Дело №.. г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации поселок Копьево 28 ноября 2011 года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи А.Н. Берш, при секретаре Анистратовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Кофтуровой С.В. к Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района РХ обратился в суд в интересах Кофтуровой С.В. к Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район о предоставлении Кофтуровой С.В. жилого помещения не ниже установленных социальных норм и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, мотивируя заявленные требования тем, что Кофтурова С.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением главы Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от 14.09.2009 года она была поставлена в очередь лиц, пользующихся внеочередным правом получения жилья. Вместе с тем, в нарушение ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона РХ от 15.08.2005 № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из них в возрасте до 23 лет», Кофтурова С.В. до настоящего времени жильем не обеспечена. В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Артонов В.В. на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил обязать Администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район предоставить Кофтуровой С.В. жилое помещение на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Представитель истца Кофтуровой С.В. - ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные в интересах Кофтуровой С.В. требования, пояснив, что в настоящее время Кофтурова С.В. окончила высшее учебное заведение, является молодым специалистом, и в связи с отсутствием жилья не имеет возможности проживать и работать на территории района. Представитель Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район, Сидоренко Е.М., действующая на основании доверенности, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовала. Согласно поступившего заявления, ответчик просил рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал, просил предоставить срок для исполнения решения – 6 месяцев. Истец Кофтурова С.В. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании отсутствовала, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора поддержала. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке. Заслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статьей 8 названого закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет предусматривает в том числе: обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями на неограниченный срок. Статьей 1 Положения о порядке предоставления жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.06.2007 № 211 определен порядок предоставления жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Согласно абз. 2 п. 2 вышеуказанного Положения не имеющими закрепленных жилых помещений являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если: родители ребенка неизвестны; родители не имели жилья либо проживали в общежитии; закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, пришло в негодность и пр.); дети не проживали в семье родителей (оставлены в родильных домах, лечебно-профилактических учреждениях и т.п.). Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, производится органом местного самоуправления городского округа или муниципального района в порядке, установленном указанным Положением, за счет субвенций, предусмотренных на эти цели законом о бюджете Республики Хакасия на очередной год (п. 6 указанного Положения). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу п. 1 ст. 2 вышеназванного Закона на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Жилые помещения предоставляются по договору социального найма однократно, вне очереди, по месту выявления и первичного устройства ребенка (детей), в черте соответствующего городского округа или муниципального района. Обеспечение лиц осуществляется согласно очередности общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления (п. 4 Положения от 27.06.2007 № 211). В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно свидетельству о рождении №.., справке о рождении №.., родителями Кофтуровой С.В. являются ФИО1, ФИО2, сведения об отце внесены на основании заявления матери ребенка. Решением Орджоникидзевского районного суда РХ от ../../.. ФИО3 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Кофтуровой С.В.. Согласно Постановлению главы администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от ../../.. за №.., опекуном Кофтуровой С.В. назначена ФИО4, этим же постановлением Кофтурова С.В. принята на учет на получение жилого помещения вне очереди как оставшаяся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования Орджоникидзевский район от ../../.. Кофтурова С.В. поставлена на льготную очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Как следует из справки, выданной администрацией МО Гайдаровский сельский совет, в состав семьи ФИО12 входят тетя ФИО4 и дядя ФИО5. Согласно справке, выданной администрацией МО Гайдаровский сельский совет, Кофтурова С.В. проживает по адресу ...1, но собственного жилья в ... не имеет. Согласно диплому о высшем профессиональном образовании, Кофтурова С.В. ../../.. окончила обучение в Сибирском федеральном университете. Таким образом, предоставленные доказательства свидетельствуют о наличии у Кофтуровой С.В. права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по категории «дети, оставшиеся без попечения родителей». Вместе с тем, до настоящего времени Кофтурова С.В. не обеспечена жилым помещением и не утратила право на его получение по договору найма, находясь на учете для получения жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются вышеприведенными доказательствами, выписками из ЕГРП и сведениями, предоставленными ГУП РХ УТИ об отсутствии у Кофтуровой С.В. и ее матери ФИО15 зарегистрированных прав на недвижимое имущество, что также не опровергнуто представителем ответчика. Поскольку обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, производится органом местного самоуправления, у Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район возникла обязанность по внеочередному предоставлению Кофтуровой С.В. жилого помещения площадью, не ниже установленной социальной нормы на одного человека, за счет субвенций бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на цели обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Кофтуровой С.В. к Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением подлежат удовлетворению. При этом суд считает достаточным для реализации прав Кофтуровой С.В. и обеспечения ее жилым помещением шестимесячного срока. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Возложить на Администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район обязанность обеспечить Кофтурову С.В. жилым помещением по договору социального найма не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на цели обеспечения жильем детей-сирот в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Дата изготовления мотивированного решения – 02.12.2011 г. Судья А.Н. Берш ФИО13 ФИО13