№ 2-325/2010 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Копьево ../../..
Орджоникидзевский районый суд Республики Хакасия в составе председательствующего Южаковой М.Н.,
при секретаре Волосатовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелева М.И. к администрации муниципального образования ... поссовет об обязании выплачивать ежемесячное денежное содержание, обязании вынесения постановления с приложением положения о порядке денежных выплат лицам в случае не избрания должностным лицом органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Кошелева М.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ... поссовет об обязании выплачивать ежемесячное денежное содержание, обязании вынесения постановления с приложением положения о порядке денежных выплат лицам в случае не избрания должностным лицом органа местного самоуправления. Требования мотивированы тем, что Кошелев М.И. в ноябре 2005 года был избран главой муниципального образования ... поссовет. После окончания срока полномочий ../../.. Кошелев М.И. не был избран на должность главы муниципального образования ... поссовет. На основании ст.16 закона Республики Хакасия «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Хакасия» просил обязать администрации муниципального образования ... поссовет производить ежемесячные денежные выплаты в сумме ... рубль, в том числе налог на доход физических лиц, начиная с 15.10.2010 года, а также обязать администрации муниципального образования ... поссовет вынести в недельный срок постановление с приложением положения о порядке денежных выплат лицам в случае не избрания их должностным лицом органа местного самоуправления.
По ходатайству ответчика в лице главы муниципального образования ... поссовет Попкова А.В. определением суда от 12.11.2010 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация муниципального образования Орджоникидзевский район.
В судебном заседания истец Кошелев М.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, указанные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что ныне действующий глава муниципального образования ... поссовет не законно отказывает в выплате ему ежемесячного денежного содержания, предусмотренного ст.16 закона Республики Хакасия «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Хакасия», ссылаясь на отсутствие нормативно - правовых актов органов местного самоуправления и Устав муниципального образования, а, кроме того, не учтено, что Кошелев М.И. был избран на должность главы муниципального образования ... поссовет в 2005 году, когда законодательство обязывало производить такие выплаты после окончания срока полномочий выборного должностного лица. До настоящего времени истец не трудоустроен, поэтому считает, что имеет право на получение ежемесячного денежного содержания после освобождения его от должности в случае неизбрания на должность после окончания срока полномочий в размере среднемесячной заработной платы – ... рубль до устройства на новое место работы, то есть с 15 октября 2010 года, для чего необходимо обязать ответчика вынести в недельный срок постановление с приложением положения о порядке денежных выплат лицам в случае не избрания их должностным лицом органа местного самоуправления.
Представитель ответчика глава муниципального образования ... поссовет Попков А.В. исковые требования не признал, мотивируя это тем, что согласно Закону Республики Хакасия «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Хакасия», выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, после освобождения его от должности может получать денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы с учетом индексации до устройства на новое место работы, в том числе в случае неизбрания его на должность после окончания срока полномочий. Указанная выплата может производиться в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в течение одного года со дня прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Выплата относится к другим социальным гарантиям, которые предусматриваются федеральным законодательством, законами республики Хакасия, а также Уставом муниципального образования. Согласно части 3 статьи 16 Закона Республики Хакасия от 07.07.2004 года № 43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» порядок предоставления других, гарантий выборным должностным лицам местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования. Уставом муниципального образования ... поссовет, принятым решением Совета депутатов муниципального образования ... поссовет от 17.03.2010 года №17/9, порядок предоставления других гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления муниципального образования ... поссовет не определен. В связи с этим финансовые средства в местном бюджете на 2010 год на денежное содержание выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования ... поссовет после освобождения его от должности в случае неизбрания после окончания срока полномочий не заложены. Не издан также органами местного самоуправления муниципального образования ... поссовет нормативно - правовой акт, регламентирующий порядок установления, выплаты и перерасчета денежного содержания выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования ... поссовет. Постановление главы муниципального образования ... поссовет от 08.10.2010 года №82 «О выплате денежного содержания выборному должностному лицу после освобождения от должности» вынесено Кошелевым М.И. за два дня до выборов и в нарушение действующего порядка и законодательства, поэтому никаких действий по исполнению данного постановления не принято.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, руководитель Финансового управления администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Пояркова Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями Кошелева М.И. не согласна, поскольку для предоставления указанной гарантии выбранному должностному лицу местного самоуправления после освобождения его от должности в случае не избрания на должность после окончания срока полномочий необходимо конкретное указание на это в Уставе муниципального образования, на основании чего закладывается финансирование местного бюджета, согласовывается с Финансовым управлением администрации Орджоникидзевский район. Финансовое управление администрации муниципального образования Орджоникидзевский район неоднократно предлагало главе муниципального образования ... поссовет Кошелеву М.И. выйти с инициативой о внесении поправок в Устав муниципального образования ... поссовет в связи с внесенными изменениями в Законе № 43 Республики Хакасия «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Хакасия», однако никаких действий со стороны главы предпринято не было, и лишь 08 октября 2010 года, за два дня до выборов, главой муниципального образования ... поссовет Кошелевым М.А. было вынесено постановление «О выплате денежного содержания выборному должностному лицу после освобождения его от должности», которое не соответствует действующему законодательству и не подлежит исполнению ввиду не соблюдения процедуры внесения поправок в Устав муниципального образования ... поссовет.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценивая всю совокупность конкретных обстоятельств дела, приходит к выводам, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки Кошелева М.И. следует, что решением №10/12-1 от 13.11.2005 года избирательной комиссии муниципального образования ... поссовет «О результатах повторного голосования на выборах главы ... поссовета» Кошелев М.И. избран главой муниципального образования ... поссовет.
На основании распоряжения №98-к от 15.10.2010 года Кошелев М.И. освобожден от занимаемой должности в связи с неизбранием на должность. (л.д.7-10)
Согласно ст.16 Закона № 43 Республики Хакасия (в ред. Закона Республики Хакасия от 30.06.2008 N 37-ЗРХ) «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Хакасия» выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществлявшее свои полномочия на постоянной основе, после освобождения его от должности может получать денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в случае неизбрания его на должность после окончания срока полномочий.
Указанные выплаты могут производиться в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в течение одного года со дня прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Статья 53 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на то, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии с ч.2 ст.136 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет перечень вопросов местного значения, к которым, в частности, относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ст.44 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должен определяться порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно действующему Уставу муниципального образования ... поссовет, принятому решением Совета депутатов муниципального образования ... поссовет от 17.03.2010 года №17/9, порядок предоставления выплат выбранному должностному лицу местного самоуправления после освобождения его от должности в случае не избрания на должность после окончания срока полномочий не предусмотрены, и, следовательно, они не были заложены в бюджет на текущий финансовый год. (л.д.26-51)
Из постановления №82 от 08 октября 2010 года, вынесенного главой администрации муниципального образования ... поссовет Кошелевым М.И. «О выплате денежного содержания выборному должностному лицу после освобождения его от должности» следует: выбранному должностному лицу местного самоуправления после освобождения его от должности или не избрания его на должность после окончания срока полномочий выплачивать денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение одного года со дня прекращения полномочий, централизованной бухгалтерии администрации муниципального образования ... поссовет предусмотреть денежное содержание.(л.д.52)
Данное постановление не соответствует процедуре принятия Устава и внесения в него изменений, которая проводится в порядке и сроки, установленные действующим законодательством и Уставом муниципального образования, следовательно, противоречит действующему законодательству, что не оспаривал в судебном заседании истец Кошелев М.И.
Доводы истца в части применения ст. 16 Закон Республики Хакасия от 07.07.2004 N 43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», действующего на момент, когда Кошелев М.И. в 2005 году был избран на должность главы муниципального образования ... поссовет, суд считает несостоятельными.
Внося изменения, законодатель вправе определять сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, что не рассматривается как нарушение прав граждан, расширение сферы действия данной нормы является прерогативой законодателя.
На основании ст. 16 Закон Республики Хакасия N 43 (в ред. Закона Республики Хакасия от 30.06.2008 N 37-ЗРХ) «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Хакасия» выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществлявшее свои полномочия на постоянной основе, после освобождения его от должности может продолжать получать денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы с учетом индексации до устройства на новое место работы в случае не избрания его на должность после окончания срока полномочий.
Таким образом, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществлявшее свои полномочия на постоянной основе, после освобождения его от должности не утратило право получать денежное содержание в размере среднемесячной заработной платы с учетом индексации до устройства на новое место работы в случае не избрания его на должность после окончания срока полномочий, поскольку выплаты могут производиться в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Требование истца обязать администрацию муниципального образования ... поссовет вынести в десятидневный срок постановление с приложением положения о порядке денежных выплат лицам в случае не избрания должностным лицом органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению.
Как указывалось выше, процедура принятия Устава и внесения в него изменений проводится в порядке и сроки, установленные действующим законодательством и Уставом муниципального образования, и заключается в следующем:
1. Внесение проекта Устава, проекта решения о внесении изменений в Устав субъектами законодательной инициативы (ч.1 ст.46 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными Уставом муниципального образования. На основании ст.50 Устава - предложения о внесении изменений в устав поселения могут вносить глава поселения, депутаты, а также жители поселения, обладающие избирательным правом, в порядке правотворческой инициативы.
2. Принятие проекта Устава, проекта решения о внесении изменений в Устав Советом депутатов муниципального образования ... поссовет (п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ) - в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; пункт 1 части 1 статьи 26 Устава - к компетенции Совета депутатов относится: принятие Устава поселения, внесение в него изменений и дополнений.
3. Подписание проекта Устава, проекта решения о внесении изменений в Устав (ч.13 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ) - нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию; ч.5 ст.51 Устава - решение Совета депутатов нормативного характера в течение 10 дней с момента его принятия направляется главе поселения для подписания и обнародования. Глава поселения в течение 10 дней с момента поступления к нему решения подписывает и обнародует его.
4. Обнародование проекта Устава, проекта решения о внесении изменений в Устав (ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ) - Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Срок, в течение которого обнародованный муниципальный правовой акт должен находиться на информационном стенде, не может составлять менее четырнадцати календарных дней.
5. Проведение публичных слушаний по проекту Устава, проекту решения о внесении изменений в Устав (п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п.1 ч.3 ст.18 Устава)
6. Принятие Устава, решения о внесении изменений в Устав (п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ) – в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; п.1 ч.1 ст.26 Устава - к компетенции Совета депутатов относится принятие Устава поселения, внесение в него изменений и дополнений; ч.1 ст.49 Устава - проект устава поселения, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения Советом депутатов.
7. Направление Устава, решения о внесении изменений в Устав главой муниципального образования для государственной регистрации в Управление Минюста по Республике Хакасия (части 1, 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
8. Рассмотрение Устава, решения о внесении изменений в Устав Управлением Минюста по Республике Хакасия (ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации Уставов муниципальных образований» - решение о государственной регистрации Устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.
9. Направление решения Управления Минюста по Республике Хакасия - регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации Устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный Устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.
10. Обнародование Устава, решения о внесении изменений в Устав после его государственной регистрации (ч.4 ст.49 Устава) – официальное опубликование (обнародование) Устава поселения, решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав поселения должно быть осуществлено в течение 30 дней после государственной регистрации.
11. Вступление в силу решения о внесении изменений в Устав (ч.8 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) - Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); ч.4 ст.49 Устава - Устав поселения, а также решение Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав поселения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
На основании изложенного глава муниципального образования не наделен своим единолично вынесенным постановлением внести изменения в Устав муниципального образования Копьевский поссовет, установив порядок денежных выплат выборному должностному лицу местного самоуправления после освобождения его от должности в случае не избрания его должностным лицом после окончания срока полномочий.
Представитель ответчика - глава муниципального образования ... поссовет Попков А.В. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время разработан и находится на изучении Совета депутатов проект внесений изменений в Устав муниципального образования ... поссовет, в том числе по выплатам выбранному должностному лицу местного самоуправления после освобождения его от должности в случае не избрания на должность после окончания срока полномочий.
Таким образом, суд признает, что администрация муниципального образования ... поссовет действует в соответствии с законом в пределах своих полномочий, а заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кошелева М.И. к администрации муниципального образования ... поссовет об обязании выплачивать ежемесячное денежное содержание, обязании вынесения постановления с приложением положения о порядке денежных выплат лицам в случае не избрания должностным лицом органа местного самоуправления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ../../...
Судья М.Н.Южакова