Заочное решение по иску к ЗАО «Авиакомпания» о защите прав потребителей



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 22 октября 2010 года

Орджоникидзевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе судьи Девятияровой О.Ю.,

при секретаре З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №?? по иску Х., Х., Х., Х. к ЗАО "Авиакомпания "Ъ" о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Х., Х., Х., Х., А.А. обратились в суд с иском к ЗАО "Авиакомпания "Ъ" о защите права потребителей. Свои требования мотивируют тем, что 11.07.2010 года, они приобрели электронные авиабилеты, тем самым заключили договор с ЗАО "Авиакомпания "Ъ". Согласно авиабилетам, ответчик взял на себя обязательство доставить пассажиров в пункт назначения в соответствии с расписанием - 15.08.2010 года, 14.15 часов, рейс Новокузнецк-Анапа. Однако по непонятным причинам рейс несколько раз откладывался, в результате чего вылет состоялся только 16.08.2010 года в 22.30 часов.

16.08.2010 года мы отправили заявление ЗАО "Авиакомпания "Ъ" о возмещении нам штрафа за просрочку рейса, однако до настоящего времени никакого ответа не получили.

Стоимость авиабилета на одного человека составила 12 025 рублей, таким образом, штраф подлежащий уплате перевозчиком ЗАО "Авиакомпания "Ъ", в соответствии со ст.120 Воздушного кодекса РФ,составляет 6000 рублей на каждого истца.

Пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и Законом о защите прав потребителей.

Нами были приобретены туристические путевки, согласно которым, 15.08.2010 года мы должны были прибыть в отель «Ривьера». Из-за неисполнения ответчиком своих обязательств по перевозки нас в г. Анапу, нам был причинен материальный вред, в размере стоимости путевок за двое суток 34 400 рублей (стоимость двух двухместных номеров в сутки составила 17 200 рублей).

В результате задержки рейса, почти на двое суток, нам был причинен и моральный вред. Появилась головная боль, головокружение, поднялось артериальное давление. Ответчик не предоставлял никакую информацию по причине задержки самолета, в результате чего мы впали в отчаяние, не знали что нам делать, испытали большой стресс. Причиненный нам моральный вред мы оцениваем в 10 000 рублей.

Согласно ст. 14 Закона о защите прав потребителей, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

В судебном заседании истцы Х., Х., Х., Х. уточнили исковые требования, просили взыскать с ЗАО "Авиакомпания "Ъ" в их пользу штраф за просрочку доставки пассажира в размере 3200 рублей, моральный вред в размере 10000 рублей, материальный вред в размере 34400 рублей, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ЗАО "Авиакомпания "Ъ", извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, причину неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании статьи 233 ГПК РФ, с согласия истцов, дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Третье лицо ООО "В" в судебное заседание не явилось, направило в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд выслушав истцов, изучив письменные материалы дела приходит к следующему.

В соответствии со ст.784 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров, и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В силу ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Статья 9 Федерального закона №15-ФЗ от 26.01.0996г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно ст.13 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещения убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его прав не было нарушено (упущенная выгода).

В судебном заседании установлено, что 11.07.2010 года истцы приобрели электронные билеты в ЗАО "Авиакомпания "Ъ" № ....; № ....; № ....; № ...., на рейс № ...., выполняемый 15.08.2010 года в 14 часов 15 минут ЗАО "Авиакомпания "Ъ" по маршруту Новокузнецк-Анапа, стоимость каждого билета составляла 12 025,00 рублей. (л.д.4,6,7,8).

Согласно отметок аэропорта, имеющихся на авиабилетах рейс № .... перенесен на 16.08.2010г. в 22.30 часов в связи с поздним прибытием самолета под рейс. Ответчик допустил задержку принятых на себя обязательств по перевозке истцов на срок 32 часа.

В соответствии со справкой, предоставленной ООО "В", рейс № .... по маршруту Владивосток-Новокузнецк-Анапа вылетел из Владивостока 16.08.2010г. в 16.42 часов, прибыл в Новокузнецк в 21.48 часов (рейс не выпускали из аэропорта Владивосток до полного погашения денежных средств за обслуживание рейса). Задержка рейса составила 32 часа 32 мин.(л.д.26).

Согласно акту на задержку отправления ВС в аэропорту от 14.08.2010г., причиной задержки рейса указан отказ аэропорта Владивосток принимать рейс из-за долга "Авиакомпания "Ъ".

Таким образом, размер штрафа в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса составляет: 100 рублей (МРОТ в соответствии с ФЗ от 19.06.2000г.):25%*32 часа=800 рублей (на одного истца)*4=3200 рублей.

Кроме того, согласно приложению №4 к договору от 12.07.2010г., заключенного с истцами, установлена дата заезда на установленный маршрут в Анапу с предоставлением проживания в двух двухместных номерах в отеле «Ривьера» - 15.08.2010 года. Стоимость тура оплачена истцами в размере 258400,00 рублей. Фактически, вследствие позднего прибытия, истцы не получили возможность пользоваться оплаченными услугами с 15 по 16 августа включительно.

Так как данные расходы истцы были вынуждены понести в связи с задержкой рейса по вине ЗАО "Авиакомпания "Ъ", то суд признает их убытками и взыскивает с ответчика, согласно следующего расчета:

Согласно прейскуранта на предоставляемые услуги «Ривьера-клуб» стоимость одного двухместного номера в сутки составляет 4300 рублей. Таким образом, стоимость двух двухместных номеров за двое суток составляет: (4300+4300)*2=34400 рублей.

Разрешая требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (Исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Как пояснили истцы, они вынуждены были испытывать неудобства, испытали психическое и физическое переутомление.

При исследованных обстоятельствах, учитывая положения указанной нормы, а так же требования разумности и справедливости. Суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истцов о компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.

В силу ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежит к взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ЗАО "Авиакомпания "Ъ" в пользу Х., Х., Х., Х. штраф за просрочку доставки пассажира в размере 24000 (двадцать четыре тысячи) рублей.

Взыскать с ЗАО "Авиакомпания "Ъ" в пользу Х., Х., Х., Х. материальный вред в размере 34400 (тридцать четыре тысячи четыреста) рублей.

Взыскать с ЗАО "Авиакомпания "Ъ" в пользу Х., Х., Х., Х. компенсации морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Взыскать с ЗАО "Авиакомпания "Ъ" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1628 (одна тысяча шестьсот двадцать восемь) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней в Кемеровский областной суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября2010 года.

Судья ________________________О.Ю. Девятиярова