РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2011 года п. Копьево
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего Гладких Р.А.,
с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района Аронова А.А.,
при секретаре судебного заседания Анистратовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №..» о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище №..» (далее по тексту -Училище) о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
При этом прокурор указал на то, что в ходе проведения проверки соблюдения федерального законодательства об охране атмосферного воздуха и об охране окружающей среды был установлен ряд нарушений действующего природоохранного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Аронов А.А. исковые требования поддержал и просил обязать Училище в срок до 01 ноября 2011 года произвести необходимые действия по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.
Представитель ответчика Белошапкина Т.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала полностью и пояснила, что Училищем действительно допущены нарушения требований природоохранного законодательства, которые были выявлены в ходе проведения соответствующей проверки. В настоящее время Училищем были приняты меры по устранению указанных нарушений, заключены договоры с подрядчиками на выполнение работ по устранению данных нарушений, которые планируется устранить до 14 октября 2011 года. Однако установить в котельной оборудование для очистки газов будет возможно лишь в июне 2012 года, поскольку установка указанного оборудования возможна после проведения соответствующих измерений и завершения отопительного сезона.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из предписания № 10 об устранении нарушений природоохранного законодательства, составленного по результатам проверки 26 февраля 2010 года государственным инспектором Государственного комитета по охране окружающей среды и природопользования РХ Аникиным А.С., в Училище были выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:
- в нарушение требований п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ГОУ НПО «ПУ-21» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ГОУ НПО «ПУ-21» не составлены паспорта на отходы 1-5 класса опасности;
- в нарушение требований п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ГОУ НПО «ПУ-21» должностное лицо не прошло профессиональную подготовку по обращению с отходами 1-5 классов опасности;
- в нарушение требований п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не проведена инвентаризация источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ;
- в нарушение требований п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не разработана документация о предельно допустимых выбросах в атмосферу;
- в нарушение требований п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
- в нарушение требований п. 7 ст. 16, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на котельной не установлено оборудование для очистки газов;
- в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ГОУ НПО «ПУ - 21» не состоит на учете в Енисейском Управлении Ростехнадзора в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие платежи не осуществляет;
- в нарушение требований п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ГОУ НПО «ПУ-21» не осуществляется производственный контроль в области обращения с отходами и атмосферным воздухом;
- в нарушение требований п.п. З.6., 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» в ГОУ НПО «ПУ-21» не обустроено место временного хранения золошлаковых отходов, отработанных масел и отработанных люминесцентных ламп.
Доказательств, которые бы опровергали отраженные в данном документе обстоятельства, ответчиком не представлено. Наличие нарушений природоохранного законодательства представителем ответчика не оспаривалось.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу п. 3 ст. 14, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I -IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ) юридические
лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также в силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу п. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечении снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; сохранения биологического разнообразия; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.ст. 2, 42, 58 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Экологическая безопасность в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» это - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Приобщенные к делу договоры, заключенные Училищем с различными организациями, свидетельствуют лишь о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений, однако не свидетельствуют о том, что выявленные нарушения природоохранного законодательства устранены.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая характер нарушений природоохранного законодательства, степень опасности выявленных нарушений, а также принимая во внимание причины, по которым указанные нарушения не были устранены ранее, с учётом принципа разумности и справедливости, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений до 01 ноября 2011 года, за исключением установки в котельной оборудования для очистки газов. Поскольку для установки указанного оборудования необходимо проведение соответствующих измерений, а установка оборудования в период отопительного сезона не возможна, суд считает возможным установить срок для устранения данного нарушения до 01 июня 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №..» в срок до 01 ноября 2011 года устранить следующие нарушения природоохранного законодательства:
- в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- в соответствии с требованиями п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» составить паспорт на отходы 1-5 класса опасности;
- в соответствии с требованиями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» направить должностное лицо для прохождения профессиональной подготовки по обращению с отходами 1-5 классов опасности;
- в соответствии с требованиями п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» провести инвентаризацию источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ;
- в соответствии с требованиями п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» разработать документацию о предельно допустимых выбросах в атмосферу;
- в соответствии с требованиями п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
- в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» встать на учет в Енисейском Управлении Ростехнадзора в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду;
- в соответствии с требованиями п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами и атмосферным воздухом;
а также обязать Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №..» в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с требованиями п. 7 ст. 16, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установить в котельной Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №..» оборудование для очистки газов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 27.05.2011 года.
Председательствующий Гладких Р.А.