Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Новокузнецк 02 марта 2012 года Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В. при секретаре Зыряновой Я.Я. с участием истца Тюгашкина А.В. представителя ответчика Нохриной А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску Тюгашкина Анатолия Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Истец Тюгашкин А.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Свои требования мотивирует тем, что .. .. ....г. истец обратился к ответчику - УПФР в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области за оформлением досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.10 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года. Решением Комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка Кемеровской области за №... от .. .. ....г. (протокол №... от .. .. ....г.), в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа как водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах. В своем отказе ответчик указывает, что страховой стаж истца по документам, представленным к назначению пенсии, составляет 34 года 11 месяцев 24 дня, а специальный стаж в качестве водителя на городских регулярных маршрутах составляет 17 лет 1 месяц 11 дней, что не соответствует действительности. Ответчик не включает период работы истца в качестве водителя автобуса в ....... с .. .. ....г. по .. .. ....г. (стаж - 9 лет 10 мес. 26 дней), поскольку отсутствуют уточнения о работе на регулярных городских пассажирских маршрутах. ....... ликвидировано .. .. ....г., документы сданы в архив. Справка №... от .. .. ....г., выданная .......», необходимых сведений не содержит. То, что истец работал спорный период в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, подтверждается записями в трудовой книжке истца, справкой №... от .. .. ....г. На момент возникновения его права на пенсионное обеспечение (.. .. ....г.), истец имел необходимый специальный трудовой стаж (9 лет 10 мес. 26 дней + 17 лет 1 мес. 11 дней, которые ответчик не оспаривает = 26 лет 7 дней), более 20 лет, страховой - более 25 лет (по факту - более 34 лет), для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, что позволяло ответчику по состоянию на .. .. ....г. назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости на льготных условиях. Считает отказ ответчика в назначении ему пенсии незаконным. Просит признать незаконными решение комиссии №... от .. .. ....г. и протокол №... от .. .. ....г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области об отказе в назначении ему, Тюгашкину Анатолию Владимировичу, досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; обязать УПФР в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области включить в его, Тюгашкина Анатолия Владимировича, специальный трудовой стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, проработавшему в качестве водителя автобуса на регулярных городским пассажирских маршрутах не менее 20 лет, при страховом стаже не менее 25 лет период его работы с .. .. ....г. по .. .. ....г. включительно, в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в ....... обязать УПФР в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка Кемеровской области назначить ему, Тюгашкину Анатолию Владимировичу, досрочную трудовую пенсию по старости с .. .. ....г., в соответствии с пп.10 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Истец Тюгашкин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Дал суду пояснения, аналогичные доводам искового заявления. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области Нохрина А.Г., действующая на основании доверенности от .. .. ....г. №..., в судебном заседании исковые требования не признала. Суд, выслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Тюгашкина А.В. подлежат удовлетворению частично. Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введенного в действие с 01.01.2002 года) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-Ф3, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраст 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Согласно Решению УПФР в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка Кемеровской области от .. .. ....г. №... (л.д.9) и Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от .. .. ....г. №... (л.д.6-8), Тюгашкину А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Тюгашкину А.В. не включен в специальный стаж период работы в должности водителя автобуса с .. .. ....г. по .. .. ....г. в ......., так как не доказан факт его занятости в течение полного рабочего дня на регулярных городских пассажирских маршрутах. Согласно трудовой книжке Тюгашкина А.В. (л.д.11-15) он работал с .. .. ....г. по .. .. ....г. в должности водителя автобуса в ....... Свидетели Ч.С.М. и Л.О.Н., работавшие с истцом в спорный период в ....... (л.д.23-26, 27-34) в судебном заседании .. .. ....г. показали, что истец Тюгашкин А.В. весь период работы в ....... в качестве водителя работал на регулярном городском пассажирском маршруте №.... Согласно Заключению судебной экспертизы условий труда, проведенной ....... (л.д.288-296) эксперт пришел к выводам, что Тюгашкин А.В. во время работы в ....... с .. .. ....г. по .. .. ....г. включительно выполнял работу в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня. Из данного периода должно быть исключено время выполнения работ по профессии автослесаря 2 разряда в период с .. .. ....г. по .. .. ....г.. При этом эксперт исходил из следующего: Из приказа начальника ....... №... от .. .. ....г. (л.д.97) усматривается, что автослесарь автоколонны № 2 Тюгашкин А.В. по окончании курсов водителей по программе 174 часа переведен водителем по 3 классу в ....... с .. .. ....г. с оплатой тарифа водителя на время стажировки на автобусе и за водителем закреплен водитель-наставник ....... В материалах дела (л.д.102) представлен листок прохождения специальной подготовки и стажировки на линейном автобусе, из которого усматривается, что водитель Тюгашкин А.В. направляется в автоколонну №... для прохождения стажировки с .. .. ....г. и до .. .. ....г. должен работать на одном определенном маршруте. На листке имеется резолюция ответственного лица, в которой определен водитель-наставник ....... и маршрут №... (кроме «.......»). В п.4,5 указанного листка приведены сведения о количестве отработанных на линии дней – 14 (113,5 часа) и сведения об изученном маршруте - №.... Записи в листе заверены начальником автоколонны, начальником отдела эксплуатации и водителем-наставником. По результатам стажировки Тюгашкин А.В. допущен к самостоятельной работе на линейном автобусе с .. .. ....г.. Запись заверена главным инженером. На обороте листка (л.д.102 оборот) приведены сведения: о датах работы истца в качестве водителя автобусов на регулярном городском пассажирском маршруте №..., отработанном времени, марке автобуса – ......., ф.и.о. водителя наставника (........). В материалах дела отсутствуют документы, из которых бы усматривалось, что Тюгашкин А.В. был впоследствии переведен с изученного во время стажировки маршрута №... на иной маршрут. В материалах дела (л.д. 104-109) представлен паспорт автобусного маршрута №... «ул.....г.....» ......., утв. зам. начальника транспортного управления .. .. ....г.. На паспорте имеются отметки, свидетельствующие, что по маршруту до .. .. ....г. изменений нет. В паспорте (л.д.106) приведены сведения о марке подвижного состава – автобус ....... (данный автобус относится к типу – большой) и способе оплаты за проезд – кассовый. При этом следует иметь в виду, что кассовый, то есть бескондукторный способ обслуживания пассажиров был возможен лишь в автобусах городского сообщения (Инструкция о порядке организации работы автобусов городского сообщения без кондукторов на автотранспортных предприятиях и в организациях министерства автомобильного транспорта РСФСР, Приложение № 18 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». В материалах дела (л.д.103) представлена Производственная характеристика на Тюгашкина А.В., выданная для предъявления в ....... в .. .. ....г.. Из документа усматривается, что Тюгашкин А.В. постоянно работает на маршрутах и выполняет государственный план по доходам, так в .. .. ....г. план выполнен на 100,9%, в .. .. ....г. – 102,2%, за .. .. ....г. на 109,5%. При этом следует учитывать, что план по доходам устанавливался водителям только при бескондукторном способе оплаты за проезд. В рассматриваемом случае в автобусах устанавливалось специальное оборудование (кассы-копилки, кассы-полуавтоматы и компостеры), а на водителя возлагались дополнительные обязанности по оформлению документов по инкассации выручки, получению билетов, их учету после каждого рейса и т.д. В материалах дела (л.д.159-280) представлены ксерокопии расчетных ведомостей по начислению заработной платы. Из представленных документов усматривается, что в состав заработной платы Тюгашкина А.В. при его работе в спорные периоды включалась надбавка «без кондуктора». Методическими указаниями о порядке перехода на бескассовый метод обслуживания пассажиров городского автобусного транспорта (Приложение 19 к приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирскихперевозок на автомобильном транспорте» установлено, что водители за соблюдение графика премируются. Из представленных в материалах дела документов усматривается, что в состав заработной платы Тюгашкина А.В. при его работе в спорные периоды включалась премия за соблюдение графика. Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, президиума ВЦСПС от 21.11.1975 года № 273/П-20, предусмотрен раздел ХХХIII. ТРАНСПОРТ, в котором пунктом 198 предусмотрена профессия: - «Водитель автобуса регулярных линий, в том числе и заказных» и установлена продолжительность дополнительного отпуска 12 рабочих дней (редакция Списка от 25.10.1974 года), - «Водитель автомобиля, работающего на автобусе регулярных линий, в том числе заказных» и установлена продолжительность дополнительного отпуска 12 рабочих дней (редакция Списка от 05.11.1987 года). В соответствии с п.8 Инструкции о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 года № 273/П-20, полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. В материалах дела (л.д.113) представлена архивная копия личной карточки работника Тюгашкина А.В. №.... В карточке приведены сведения о продолжительности отпуска, предоставляемого истцу в спорные периоды. Исходя из общей продолжительности предоставляемого Тюгашкину А.В. отпуска, продолжительность дополнительного отпуска в 12 рабочих дней (в полном объеме) была установлена ему как «водителю автобуса регулярных линий» («водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий»), так как выполнялись условия, предъявляемые в п.8 Инструкции, а именно, занятость истца по соответствующей профессии в течение года не менее 11 месяцев. Письмом Минтранса РФ от 02.07.1992 года № 13-пр был утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01.06.1992 года № 1-2110-15), в котором указано, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц (п.1 Порядка). Пунктом 2 Порядка установлено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: 2.1. Приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; 2.2. Путевых листов; 2.3. При отсутствии приказов и путевых листов – справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.); 2.3.1. В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тыс. человек и более, - справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), так как в соответствии с пунктом 1 «г» приложения № 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.12.1972 года № 322/34 водителям, при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов; 2.3.2. В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактически производимые выплаты отражались на лицевых счетах; 2.3.3. На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах в месяц. 3. При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: - на проведение подготовительно-заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 года № 1115 – 18 минут в смену, после введения – по норме, установленной самим предприятием), - на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием), - на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое). Время выполнения указанных работ также возможно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату). 4. При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе. Из приказа начальника ....... №... от .. .. ....г. (л.д.99) усматривается, что основанием для перевода водителя а/к 2 Тюгашкина А.В. автослесарем 2 разряда в а/к послужила не производственная необходимость, а личное заявление. Поэтому период с .. .. ....г. по .. .. ....г. не может быть включен в специальный стаж (л.д.100). В соответствии с п. 1 «г» приложения № 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.12.1972 года № 322/34 водителям при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов. Габаритная длина автобуса ....... составляет 10,53 метра. Часовая тарифная ставка для водителей 2 класса, при работе на автобусах, отнесенных к большим (классификация автобусов по габаритной длине: большой при длине от 9,6 до 11 метров) на городских автобусах регулярных линий в городах с численностью более 500 тысяч человек (без прицепа) установлена в размере 91,8 копейки. Экспертом произведен анализ составляющих частей заработной платы Тюгашкина А.В. и отработанного времени, исходя из данных расчетных ведомостей по начислению заработной платы (л.д.160-280). Экспертом установлено, что тарификация работы истца производилась из расчета часовой тарифной ставки 91,8 копейки (и более), характерной для водителей больших автобусов на городских регулярных маршрутах, в спорные периоды истцу предоставлялся полный дополнительный отпуск (12 рабочих дней) как водителю автобуса регулярных линий. Суд соглашается с выводами экспертизы, поскольку они основаны на анализе имеющихся в материалах дела документов о трудовой деятельности истца в спорный период (расчетных ведомостей по начислению заработной платы, приказов, личной карточки, листка стажировки, производственной характеристики). Таким образом, в специальный стаж Тюгашкина А.В. как водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежат включению периоды работы с .. .. ....г. по.. .. ....г. (4 года 2 месяца 9 дней) и с .. .. ....г. по .. .. ....г. (5 лет 7 месяцев 19 дней) в качестве водителя автобуса в ....... Как следует из Протокола заседания Комиссии УПФР в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №... от .. .. ....г. (л.д.7) ответчиком не оспаривается наличие у Тюгашкина А.В. страхового стажа 34 года 11 месяцев 24 дня (при требуемых 25 годах) и специального стажа в качестве водителя на городских регулярных маршрутах 17 лет 1 месяц 11 дней. Таким образом, с учетом установленных судом периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, специальный стаж Тюгашкина А.В. составляет 26 лет 11 месяцев 9 дней, при требуемых 20 годах. Соответственно, в момент обращения с заявлением о назначении пенсии – .. .. ....г., Тюгашкин А.В. имел необходимый общий и специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.10 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Право на такую пенсию Тюгашкин А.В., .. .. ....г. года рождения, приобрел .. .. ....г. – при достижении .......-летнего возраста. Истец Тюгашкин А.В. понес расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. (л.д.4), которые на основании ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными решение №... от .. .. ....г. и протокол №... от .. .. ....г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области об отказе в назначении Тюгашкину Анатолию Владимировичу досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.10 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области включить в специальный трудовой стаж Тюгашкина Анатолия Владимировича для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как проработавшему в качестве водителя автобуса на регулярных городским пассажирских маршрутах не менее 20 лет, при страховом стаже не менее 25 лет, периоды его работы с .. .. ....г. по .. .. ....г. включительно и с .. .. ....г. по .. .. ....г. включительно, в качестве водителя автобуса в ........ Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области назначить Тюгашкину Анатолию Владимировичу досрочную трудовую пенсию по старости с .. .. ....г. в соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка Кемеровской области в пользу Тюгашкина Анатолия Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: /Зиновьева К.В. Мотивированное решение изготовлено 07.03.2012 года. Судья: /Зиновьева К.В.