Решение по гражданскому делу №2-51/2012 о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 07 марта 2012 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Берш А.Н.,

при секретаре Морозовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приисковый сельсовет о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Приисковый сельсовет о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования Приисковый сельсовет, обосновав исковые требования следующим.

Автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования Приисковый сельсовет, переданные из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному образованию Приисковый сельсовет на основании закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006, а именно: ул. Центральная, ул. Советская, ул. Заводская с. Приисковое не имеют технических паспортов, что противоречит действующему законодательству.

Учитывая, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Приисковый сельсовет.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района РХ Артонов В.В. поддержал исковые требования, предъявленные к ответчику, в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава муниципального образования Приисковый сельсовет, действующий на основании Устава, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в представленном заявлении исковые требования признал в полном объеме и просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ул. Центральная, ул. Советская, ул. Заводская с. Приисковое Орджоникидзевского района Республики Хакасия включены в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Приисковый сельский совет ( л.д.49-56), переданы в собственность муниципального образования на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке
решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных
образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе
с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального
образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в
его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя
Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от
14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006.

Указанные дороги переданы в собственность муниципального образования без технической документации и на момент рассмотрения дела технических паспортов не имеют

Расчетная стоимость работ по паспортизации дорог, исходя из сведений, представленных начальником Орджоникидзевского филиала ГУП РХ УТИ, составляет 53999 рублей.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11,2007 №257-ФЗ (с последующими изменениями) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в Уставе Приискового сельсовета.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2. ВСН 1-83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (с последующими изменениями) «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Спорные автомобильные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах Приискового сельского поселения, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика и подтверждено материалами дела, в связи с чем бремя содержания указанных в исковом заявлении дорог лежит на органе местного самоуправления муниципального образования Приисковый сельсовет.

Дотационный характер бюджета муниципального образования не может являться основанием для освобождения собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог, однако свидетельствует о необходимости предоставления разумного срока для исполнения решения суда.

Таким образом, требования прокурора к муниципальному образованию Приисковый сельский совет о понуждении ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования, суд считает подлежащими удовлетворению.

Как следует из искового заявления, прокурор Орджоникидзевского района РХ просит установить сроки для проведения указанных работ, ограниченных истечением 2013 финансового года, что в полном объеме поддержано помощником прокурора в судебном заседании.

Возражений со стороны ответчика не представлено.

Проанализировав доводы сторон, документы имеющиеся в материалах дела, суд считает необходимым установить срок для выполнения таких работ до 31 декабря 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать администрацию Приискового сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия произвести в срок до 31 декабря 2013 года паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в с. Приисковое Орджоникидзевского района Республики Хакасия ул. Центральная, ул. Советская, ул. Заводская, и переданных из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному образованию Приисковый сельсовет, на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в
его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Орджоникидзевский районный суд в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий А.Н. Берш