Решение по гражданскому делу №2-50/2012 о возложении обязанности по осуществлению жилым помещением



Дело № 2-50/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

поселок Копьево 20 марта 2012 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Берш А.Н.,

при секретаре Морозовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах гр. К. к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района РХ в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах гр. К. к Администрации Орджоникидзевского района о предоставлении гр. К. жилого помещения не ниже установленных социальных норм, мотивируя заявленные требования тем, что гр. К. относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В нарушение ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона РХ от 15.08.2005 № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из них в возрасте до 23 лет» гр. К. до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Артонов В.В. на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил суд возложить на администрацию района обязанность по обеспечению гр. К. жилым помещением не позднее шестимесячного срока с учетом времени, в течение которого права гр. К. на обеспечение жильем не были реализованы ответчиком.

Истец гр. К. поддержал требования прокурора и просил удовлетворить требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Орджоникидзевского района, Морозова С.В. действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала, при этом просила суд предоставить не менее 12 месяцев для исполнения возложенной обязанности, так как в настоящее время на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит более 60 детей-сирот, 11из них должны быть обеспечены жильем по решениям суда. При наличии денежных средств, выделяемых из бюджета субъекта, возникают сложности с приобретением жилья в связи с отсутствием жилья на вторичном рынке и временными затратами для строительства жилья.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено понятие детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

В соответствии со ст. 8 этого же закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

В соответствии с указанным правовым актом, право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе если закрепленное жилое помещение утрачено.

В силу ст. 3 названного Закона РХ от 19.10.2009 года список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется органом опеки и попечительства по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права однократно, по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона).

В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Республики Хакасия от 5декабря2005года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями, несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу изложенного администрация муниципального образования Орджоникидзевский район является надлежащим ответчиком и несет обязанность по реализации прав граждан из числа детей сирот по обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования в соответствии с установленными межбюджетными отношениями, определенными законодательством.

Согласно свидетельству о рождении гр. К., его родителями являются ФИО13 и ФИО3 (л.д. 7).

При этом ФИО3 умерла ../../.. ( л.д. 12), а ФИО4 лишен родительских прав в отношении сына гр. К. решением Орджоникидзевского районного суда от ../../.. ( л.д. 32).

Закрепленного и собственного жилья гр. К. не имел и не имеет (л.д.8-11), в связи с чем постановлен на очередь на получение жилого помещения постановлением главы муниципального образования Саралинский сельсовет ../../...

Дом, расположенный по адресу ..., в котором ранее проживал отец истца ФИО4, собственностью ФИО4, ФИО3 либо гр. К. не является, что подтверждается сведениями, предоставленными управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, находится в аварийном, полуразрушенном состоянии, непригодном для дальнейшего проживания, что подтверждается соответствующим актом обследования.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией муниципального образования Саралинский сельский совет, гр. К. зарегистрирован по адресу: ..., собственником указанного жилого помещения он при этом не является и нуждается в получении жилого помещения.

гр. К. ../../.. окончил образовательное учреждение <данные изъяты> (л.д.16-17,22-23)

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Так как истец в соответствии с вышеназванными нормативными актами имеет право на получение жилья, по этим основаниям был поставлен на очередь на предоставление жилого помещения, жильем до настоящего времени не обеспечен, то имеются все основания исковые требования прокурора о предоставлении жилья гр. К. удовлетворить, обязав администрацию Орджоникидзевского района предоставить гр. К. жилое помещение, не ниже социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Как следует из материалов дела, гр. К. принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ../../.. на основании постановления администрации муниципального образования Орджоникидзевский район, окончил образовательное учреждение начального профессионального образования ../../.., следовательно, право на предоставление жилья возникло после указанной даты.

Соглашаясь с доводами ответчика о необходимости предоставления более длительного срока, чем заявленные прокурором 6 месяцев для исполнения решения, суд не признает доводы о невозможности поиска вариантов жилья на вторичном рынке в соответствии с удовлетворенными требованиями ранее истечения 12 месяцев, а потому считает необходимым назначить иной, разумный срок для реализации обязанностей ответчика по предоставлению гр. К. жилого помещения.

Учитывая срок, в течение которого права гр. К. не были реализованы, отсутствие убедительных доводов, свидетельствующих о необходимости предоставления 12 месяцев для исполнения решения, заявленных ответчиком, с учетом всех имеющихся обстоятельств, суд считает необходимым предоставить ответчику срок, в течение которого он обязан исполнить решение, до ../../.., что будет являться реальным, обоснованным и достаточным для предоставления жилья истцу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Возложить на администрацию Орджоникидзевского района обязанность предоставить гр. К. жилое помещение не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, не позднее 01 (первого) октября 2012 (две тысячи двенадцатого ) года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2012 года

Судья : А.Н. Берш

Согласовано

Судья А.Н. Берш