Дело № 2-117/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Копьево ../../..
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:
судьи Южаковой М.Н.
при секретаре Стонт О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования К поссовет о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования К поссовет о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Орджоникидзевского района законодательства об отходах производства и потребления и охраны окружающей среды. В ходе осуществления прокурорского надзора установлено, что на территории МО К поссовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов. Объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законодательства, не имеется. Вывоз отходов в МО К поссовет жителями муниципального образования осуществляется на земельные участки, расположенные: в 3 км западнее жилой застройки ..., размером 20 на 20 метров, общей площадью 400 квадратных метров (0,4га); в 0,5 км южнее жилой застройки ..., размером 100 на 500 метров, общей площадью 50000 квадратных метров (5 га); в 0,1 км северо-западнее жилой застройки ..., размером 100 на 100 метров, общей площадью 10000 квадратных метров (1 га). В ходе натурального комиссионного обследования данных земельных участков были составлены акты, согласно которым было выявлено три расположения несанкционированных мест размещения полигонов бытовых отходов на территории МО К поссовет различных видов отходов. Указанные свалки не включены в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия, не соответствуют требованиям, предъявленным положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к объектам размещения отходов, а также положениям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в связи с чем, нарушение действующего природоохранного (экологического) законодательства препятствуют сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений, которые также закреплены в ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, поставленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность администрацией МО К поссовет не исполняется, что является нарушением действующего законодательства и влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. На основании ч.2 ст.15 Конситеции РФ, органы местного самоуправления должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Просил суд обязать администрацию муниципального образования К поссовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенного пункта ..., в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 ноября 2011 года, а также обязать администрацию муниципального образования К поссовет ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 01 ноября 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Аронов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в заявлении, при этом, счел возможным увеличить срок для устранения выявленных нарушений законодательства и просил суд обязать администрацию муниципального образования К поссовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования ..., в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 февраля 2012 года, а также обязать администрацию муниципального образования К поссовет ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 01 февраля 2012 года.
Представитель ответчика - главы администрации муниципального образования К поссовет Попков А.В., действующий на основании Устава, заявленные прокурором требования не признал, пояснив, что указанные прокурором нарушения образовались в связи с финансовыми трудностями поселения, также в районе отсутствует оборудованный полигон бытовых отходов, но в целях соблюдения законодательства меры по ликвидации несанкционированных свалок будут приняты.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Сидоренко Е.М., действующая на основании доверенности, просила увеличить срок для устранения выявленных нарушений.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, аналогичные полномочия на органы местного самоуправления поселений возложены ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления, и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель
собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Из ч. 1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается существенная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района проверки совместно со специалистом 1 категории муниципального образования К поссовет, установлено, что на территории К поссовета расположены несанкционированные свалки, расположенные: в 3 км западнее жилой застройки ..., размером 20 на 20 метров, общей площадью 400 квадратных метров (0,4га); в 0,5 км южнее жилой застройки ..., размером 100 на 500 метров, общей площадью 50000 квадратных метров (5 га); в 0,1 км северо-западнее жилой застройки ..., размером 100 на 100 метров, общей площадью 10000 квадратных метров (1 га), где размещаются различные бытовые отходы.
Согласно п.19 ст.9 Устава муниципального образования К поссовет Орджоникидзевского района, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что обязанность и организация по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования К поссовет возложена на администрацию муниципального образования К поссовет.
Определенное в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие объектов размещения отходов предполагает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В соответствии с п.2.5 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
Пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре, должны соблюдаться следующие требования: поверхность хранящихся насыпью отходов приемников – накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и хамически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Из актов комиссионной проверки мест расположения несанкционированных мест размещения ПБО на территории мо К поссовет от ../../.., следует, что они не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, все отходы размещаются очаговыми навалами, поверхность хранящихся очаговыми навалами отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, также по периметру данных земельных участков отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объекта размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктами 6,7 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п.п.5.3.6 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года №401 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору указанная служба ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, что в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия указанные свалки не включены.
Наличие несанкционированных сволок твердых бытовых отходов на территории муниципального образования К поссовет нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции РФ, в ст.11 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора может привести и приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.
Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования прокурора о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды, законными и обоснованными.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок до 01.02.2012 года достаточным для устранения администрацией муниципальным образованием К поссовет выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования К поссовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенного пункта – ... соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 февраля 2012 года.
Обязать администрацию муниципального образования К поссовет ликвидировать несанкционированные свалки в срок до 01 февраля 2012 года, расположенные: в 3 км западнее жилой застройки ..., в 0,5 км южнее жилой застройки ..., в 0,1 км северо-западнее жилой застройки ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено ../../...
Судья М.Н.Южакова