Решение по гражданскому делу №2-155/2011 о понуждении к совершению определённых действий



Дело № 2-155/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

поселок Копьево ../../.. года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:

судьи Южаковой М.Н.

при секретаре Стонт О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района во исполнение поручения про­куратуры республики проведена проверка соблюдения органами местного само­управления Орджоникидзевского района законодательства об отходах производ­ства и потребления и охраны окружающей среды. В ходе осуществления прокурорского надзора установлено, что на терри­тории МО Красноиюсский сельсовет не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов. Объектов размещения отходов производства и потребления, соответствующих современным требованиям экологического законо­дательства, не имеется. Вывоз отходов в МО Красноиюсский сельсовет жителями муниципального обра­зования осуществляется на земельные участки, расположенные: в 1 км. юго-восточнее с. Июс, Орджоникидзевский район, РХ, размером 200 на 300 метров, общей площадью 60000 квадратных метров; на окраине д. Кобяково, Орджоникидзевский район, РХ.
размером 200 на 100 м., общей площадью 20000 квадратных метров; в 50 м. от д. Подлиственки, Орджоникидзевский район РХ, размером 50 на 50 м., общей площадью 2500 квадратных метров; в 2 км. от д. Кожухово, Орджоникидзевский район, РХ, размером 20 на 40 метров, общей площадью 800 квадратных метров. В ходе натурального комиссионного обследования данных земельных участков были составлены акты, согласно которым было выявлено, что на территории МО Красноиюсский сельсовет имеются несанкцио­нированные места размещения полигона бытовых отходов. Указанные свалки не включены в реестр объектов размещения отходов на территории Республики Хакасия, не соответствует требованиям, предъявленным положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к объекту размещения отходов, а также положениям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», в связи с чем, нарушение действующего природоохранного (экологического) законодательства препятствуют сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений, которые также закреплены в ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Орган местного самоуправления поселенческого уровня обязан организовать сбор отходов производства и потребления, соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также вывоз ТБО на объекты, поставленные на учет в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, данная обязанность администрацией МО Красноиюсский сельсовет не исполняется, что является нарушением действующего законодательства и влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. На основании ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы местного самоуправления должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Просил суд обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенных пунктов: с.Июс, д.Кобяково, д.Подлиственки, д.Кожухово Орджоникидзевского района Республики Хакасия, в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 февраля 2012 года, а также обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 01 февраля 2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Горячев С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, изложив доводы, указанные в заявлении, при этом, счел возможным увеличить срок для устранения выявленных нарушений законодательства и просил суд обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенных пунктов: с.Июс, д.Кобяково, д.Подлиственки, д.Кожухово Орджоникидзевского района Республики Хакасия, в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 мая 2012 года, а также обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет ликвидировать указанные несанкционированные свалки в срок до 01 мая 2012 года.

Представитель ответчика глава муниципального образования Красноиюсский сельсовет Ербягин В.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что указанные прокурором нарушения образовались в связи с финансовыми трудностями поселения, меры по их устранению будут приняты.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Малыхин Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, заявленные прокурором требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопро­сам местного значения поселения, аналогичные полномочия на органы местного самоуправления поселений возложены ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, сани­тарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления, и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу п. п. 1, 2, 3, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель
собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; от захламления отходами производства и потребления; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Из ч. 1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается существенная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района проверки, выявлено, что на территории муниципального образования Красноиюсский сельсовет расположены несанкционированные свалки, расположенные: в 1 км. юго-восточнее с. Июс, Орджоникидзевский район, РХ, размером 200 на 300 метров, общей площадью 60000 квадратных метров; на окраине д. Кобяково, Орджоникидзевский район, РХ, размером 200 на 100 м., общей площадью 20000 квадратных метров; в 50 м. от д. Подлиственки, Орджоникидзевский район РХ, размером 50 на 50 м., общей площадью 2500 квадратных метров; в 2 км. от д. Кожухово, Орджоникидзевский район, РХ, размером 20 на 40 метров, общей площадью 800 квадратных метров, где размещаются различные бытовые отходы.

Согласно п.18 ст.9 Устава муниципального образования Красноиюсский сельсовет Орджоникидзевского района, организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что обязанность и организация по вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Красноиюсский сельсовет возложена на администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет.

Определенное в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие объектов размещения отходов предполагает специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

В соответствии с п.2.5 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

Пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.13.22-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре, должны соблюдаться следующие требования: поверхность хранящихся насыпью отходов приемников – накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков.

Из актов комиссионной проверки мест расположения несанкционированных мест размещения ПБО на территории мо Красноиюсский сельсовет от 22 апреля 2011 года следует, что они не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, все отходы размещаются очаговыми навалами, поверхность хранящихся очаговыми навалами отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, также по периметру данных земельных участков отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков.

Согласно ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объекта размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п.п.5.3.6 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года №401 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору указанная служба ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

Наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования Красноиюсский сельсовет нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции РФ, в ст.11 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора может привести и приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд признает требования прокурора о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и охраны окружающей среды, законными и обоснованными.

С учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок до 01.05.2012 года достаточным для устранения администрацией муниципальным образованием Устинкинский сельсовет выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования и населенных пунктов: с.Июс, д.Кобяково, д.Подлиственки, д.Кожухово Орджоникидзевского района Республики Хакасия в соответствии с нормами действующего законодательства на поставленные на учет в государственном реестре объекты размещения отходов в срок до 01 мая 2012 года.

Обязать администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет ликвидировать несанкционированные свалки в срок до 01 мая 2012 года, расположенные: в 1 км. юго-восточнее с. Июс, Орджоникидзевский район Республики Хакасия; на окраине д. Кобяково, Орджоникидзевский район Республики Хакасия; в 50 м. от д. Подлиственки, Орджоникидзевский район Республики Хакасия; в 2 км. от д. Кожухово, Орджоникидзевский район Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено ../../.. года.

Судья М.Н.Южакова