Дело №2-152/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации поселок Копьево 05 июля 2011 года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Южаковой М.Н., при секретаре Стонт О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия о понуждении главы муниципального образования Красноиюсский сельский совет устранить нарушения действующего законодательства и расторгнуть трудовой договор с работником Мальцевой С.А., несоответствующей квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей муниципальной службы, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о понуждении главы муниципального образования Красноиюсский сельский совет устранить нарушения действующего законодательства, а именно требований ч.4 ст.4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 года №39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», и расторгнуть трудовой договор с работником Мальцевой С.А., несоответствующей квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к младшей группе должностей муниципальной службы. Требования мотивированы тем, что ../../.. года на основании распоряжения главы муниципального образования Красноиюсский сельсовет №..-р на должность специалиста администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет принята Мальцева С.А., окончившая в 1984 году ... среднюю школу и имеющая только среднее образование, что не соответствует квалификационным требованиям, предъявленным для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к младшей группе должностей муниципальной службы, а именно требованиям ч.4 ст.4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 года №39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия». В ходе судебного заседания помощник прокурора Горячев С.С. требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Глава муниципального образования Красноиюсский сельсовет ФИО4 заявленные требования не признал, пояснив, что Мальцева С.А. работает в администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет с 1995 года, с ../../.. года принята специалистом администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет. За время работы зарекомендовала себя только с положительной стороны, ../../.. года прошла аттестацию. Комиссия решила, что Мальцева соответствует замещаемой муниципальной должности при условии получения среднего профессионального образования. Следовательно, оснований для расторжения трудового договора с Мальцевой не имеется. В настоящее время Мальцева подала документы для обучения в Хакасский политехнический колледж. В судебном заседании Мальцева С.А. также была не согласна с требованиями прокурора, поскольку продолжительное время работает специалистом администрации, имеет только благодарности, в ../../.. году прошла курсы повышения квалификации, по рекомендации аттестационной комиссии подала документы в Хакасский политехнический колледж для обучения. Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Орджоникидзевского района была проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службы в администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет, по результатам которой выявлено, что ../../.. года на основании распоряжения главы муниципального образования Красноиюсский сельсовет №1-р на должность специалиста администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет принята Мальцева С.А., имеющая только среднее образование, что не соответствует квалификационным требованиям, предъявленным для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к младшей группе должностей муниципальной службы, а именно требованиям ч.4 ст.4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 года №39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия». ../../.. года в адрес главы муниципального образования Красноиюсский сельсовет было вынесено представление об устранен выявленных нарушений законодательства о муниципальной службе. Главой муниципального образования представление прокурора не удовлетворено, поскольку Мальцева С.А. была аттестована ../../.. года, следовательно, соответствует занимаемой должности. Поэтому прокурор обратился с заявлением в суд о понуждении главы муниципального образования Красноиюсский сельский совет устранить нарушения действующего законодательства, а именно требований ч.4 ст.4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 года №39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», и расторгнуть трудовой договор с работником Мальцевой С.А., несоответствующей квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к младшей группе должностей муниципальной службы. В материалах дела имеется распоряжение главы муниципального образования Красноиюсский сельсовет от 10.01.2006 года №1-р о принятии специалистом администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет Мальцеву С.А.(л.д.5) Согласно трудовому договору о муниципальной службе Мальцева С.А. принята на муниципальную службу в администрацию муниципального образования Красноиюсский сельсовет в должности специалиста с ../../.. года. (л.д.7-8) При этом, Мальцева С.А. имеет среднее образование, что подтверждается аттестатом о получении среднего образования (л.д.6) В соответствии с ч.4 ст.4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 года №39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республики Хакасия» в число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к младшей группе должностей муниципальной службы, входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. На основании ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (часть 1). Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (часть2). Между тем, согласно ст. 18 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации" Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Согласно ст.7 Закон Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ (ред. от 01.10.2010) "О муниципальной службе в Республике Хакасия" Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Хакасия, содержащимся в приложении 2 к настоящему Закону. Настоящим Типовым положением в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определяется порядок проведения аттестации муниципальных служащих в Республике Хакасия (далее - муниципальные служащие), замещающих должности муниципальной службы в Республике Хакасия (далее - должности муниципальной службы) в органе местного самоуправления муниципального образования Республики Хакасия (далее - орган местного самоуправления). Аттестация проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: а) соответствует замещаемой должности муниципальной службы; б) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы. В материалах дела имеется аттестационный лист муниципального служащего администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет ФИО6 от ../../.. года. В п.10 данного аттестационного листа отражена оценка служебной деятельности муниципального служащего Мальцевой С.А. – соответствует замещаемой муниципальной должности при условии получения среднего профессионального образования. Из ответа ФГОУ СПО Политехнический колледж на требование прокурора следует, что Мальцевой С.А. поданы документы на поступление на заочное отделение данного учебного заведения по специальности «...» ../../.. года, собеседование назначено на ../../.. года. Прокурор в своем заявлении требует обязать главу муниципального образования Красноиюсский сельский совет устранить нарушения действующего законодательства и расторгнуть трудовой договор с работником Мальцевой С.А., несоответствующей квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к младшей группе должностей муниципальной службы. На основании ст.19 Федеральный закон от ../../.. N 25-ФЗ (ред. от ../../..) "О муниципальной службе в Российской Федерации" Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: 1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; 2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; 3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона; 4) применения административного наказания в виде дисквалификации. Таким образом, указанным законом расторжения трудового договора с муниципальным служащим в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, не предусмотрено. Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ (ред. от 01.10.2010) "О муниципальной службе в Республике Хакасия" не предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Трудовым кодексом РФ, а именно п. 3 ч. 1 ст.81, предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Как указано выше, Мальцева С.А. ../../.. года была аттестована и признана соответствующей замещаемой должности - специалиста администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет. Кроме того, из Письма Роструда от 30.04.2008 N 1028-с «Об увольнении работника вследствие недостаточной квалификации» следует, что квалификационные характеристики, содержащиеся в Квалификационном справочнике, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов. На основе Квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников. Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей. Вместе с тем Квалификационным справочником предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом, увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Также работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Таким образом, Трудовым кодексом увольнение работника по указанному основанию без проведения аттестации не предусмотрено. Следовательно, у работодателя – администрации муниципального образования Красноиюсский сельсовет нет оснований для расторжения трудового договора с Мальцевой С.А. Проанализировав исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении требований прокурора Орджоникидзевского района о понуждении главы муниципального образования Красноиюсский сельский совет устранить нарушения действующего законодательства и расторгнуть трудовой договор с работником Мальцевой С.А., несоответствующей квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей муниципальной службы, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ../../.. года. Судья М.Н.Южакова