Дело №.. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации поселок Копьево ../../.. года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе: судьи Южаковой М.Н. при секретаре Заевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новомарьясовский сельсовет о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новомарьясовский сельсовет о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Орджоникидзевского района законодательства об отходах производства и потребления и охраны окружающей среды. В ходе осуществления прокурорского надзора установлено, что на территории МО Новомарьясовский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов. Объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законодательства, не имеется. Вывоз отходов в МО Новомарьясовский сельсовет жителями муниципального образования осуществляется на земельные участки, расположенные: в 0,5 км восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, размером 500 на 300 метров общей площадью 15000 кв.м (1,5 га); в 0,25 км юго – восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, размером 500 на 300 метров, общей площадью 15000 кв.м (1,5 га); в 0,7 км восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, размером 100 на 50 метров, общей площадью 5000 кв.м (0,5 га); в 0,8 км восточнее жилой застройки д.Горюново, размером 200 на 500 метров, общей площадью 10000 кв.м (1 га); в 0,8 км восточнее жилой застройки д.Кагунек рядом с рекой Бродик, размером 4 на 50 метров, общей площадью 200 кв.м (0,02 га); в 0,3 км северо-восточнее жилой застройки с.Монастырево, размером 100 на 300 метров, общей площадью 30000 кв.м (3 га). В ходе натурального комиссионного обследования данных земельных участков были составлены акты, согласно которым было выявлено, что на территории МО Новомарьясовский сельсовет имеются несанкционированные места размещения полигонов бытовых отходов. Указанные свалки не включены в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия, не соответствует требованиям, предъявленным положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к объекту размещения отходов, а также положениям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в связи с чем, нарушение действующего природоохранного (экологического) законодательства препятствуют сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений, которые также закреплены в ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, поставленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность администрацией МО Новомарьясовский сельсовет не исполняется, что является нарушением действующего законодательства и влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. На основании ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы местного самоуправления должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Просил суд обязать администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенных пунктов с.Новомарьясово, д.Когунек, д.Горюново. д.Конгарово, д.Монастырево Орджоникидзевского района Республики Хакасия в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 ноября 2011 года, и обязать администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 01 ноября 2011 года. В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Аронов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в заявлении, при этом, счел возможным увеличить срок для устранения выявленных нарушений законодательства и просил суд обязать администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенных пунктов: с.Новомарьясово, д.Когунек, д.Горюново. д.Конгарово, д.Монастырево Орджоникидзевского района Республики Хакасия в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 февраля 2012 года, с также обязать администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 01 февраля 2012 года. Представитель ответчика глава администрации муниципального образования Новомарьясовский сельсовет Чертыков Ю.К., действующий на основании Устава, заявленные прокурором требования признал частично, в своих возражениях указал на то, что сбор и вывоз отходов на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещение отходов не возможен, поскольку таких объектов в настоящее время в Российской Федерации нет. Приказ министерства ресурсов РФ от 11.09.2003 года №829 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов» отменен приказом министерства природных ресурсов РФ от 24.08.2004 года №617 в связи с отказом в государственной регистрации. Муниципалитеты не обязаны строить объекты по управлению отходами. Места складирования мусора и твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет утверждены решением Совета депутатов от 26 мая 2006 года №12 «Об утверждении мест складирования мусора и твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет. Поэтому все свалки, указанные в исковом заявлении, кроме свалки в д.Когунек, являются санкционированными. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Малыхин Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, заявленные прокурором требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, аналогичные полномочия на органы местного самоуправления поселений возложены ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления, и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель Из ч. 1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается существенная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района проверки, выявлено, что на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет расположены несанкционированные свалка, расположенные: в 0,5 км восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, размером 500 на 300 метров общей площадью 15000 кв.м (1,5 га); в 0,25 км юго – восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, размером 500 на 300 метров, общей площадью 15000 кв.м (1,5 га); в 0,7 км восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, размером 100 на 50 метров, общей площадью 5000 кв.м (0,5 га); в 0,8 км восточнее жилой застройки д.Горюново, размером 200 на 500 метров, общей площадью 10000 кв.м (1 га); в 0,8 км восточнее жилой застройки д.Кагунек рядом с рекой Бродик, размером 4 на 50 метров, общей площадью 200 кв.м (0,02 га); в 0,3 км северо-восточнее жилой застройки с.Монастырево, размером 100 на 300 метров, общей площадью 30000 кв.м (3 га), где размещаются различные бытовые отходы. Согласно п.18 ст.9 Устава муниципального образования Новомарьясовский сельсовет Орджоникидзевского района, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет возложена на администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет. Определенное в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие объектов размещения отходов предполагает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с п.2.5 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках При этом, пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре, должны соблюдаться следующие требования: поверхность хранящихся насыпью отходов приемников – накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Из актов комиссионной проверки мест расположения несанкционированных мест размещения ТБО на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет от 23 марта 2011 года, следует, что они не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, все отходы размещаются очаговыми навалами, поверхность хранящихся очаговыми навалами отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, также по периметру данных земельных участков отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объекта размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. По мнению представителя ответчика Чертыкова Ю.К., требования прокуратуры являются необоснованными, так как места складирования мусора и твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет, кроме свалки в д.Когунек, являются санкционированными на основании решения Совета депутатов. Данный довод представителя ответчика является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктами 6 и 7 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с п.п.5.3.6 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года №401 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору указанная служба ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. Согласно п.5 ст.13 Закона Республики Хакасия от 11.03.2008 N 3-ЗРХ (ред. от 04.05.2009) «Об отходах производства и потребления» (принят ВС РХ 27.02.2008)) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается. Довод представителя ответчика о том, что сбор и вывоз отходов на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов не возможен, поскольку таких объектов в настоящее время в Российской Федерации нет, суд считает необоснованным и не являющимся основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Из материалов дела следует, и не оспаривается представителем ответчика, что в государственный реестр указанные свалки не включены. Кроме того, представителем ответчика не оспаривается, что места расположения несанкционированных размещений бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, все отходы размещаются очаговыми навалами, поверхность хранящихся очаговыми навалами отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру данных земельных участков отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков, что противоречит требованиям, установленным пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. Наличие несанкционированных свалок бытовых отходов на территории муниципального образования Новомарьясовский сельсовет нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции РФ, в ст.11 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду. Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования прокурора о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды, законными и обоснованными. С учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок до 01.02.2012 года достаточным для устранения администрацией муниципальным образованием Новомарьясовский сельсовет выявленных нарушений. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенных пунктов: с.Новомарьясово, д.Когунек, д.Горюново. д.Конгарово, д.Монастырево Орджоникидзевского района Республики Хакасия в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 февраля 2012 года. Обязать администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет ликвидировать несанкционированные свалки в срок до 01 февраля 2012 года, расположенные: в 0,5 км восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, в 0,25 км юго – восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, в 0,7 км восточнее жилой застройки с.Новомарьясово, в 0,8 км восточнее жилой застройки д.Горюново, в 0,8 км восточнее жилой застройки д.Когунек у реки Бродик, в 0,3 км северо – восточнее жилой застройки с.Манастырево. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение вынесено ../../.. года Судья М.Н.Южакова
собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.