Решение по гражданскому делу №2-52/2012 о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 07 марта 2012 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Берш А.Н.,

при секретаре Морозовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Новомарьясовский сельский совет о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию Новомарьясовский сельский совет о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования Новомарьясовсий сельсовет, обосновав исковые требования следующим.

Автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования Новомарьясовский сельский совет, переданные из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному образованию Новомарьясовский сельский совет на основании на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006, а именно: ул. Ленина, ул. Целинная, ул. Дружбы, ул. Хакасская, ул. Чулымская, ул. Октябрьская, ул. Комсомольская, ул. Советская, ул. Набережная, ул. Зеленая, ул. Школьная, ул. Молодежная, ул. Новая, ул. Больничная с. Новомарьясово:; ул. Старая, ул. Новая д. Горюново;

ул. Новая, ул. Клубная, ул. Набережная, ул. Центральная, ул. Зеленая, ул. Садовая, ул. Молодежная д. Когунек:; ул. Центральная, ул. Зеленая д. Конгарово; ул. Школьная, ул. Клубная, ул. Старая, ул. Зеленая д. Монастырево, не имеют технических паспортов, что противоречит действующему законодательству.

Учитывая, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Новомарьясовский сельский совет.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района РХ Артонов В.В.. уточнил исковые требования, предъявленные к ответчику, и просил исключить из исковых требований требования о паспортизации дорог по ул. Ленина и ул. Чулымская с Новомарьясово в связи с процедурой передачи указанных участков в собственность Республики Хакасия.

Указанные исковые требования с учетом уточнения помощник прокурора Артонов В.В. поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ербягин С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал, пояснив, что технические паспорта на дороги, находящиеся в границах муниципального образования Новомарьясовский сельский совет, отсутствуют. На балансе муниципального образования состоят все улицы, указанные в исковом заявлении, в настоящее время осуществлена фактическая передача участков дороги по улицам Ленина и Чулымская в собственность Республики Хакасия, так как через данные улицы проходит дорога республиканского значения. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, находящихся в границах поселения и состоящих на балансе муниципального образования, а также обеспечение безопасности дорожного движения на указанных дорогах является обязательствами органов местного самоуправления поселения. Вместе с тем, ответчик просил учесть, что бюджет муниципального образования является дотационным при размере собственных годовых доходов около 1 миллиона рублей.

Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, автодороги с. Новомарьясово ул. Целинная, ул. Дружбы, ул. Хакасская, ул. Октябрьская, ул. Комсомольская, ул. Советская, ул. Набережная, ул. Зеленая, ул. Школьная, ул. Молодежная, ул. Новая, ул. Больничная; автодороги д. Горюново: ул. Старая, ул. Новая; автодороги д. Когунек: ул. Новая, ул. Клубная, ул. Набережная, ул. Центральная, ул. Зеленая, ул. Садовая, ул. Молодежная; автодороги д. Конгарово: ул. Центральная, ул. Зеленая; автодороги д. Монастырево: ул. Школьная, ул. Клубная, ул. Старая, ул. Зеленая, включены в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Новомарьясовский сельский совет, переданы в собственность муниципального образования на основании на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006 г.

Указанные дороги переданы в собственность муниципального образования без технической документации и на момент рассмотрения дела технических паспортов не имеют.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11,2007 №257-ФЗ (с последующими изменениями) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в Уставе Новомарьясовского сельсовета.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2. ВСН 1-83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (с последующими изменениями) «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Спорные автомобильные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах муниципального образования Новомарьясовский сельский совет, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика и подтверждено материалами дела, в связи с чем бремя содержания указанных в исковом заявлении дорог лежит на органе местного самоуправления муниципального образования Новомарьясовский сельский совет.

Дотационный характер бюджета муниципального образования не может являться основанием для освобождения собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог.

Таким образом, требования прокурора к муниципальному образованию Новомарьясовский сельский совет о понуждении ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования, суд считает подлежащими удовлетворению.

Как следует из искового заявления, прокурор Орджоникидзевского района РХ просит установить сроки для проведения указанных работ, ограниченных истечением 2013 финансового года, что в полном объеме поддержано помощником прокурора в судебном заседании.

Убедительных доказательств, свидетельствующих о необходимости предоставления иного срока, ответчиком не представлено.

Проанализировав доводы сторон, документы, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает необходимым установить срок для выполнения таких работ до 31.12.2013 года

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать администрацию Новомарьясовского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 31 декабря 2013 года произвести паспортизацию автомобильных дорог, переданных из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному образованию Новомарьясовский сельсовет, на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006, а именно:

автодороги с. Новомарьясово: ул. Целинная, ул. Дружбы, ул. Хакасская, ул. Октябрьская, ул. Комсомольская, ул. Советская, ул. Набережная, ул. Зеленая, ул. Школьная, ул. Молодежная, ул. Новая, ул. Больничная;

автодороги д. Горюново: ул. Старая, ул. Новая;

автодороги д. Когунек: ул. Новая, ул. Клубная, ул. Набережная, ул. Центральная, ул. Зеленая, ул. Садовая, ул. Молодежная;

автодороги д. Конгарово: ул. Центральная, ул. Зеленая;

автодороги д. Монастырево: ул. Школьная, ул. Клубная, ул. Старая, ул. Зеленая

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Орджоникидзевский районный суд в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий А.Н. Берш

Согласовано:

Судья А.Н. Берш