Дело № 2-159/2011 поселок Копьево ../../.. года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Южаковой М.Н., при секретаре Стонт О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании действий Главы муниципального образования Орджоникикдзевский район по изданию постановления от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» незаконными, признании постановления от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», вынесенное Главой муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачевым А.И., незаконным и недействующим, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании действий Главы муниципального образования Орджоникидзевский район по изданию постановления от 11.01.2011 №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», а так же непринятии мер по отмене указанного постановления, незаконными, и обязать Главу муниципального образования Орджоникидзевский район отменить постановление от 11.01.2011 №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу». Требования мотивированы тем, что в соответствии с данным постановлением Главе муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачеву А.И. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%. Указанное постановление противоречит требованиям федерального законодательства, а именно ст.30 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район, согласно которой к исключительным полномочиям Совета депутатов относится утверждение районного бюджета и годового отчета о его исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. При этом, ч.4 ст.84 Устава установлено, что Совет депутатов самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда, в том числе Главе района в соответствии с законом Республики Хакасия. Согласно п. 7 ст. 34 Устава к полномочиям Совета депутатов также относится утверждение порядка осуществления доплат к должностному окладу выборных должностных лиц муниципального района, а также положения о поощрении выборных должностных лиц муниципального района, а ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну входит в состав доплат, устанавливаемых выборным должностным лицам местного самоуправления. Кроме того, законодатель указал, что при определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Считает, что Главой муниципального образования Орджоникидзевский район неправомерно установлен размер ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50 %, без учета объема сведений, к которым имеется доступ и с которыми ведется работа. Таким образом, Главой муниципального образования Орджоникидзевский район нарушены требования Устава муниципального образования Орджоникидзевский район, п. 1 Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 №573 (ред. От 06.06.2008) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Неисполнение Главой муниципального образования Орджоникидзевский район требований Закона создает угрозу нарушения прав граждан муниципалитета в социальной сфере, образовательной сфере, сфере здравоохранения и т.д., создает предпосылки к не реализации, либо сокращению финансирования различных социальных программ и т.д. В судебном заседании прокурор Орджоникидзевского района Казак Д.А. уточнил заявленные требования, просил признать действий Главы муниципального образования Орджоникикдзевский район Тайченачева А.И. по изданию постановления от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» незаконными, признать постановление от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», вынесенное Главой муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачевым А.И., незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, в обоснование требований привел доводы, указанные в заявлении, дополнительно пояснив, что п.7 ст.34 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район предусмотрено, что утверждение порядка осуществления доплат к должностному окладу выборных должностных лиц муниципального района, а также поощрения выборных должностных лиц муниципального района. На основании ст.84 Устава именно Совет депутатов определяет размеры и условия оплаты труда Главы района в соответствии с законом Республики Хакасия. В Уставе статьями 40 и 50 определены полномочия Главы района, и не предусмотрено, что Глава района имеет право устанавливать себе надбавки к должностному окладу. Решение о надбавках к должностному окладу Главы района принимает Совет депутатов, следовательно, Глава района правомочен лишь обратиться в Совет депутатов с инициативой о рассмотрении вопроса об установлении надбавки к его должностному окладу с приложением информации об объеме сведений, к которым имеет доступ и продолжительностью срока сохранения актуальности засекречивания этих сведений, что предусмотрено Правилами выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 №573. Поэтому считает, что действия Главы муниципального образования Орджоникикдзевский район Тайченачева А.И. по изданию постановления от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» являются незаконными, поскольку противоречат действующему законодательству, постановление от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», вынесенное Главой муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачевым А.И., необходимо признать незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Неисполнение требований закона со стороны главы района создают угрозу нарушения прав граждан муниципалитета, то есть неопределенного круга лиц, в социальной сфере, образовательной сфере, сфере здравоохранения, создает предпосылки к не реализации, либо сокращению финансирования различных социальных программ, поскольку в данном случае выплаты производятся из бюджета района, что влечет нецелевое использование денежных средств. Представитель Главы муниципального образования Орджоникидзевский район Будникова Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные прокурором требования считает не подлежащими удовлетворению. В обоснование пояснила, что статья 13 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район не исключает компетенцию Главы муниципального образования по установлению надбавок к должностному окладу. Между тем, п.4 ст.84 Устава, где указано, что Совет депутатов определяет размеры и условия оплаты труда Главы района противоречит Закону Республики Хакасия от 07.07.2004 года №43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», а именно статье 17, а также Закону Республики Хакасия от 12.05.2011 года № 40-ЗРХ, где указано, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе Глава муниципального образования Орджоникидзевский район. Статьей 5 Положения о денежном содержании, премировании, материальной помощи и поощрении выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования Орджоникидзевский район, предусмотрено, что размер и порядок выплаты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяется федеральными законами и иными нормативными актами. В указанных нормах не установлена исключительная компетенция Совета депутатов по установлению данной надбавки, следовательно, Глава района имеет право на определение размера и условий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, и вынесенное им постановление 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» является законным, не противоречит Уставу района и указанному Положению. Кроме того, представитель считает, что прокурором пропущен срок обращения с данным заявлением в суд, а также заявление должно быть подано в порядке искового производства, так как заявлены требования материального характера. Глава муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачев А.И. также возражал против требований прокурора, полностью поддержал мнение представителя Будниковой Т.А., считает вынесенное им постановление «Об установлении надбавки к должностному окладу» законным, дополнительно пояснил, что в феврале 2011 года в порядке инициативы вносил на рассмотрение сессии Совета депутатов проект решения о внесении изменений предельных сумм на денежное содержание выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных служащих, где в пояснительной записке указал, что предельная сумма на денежное содержание Главы района увеличивается в связи с установлением ежемесячной 50 процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности. На сессии Совета депутатов лично Тайченачев не присутствовал, внесенный вопрос рассмотрен не был, но было вынесено решение об установлении 30 % надбавки к должностному окладу, которое в настоящее время отменено на основании представления прокурора. Представитель Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район Сидоренко Е.М., действующая на основании доверенности, с требованиями прокурора была не согласна, поддержала мнение представителя Будниковой Т.А., дополнительно пояснив, что 07.06.2011 года утвержден проект решения об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Орджоникидзевский район, в том числе и в пункт 4 ст.84 Устава. Председатель Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район ФИО1 пояснил, что, по его мнению, нарушен порядок вынесения данного постановления. Положением о денежном содержании, премировании, материальной помощи и поощрении выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования Орджоникидзевский район, предусмотрено, что размер и порядок выплаты ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяется федеральными законами и иными нормативными актами, и на основании Устава определение размера и условий оплаты труда Главы района является прерогативой Совета депутатов. В феврале 2011 года состоялась сессия Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район, от Главы района поступало ходатайство о рассмотрении вопроса об увеличении предельной сумма его денежного содержания в связи с тем, что он уже вынес постановление об установлении ежемесячной 50 процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности. Поскольку Тайченачев не присутствовал на сессии, Совет депутатов вынес решение об установлении 30 % надбавки к должностному окладу Главы района за работу со сведениями, имеющими степень секретности. Прокурором был внесен протест, что решение вынесено в нарушение Постановления Правительства РФ №573, так как надбавка назначена без изучения объема сведений. Главе района было предложено предоставить на сессию Совета депутатов информацию об объеме сведений, имеющих степень секретности, что выполнено не было, поэтому протест прокурора был удовлетворен, решение об установлении 30% надбавки к должностному окладу Главы района за работу со сведениями, имеющими степень секретности, отменили. Для установления размера данной надбавки Глава района должен выйти с ходатайством к Совету депутатов, предоставив информацию об объеме сведений, имеющих степень секретности, на основании чего уже Совет депутатов вынесет решение. Глава района не может превышать установленные лимиты, он должен согласовать внесение изменений в бюджет района с Советом депутатов. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено, что 11.01.2011 года Глава муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачев А.И. вынес постановление №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», согласно которому постановил: «Установить с 01 января 2011 года Тайченачеву Анатолию Ивановичу – Главе муниципального образования Орджоникидзевского района ежемесячную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%». Предметом судебного разбирательства является вопрос о законности данного постановления и действий Главы муниципального образования Орджоникидзевский район по изданию указанного постановления. Поэтому довод представителя Будниковой Т.А. о том, что заявление должно быть подано в порядке искового производства, является несостоятельным. Согласно ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод. Из пояснений прокурора в судебном заседании следует, что постановление №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» вынесено Главой муниципального образования Ордоникидзевский район Тайченачевым А.И. 11.01.2011 года, нигде опубликовано не было, по результатам проведенной проверки в рамках надзора за соответствием актов органа местного самоуправления требованиям федерального и регионального законодательства, 20 мая 2011 года был внесен протест Главе района с требованиями рассмотреть протест и привести в соответствие с действующим законодательством вынесенное постановление. 26 мая 2011 года Главой района Тайченачевым А.И. дан ответ, из которого следует, что протест отклонен, то есть с этого времени установлено нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан муниципалитета, то есть неопределенного круга лиц, после чего 20.06.2011 года обратился с рассматриваемым заявлением в суд. В подтверждение в материалах дела представлены протест прокурора от 20.05.2011 года (л.д.5) и ответ Главы муниципального образования Тайченачева А.И. от 26.05.2011 года (л.д.6). Суд считает пояснения прокурора обоснованными, срок обращения в суд с данным заявлением не пропущен, поэтому довод представителя Будниковой Т.А. о пропуске срок обращения прокурора в суд является надуманным. На основании ст.9 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район; глава муниципального образования - Глава муниципального образования Орджоникидзевский район; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район; контрольный орган муниципального района - контрольно-счетная комиссия муниципального образования Орджоникидзевский район; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляются за счет средств районного бюджета (ст.13 Устава). В соответствии со ст.30 Устава к исключительным полномочиям Совета депутатов относится утверждение районного бюджета и годового отчета о его исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. На основании ст.5 Положения о денежном содержании, премировании, материальной помощи и поощрении выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования Орджоникидзесвкий район, принятого решением Совета депутатов 26.06.2008 года №35-11, установлено, что ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается лицам, работающим с документами, составляющими государственную тайну и имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности. При этом, размер и порядок выплат ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяется федеральными законами и иными нормативными актами. Согласно ст.17 Закона Республики Хакасия от 07.07.2004 года №43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», действующему на момент вынесения Главой района постановления об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу, а также ныне действующему Закону Республики Хакасия от 12.05.2011 года № 40-ЗРХ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно п.7 ст.34 Устава к полномочиям Совета депутатов относится утверждение порядка осуществления доплат к должностному окладу выборных должностных лиц муниципального района, а также положения о поощрении выборных должностных лиц муниципального района. Пунктом 4 ст.84 Устава конкретизировано, что Совет депутатов самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда председателя Совета депутатов, муниципальных служащих Совета депутатов и Главы района в соответствии с законом Республики Хакасия. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, входит в состав доплат, устанавливаемых выборным должностным лицам местного самоуправления. Таким образом, на основании действующего законодательства и Устава муниципального образования Орджоникидзевский район, определение размера и условий оплаты труда Главы района является прерогативой Совета депутатов. На основании вышеизложенного, суд считает ошибочным мнение представителя Будниковой Т.А. о том, что Глава района лично имеет право на определение размера и условий оплаты труда Главе района, поскольку входит в структуру органов местного самоуправления. Вынося постановление №2 от 11.01.2011 «Об установлении надбавки к должностному окладу» Глава муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачев А.И. неправомерно вышел за пределы своих полномочий. Довод представителя Будниковой Т.А. о том, что п.4 ст.84 Устава противоречит действующему законодательству, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела. Также довод представителя Сидоренко Е.М. о том, что в будущем будут внесены изменения в пункт 4 ст.84 Устава, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суд считает правомерными требования прокурора о том, что, вынося указанное постановление, Глава района Тайченачев А.И. неправомерно установлен размер ежемесячных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50 %, без учета объема сведений, к которым имеется доступ и с которыми ведется работа. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, что предусмотрено пунктом 1 Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 №573 (ред. От 06.06.2008) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Таким образом, установлено, что оспариваемое постановление принято, а действия Главы района по принятию данного постановления совершены не в соответствии с законом, не в пределах его полномочий. В данном случае, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку нарушение главой муниципального образования Орджоникидзевский район требований Устава муниципального образования Орджоникидзевский район и Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 №573 (ред. От 06.06.2008) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», создают угрозу нарушения прав граждан муниципалитета, то есть неопределенного круга лиц, в социальной сфере, образовательной сфере, сфере здравоохранения, создает предпосылки к не реализации, либо сокращению финансирования различных социальных программ, поскольку в данном случае выплаты производятся из бюджета района, что влечет нецелевое использование денежных средств. Действий главы муниципального образования Орджоникикдзевский район Тайченачева А.И. по изданию постановления от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» суд признает незаконными, а также постановление от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», вынесенное главой муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачевым А.И., суд признает незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действий Главы муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачева А.И. по изданию постановления от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу» незаконными. Постановление от 11.02.2011 года №2 «Об установлении надбавки к должностному окладу», вынесенное главой муниципального образования Орджоникидзевский район Тайченачевым А.И., признать незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ../../.. года. Судья М.Н.Южакова