2012 годы». Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 18 постановления от 13 мая 2006 № 285 и п. 18 постановления от 17 декабря 2010 № 1050). В судебном заседании установлено и не оспаривается, что на момент постановки семьи Решетниковых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (28 мая 2007 года) и включения в состав участников долгосрочной муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Орехово-Зуево на 2007-2009 и 2009-2012 г.г.» (24 сентября 2008 года) действовала федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы». Таким образом, на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Решетниковых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. В судебном заседании пояснениями участников процесса установлено, что в период с сентября 2008 года по 2010 год в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат семья Решетниковых не вошла в список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по городскому округу Орехово-Зуево. В связи же с введением в действие Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050, семья Решетниковых перестала подпадать под их действие, т.к. из Правил было исключено положение об использовании социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, которое вновь было введено лишь 14 июля 2011 года Постановлением Правительства РФ № 575 (п.п. «е» п. 2 Правил). Также судом установлено, что семья Решетниковых была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, скорректированный на основании постановления Правительства РФ № 575 от 14 июля 2011 года, который был получен Министерством строительного комплекса Московской области 22 июля 2011 года, т.е. также до достижения Решетниковым В.Е. возраста 36 лет. Однако, на основании распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области № 60 от 10 октября 2011 года утвержден уточненный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году, в который семья истцов не попала, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ возраст одного из супругов - Решетникова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – превысил 36 лет, в связи с чем Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево семья истцов была исключена из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году. Таким образом, надлежащими ответчиками по данному делу являются Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево и администрация городского округа Орехово-Зуево Московской области, так как именно данными органами исполнительной власти формируется список молодых семей по городскому округу Орехово-Зуево. Суд считает, что решение об исключении семьи Решетниковых из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по форме и содержанию не отвечает целям действующего законодательства, нарушает их права, т.к. в соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В силу ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. Из смысла указанных правовых норм следует, что нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречит акту более высокого уровня. Следовательно, распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области № 60 от 10 октября 2011 года, которым утвержден уточненный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году, в который семья истцов не попала, т.к. на 10 октября 2011 года возраст одного из супругов - Решетникова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – превысил 36 лет, не должен противоречить постановлению Правительства Российской Федерации, более того Порядок формирования списков молодых семей, должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1050, так как принят именно на основании и в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с п.п. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность же исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является. Таким образом, в судебном заседании установлено, что с сентября 2008 года семья Решетниковых отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования, а также в связи с изменениями Правил и сложившейся неопределенностью в период с 17 декабря 2010 года по 14 июля 2011 года, социальная выплата указанной семьей получена не была, что, по мнению суда, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав. Учитывая изложенное, в целях устранения нарушений прав истцов, суд считает возможным возложить на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево, администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области обязанность восстановить семью в составе Решетниковой Ирины Рашитовны, Решетникова Василия Евгеньевича, Решетниковой Софьи Васильевны, Комаденко Ольги Николаевны в списках участников долгосрочной муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Орехово-Зуево на 2007-2009 и 2009-2012 г.г.» с 24 сентября 2008 года. Требование истцов о возложении на ответчиков обязанности восстановить их семью в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году и выдать их семье свидетельство о праве на получение социальных выплат удовлетворению не подлежит, т.к. действующими нормативными актами не предусмотрено и реально не исполнимо, поскольку в судебном заседании установлено, что в 2011 году указанные социальные выплаты молодым семьям городского округа Орехово-Зуево уже произведены. Кроме того, порядок формирования списков, софинансирования подпрограммы подразумевает очередность в зависимости от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предварительное планирование местного, областного, федерального бюджета, его утверждение, наличие в бюджетах трех уровней целевых средств, их количество, обязанность молодой семьи-претендента на получение социальной выплаты предоставить в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и ряд документов, предусмотренных п. 27 Правил, организацию органом местного самоуправления работы по проверке представленных документов. Поэтому в этой части в иске Решетниковым следует отказать. Руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Решетниковой Ирины Рашитовны, Решетникова Василия Евгеньевича удовлетворить частично. Исключение семьи в составе Решетниковой Ирины Рашитовны, Решетникова Василия Евгеньевича, Решетниковой Софьи Васильевны, Комаденко Ольги Николаевны из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи» признать незаконным. Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево, администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области обязать восстановить семью в составе Решетниковой Ирины Рашитовны, Решетникова Василия Евгеньевича, Решетниковой Софьи Васильевны, Комаденко Ольги Николаевны в списках участников долгосрочной муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Орехово-Зуево на 2007-2009 и 2009-2012 г.г.» с 24 сентября 2008 года. В удовлетворении остальных требований Решетниковой Ирины Рашитовны, Решетникова Василия Евгеньевича отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: И.Н. Щипанов