Определение по гражданскому делу



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

поселок Копьево 27 февраля 2010 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1. к администрации муниципального образования ... о взыскании денежных средств в части не дополученных социальных льгот, с апелляционной жалобой представителя ответчика на решение мирового судьи судебного участка в границах Орджоникидзевского района Республики Хакасия Мегеляйнен А.Г. от 03 декабря 2009 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования ... о взыскании денежных средств в части не дополученных социальных льгот, удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования ... в пользу ФИО1., в качестве неполученных мер по компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги в виде освещения в размере 1.658 рублей 55 копеек, а также взыскать с администрации муниципального образования ... в доход бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился с исковым заявлением к мировому судье о взыскании с администрации муниципального образования ... в пользу ФИО1 денежных средств в части недополученных социальных льгот по ком­пенсированию расходов по оплате за пользование коммунальными услугами в виде отопления и освещения, как медицинскому работнику муниципального учреждения, в разме­ре 47.458 рублей 43 копейки. В обоснование иска указано, что решением Орджоникидзевского районного суда от 12.05.2009 года признан противоречащим федеральному законодательству п. 6.1 приложения № 1 Постановления главы администрации муниципального образования «...» от 19.01.2009 года № 6 «О мерах по реализации решения совета депутатов муниципального образования ... от года № 77-25 «О районном бюджете муниципального образования ... на 2009 год», определением судебной коллегии Верховного суда Республики Хакасия от 01.07.2009 года решение Орджоникидзевского районного суда от 12.05.2009 года оставлено без изменения. В соответствии с вышеуказанным Постановлением, предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования ... квалифицированным специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа в виде льгот по оплате жилой площади коммунальных услуг. В том числе, меры социальной поддержки предоставляются медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, состоящим на постоянной работе в муниципальных бюджетных учреждениях при условии занятости на ней не ниже 75% нормы рабочего времени, имеющим высшее или среднее специальное образование в виде бесплатного предоставления жилищной услуги и бесплатного отопления в благоустроенном жилищном фонде в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия. Нормативная площадь жилого помещения: 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи из 3-х и более человек; 42 кв. метра общей площади жилого помещения для семьи, состоящей из 2 человек; 33 кв. метра обшей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека; предоставление бесплатного освещения из расчета 7 квт/ч в год на 1кв/м жилой площади в пределах социальной нормы площади жилья по установленным нормам на носителя льготы. На основании указанного муниципального нормативно-правового акта Т. незаконно ограничивалась в социальной гарантии при оплате коммунальных услуг и освещения, ей компенсировались лишь часть затрат, при обязательстве, предусмотренном федеральным законодательством, компенсировать затраты в полном объеме. Т., обладающей правом на получение социальных гарантий, за коммунальные услуги и за потребленную электроэнергию самостоятельно выплачивались денежные средства. Администрацией муниципального образования ... было компенсировано за период с 2006 по первое полугодие 2009 года часть затрат в виде социальных гарантий на бесплатную площадь с отоплением и освещением. Сумма недополученных льгот составила в общем объеме 47.458 рублей 43 копейки, которую необходимо взыскать с ответчика.

При рассмотрении дела мировым судьей представитель прокуратуры Орджоникидзевского района Горячев С.С. уточнил исковые требования, просил взыскать в пользу ФИО1 недополученные социальные льготы только за оплаченную электроэнергию в размере 1.658 рублей 55 копеек за период с 01 июля 2009 года по день рассмотрения дела, поскольку ФИО1 за период с 2006 года по июнь 2009 года включительно пользовалась льготой как «Ветеран труда» и получала компенсационные выплаты по линии социальной поддержки населения, в том числе и за отопление и за освещение. С июля 2009 года данной льготой не пользуется и пользуется льготой как медицинский работник.

Мировым судьей 03 декабря 2009 года было постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен ответчик.

Согласно апелляционной жалобе, представитель ответчика считает решение мирового судьи незаконным и необоснованным, поскольку законодательно предусмотрено лишь оплата освещения для медицинских работников. Полагает, что в решении мирового судьи нет доказательств, подтверждающих право медработников получить социальную льготу вместо освещения в полном объеме потребляемую абонентом электроэнергию.

В судебном заседании прокурор Сычев А.Г. возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение мирового судьи законным и обоснованным. Пояснил, что на основании решения Орджоникидзевского районного суда от 12.05.2008 года, которое вступило в законную силу, признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими п.п.1 п.6.1.2 в части слов «в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия»; п.п. 2 п.6.1.2. в части слов «исходя из расчета 3,3 тонны угля или 10 кб.м. дров на одно домовладение»; п.п.3 п.6.1.2 в части слов «из расчета 7 квт.ч. в год на 1 кв.м. жилой площади в пределах социальной нормы площади жилья по установленным нормам на носителя льготы» Приложения 2 Постановления главы администрации муниципального образования ... от 19.01.2009 года №6 «О мерах по реализации решения совета депутатов муниципального образования ... от 16.12.2008 года №77-25 «О районном бюджете муниципального образования ... на 2009 год». На основании ч.2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1, п. 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» до 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон №122 от 22 августа 2004 года, но при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, что вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. 25 декабря 2009 года Совет депутатов муниципального образования ... принял решение, где утверждены нормы потребления электрической энергии на освещение, но данное решение в настоящее время не является предметом разбирательства, было принято после вынесения решения мировым судьей. На этом основании действия ответчика в установлении ограничений являются незаконными и необоснованными, поэтому подлежит взысканию сумма не начисленных и невыплаченных социальных гарантий ФИО1. за освещение в виде оплаченной электроэнергии за период с 01.07.2009 года в размере 1.658 рублей 55 копеек, как и взыскано решением мирового судьи.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в ее отсутствии.

Представитель ответчика ФИО3., действующая на основании доверенности, пояснила, что Администрация муниципального образования ... не согласна с заявленными требованиями о взыскании компенсации расходов за освещение в полном объеме, просила решение мирового судьи изменить, так как в настоящее время действует решение Совета депутатов от 25 декабря 2009 года №99 «Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 м2 жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования ...», которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2009 года, просила сделать перерасчет суммы, подлежащей компенсации в размере 504 рубля 19 копеек. Основанием к этому, по мнению представителя ответчика, является то, что с 01 января 2005 года Федеральным законом №122-ФЗ отменена норма, предусматривающая право медицинских работников на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, передано право органам местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки за счет средств местного бюджета. Муниципальным образованием ... в пределах возможности установлены меры социальной поддержки, и права медицинских работников не нарушены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации закреплен один из принципов федеративного правового государства, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации.

Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании ч.2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1, п. 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» до 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением.

Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

Правовое регулирование, закрепленное в ч.1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 1 января 2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг при этом, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом каких-либо ограничений и норм не установлено.

Размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, изменения в части замены порядка предоставления льгот компенсацией не внесены, в связи с чем, указанная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Возложение на таких граждан обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме.

Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, в связи с чем ограничение предоставления этой меры пределами нормативной площади жилого помещения не может быть расценено как установление субъектом Российской Федерации, исходя из возможностей бюджета, дополнительной меры социальной поддержки.

В своем решении мировой судья обоснованно сослался на решение Орджоникидзевского районного суду, а так же определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 01.07.2009 года которыми признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим п.п. 1 п.6.1.2 в части слов «в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Республики Хакасия»; п.п. 2 п.6.1.2. в части слов «исходя из расчета 3,3 тонны угля или 10 кб.м. дров на одно домовладение»; п.п.3 п.6.1.2 в части слов «из расчета 7 квт.ч. в год на 1 кв.м. жилой площади в пределах социальной нормы площади жилья по установленным нормам на носителя льготы» положения Приложения 2 Постановления главы администрации муниципального образования ... от 19.01.2009 года №6 «О мерах по реализации решения совета депутатов муниципального образования ... от 16.12.2008 года №77-25 «О районном бюджете муниципального образования ... на 2009 год», поскольку в данном случае эти судебные решения имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего дело по существу по заявленным требованиям.

На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

К числу способов защиты гражданских прав отнесено неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Таким образом, из диспозиции выше названной нормы материального права следует, что гражданин, полагающий, что в результате действия нормативного правового акта, утратившего впоследствии силу, его гражданские права оказались нарушенными, не лишен возможности добиваться их восстановления путем обращения в суд за защитой в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика просила решение мирового судьи изменить на основании решения Совета депутатов от 25 декабря 2009 года №90 «Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 м2 жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования ...», которое вступило в законную силу с 15 января 2010 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2009 года. Просила сделать перерасчет суммы, подлежащей компенсации в размере 504 рубля 19 копеек, согласно вновь установленным нормам.

Доводы представителя ответчика суд считает не обоснованными.

25 декабря 2009 года Совет депутатов принял решение №99 «Об утверждении нормы потребления электрической энергии на освещение 1 м2 жилых помещений для предоставления мер социальной поддержки из средств районного бюджета муниципального образования ...», согласно которому утверждена норм потребления электрической энергии на освещение для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования ... меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением отдельными категориями граждан, проживающим на территории муниципального образования из расчета 16 кВт.ч в год на 1 м2 общей площади занимаемого ими жилого помещения.

Суд не применяет при рассмотрении дела указанное решение Совета депутатов, поскольку оно принято после вынесения решения мировым судьей, и при рассмотрении дела в данном случае применению подлежат нормы Федерального законодательства, которые имеют большую юридическую силу.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как было установлено в суде первой инстанции и подтверждено в суде апелляционной инстанции, ФИО1 является работником МЛПУ «...», обладающей правом на получение указанных социальных гарантий.

За период с июля 2009 года ФИО1. оплатила услуги по потреблению электроэнергии на общую сумму 1.658 рублей 55 копеек, что подтверждается выписками из лицевого счета л.д.35,36).

Мировой судья правильно установил, что компенсационная выплата за потребленную электроэнергию составляют 1.658 рублей 55 копеек, которую и необходимо взыскать с ответчика.

Таким образом, мировой судья правильно установил, что требования истца к ответчику являются обоснованными.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения мирового судьи в апелляционном порядке и, следовательно, к полному или частичному удовлетворению жалобы являются основания, предусмотренные ст.ст.362 – 364 ГПК РФ, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

На основании вышеизложенного, доводы, ответчика суд признает несостоятельными, удовлетворяя исковые требования, мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела. Выводы в решении суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Решение мирового судьи судебного участка Орджоникидзевского района от 03 декабря 2009 года является законным и обоснованным и оснований для его отмены и вынесения нового решения, либо изменения решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка Орджоникидзевского района от 03 декабря 2009 года по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Т. к администрации муниципального образования ... о взыскании денежных средств в части не дополученных социальных льгот оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: М.Н.Южакова