Решение по гражданскому делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 26 января 2010 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Нарожного О.И.,

при секретаре Громыко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-29/10 по иску прокурора Орджоникидзевского района к администрации муниципального образования ... сельский совет, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... сельский совет ... района Республики Хакасия, выразившегося в необращении в управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи и обязании администрации муниципального образования ... сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратиться с заявлением в управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия о принятии гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ... сельский совет, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, выразившегося в необращении в управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи и обязании администрации муниципального образования ... сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратиться с заявлением в управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия о принятии гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В своем исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района по заданию прокуратуры Республики Хакасия проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Установлено, что на территории Орджоникидзевского района расположен объект гидротехнического сооружения - дамба на ... в ..., с назначением - защита ... от подтопления склоновыми ливневыми и талыми водами.

Как установлено проверкой, указанная дамба не имеет собственника, гидротехническое сооружение является бесхозяйной недвижимой вещью, кроме того, находится в аварийном состоянии. Так на момент обследования установлено, что дамба в ... на ..., огибает село с северной и северо­восточной стороны. Дамба начинается у автодорожного моста и примыкает к насыпи автодороги ... - .... Общая протяженность дамбы - 3730м., максимальная высота - 2,4 м., ширина по верху от 6,0 до 8,0 метров. Дамба грунтовая, грунт тела дамбы - гравийно-галечниковый. Верховой откос с заложением от 0 до 1:4.5, низовой от 1:1.8 до 1:6.5. Верховой откос дамбы на участке ПК 9+10 по ПК 31+50 частично закреплен скальным грунтом, местами скальный грунт смыт полностью, по откосу образовались обрывы высотой до 1 метра ( начинается размыв тела дамбы). Низовой откос слабо задернирован. Сквозной проезд по гребню дамбы не возможен. На ПК 36+13 устроено водопропускное сооружение (для выпуска воды с территории села в ...). Дамба находтся в неудовлетворительном состоянии, Водопропусконое сооружение ПК 36+13 находится в неудовлетворительном состоянии. Требуется капитальный ремонт дамбы и водопропускного сооружения ПК 36+13.

В настоящее время данная дамба представляет повышенную опасность в части возникновения чрезвычайной ситуации. При разрушении дамбы произойдет подтопление села.

Ответственность за ненадлежащее состояние гидротехнических сооружений с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Между тем, указанная дамба на балансе в администрации муниципального образования сельсовет не состоит.

Проектная документация, технический паспорт, декларация безопасности на указанную дамбу отсутствуют.

Меры по приведению названного гидротехнического сооружения администрацией в исправное состояние, выводу их из аварийного состояния, не принимаются.

В настоящее время данная дамба представляет повышенную опасность в части возникновения чрезвычайной ситуации. При разрушении дамбы произойдет подтопление села.

Указанное бездействие администрации муниципального образования нарушает права и свободы граждан, которые согласно ст. 3 Конституции РФ осуществляют свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Исходя их этого, прокурор выступает в защиту конституционного принципа верховенства федерального законодательства, в целях обеспечения безопасности.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования, приведя доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования ... совет согласился с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что указного срока 3 месяца, для исполнения решения суда достаточно.

Огласив заявление прокурора, заслушав мнения сторон исследовав доказательства приложенные к заявлению, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Свои выводы суд основывает на следующем:

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. От 30.12.2008) «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу пунктов 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Ст. 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Ст. 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В перечне бесхозных ГТС Республики Хакасия, находящихся в аварийном состоянии по состоянию на 01.10.2009 г. под номером Номер обезличен указана дамба на реке ... ... района РХ как находящаяся в предаварийном состоянии и требующая капитального ремонта л.д. 7-8).

Согласно акту обследования состояния дамбы на ... ... МО ... район, обследованная дамба находится в неудовлетворительном состоянии. Водоотпускное сооружение ПК 36+13 находится в неудовлетворительном состоянии. Требуется капитальный ремонт дамбы и водоотпускного сооружениял.д.9-10)

Из информации ГО и ЧС администрации м.о. ... район находящиеся на территории м.о. ... сельский совет и м.о. ... сельсовет дамбы служат для защиты и в случае разрушения в период половодья представляют угрозу частичного подтопления огородов, подпольев, дворов жителей этих населенных пунктовл.д.11)

Согласно информации администрации м.о. ..., на дамбу в с. ..., первоначально строилась как объездная дорога, ГТС не была поставлена на баланс района. В настоящее время в ... сельском совете ведутся работы по подготовке правоустанавливающих документов.л.д.12)

Из письма в адрес прокурора Орджоникидзевского района от и.о. главы м.о. ... район следует, что Орджоникидзевским сельским советом проведены землеустроительные работы по межеванию земель (обмер в натуре), в настоящее время ООО «Азимут», в настоящее время производится документальное оформление результатов замеров л.д. 13).

Факт заключения договора с ООО Азимут и проведения работ по межеванию земель подтверждается счетом Номер обезличенл.д.20), счетом-фактурой Номер обезличен от 03.09.2009 г., договором Номер обезличен от 03.09.2009 года л.д.22-23).

Работа по межеванию земельного участка под ГТС выполнены, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ л.д.24), а также сметой л.д.25)

Согласно статье 9 Устава МО ... сельсовет Орджоникидзевского района РХ, в частности к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

При таких обстоятельствах, суд считает, исковые требования прокурора Орджоникидзевского района подлежащими удовлетворению, а бездействие администрации МО Орджоникидзевский сельский совет, незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Орджоникидзевский сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, выразившегося в необращении в управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Обязать администрацию муниципального образования ... сельский совет Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратиться с заявлением в управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия о принятии гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке через Орджоникидзевский районный суд в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Нарожный О.И.