Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Копьево 19 марта 2012 года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего Берш А.Н., при секретаре Морозовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайдаровский сельсовет с требованиями о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Гайдаровский сельсовета с требованиями о возложении обязанности по осуществлению паспортизации автомобильных дорог, находящихся в собственности администрации Гайдаровский сельсовета, обосновав исковые требования следующим. Автомобильные дороги, расположенные в границах администрации Гайдаровский сельсовет, переданные из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному образованию Гайдаровский сельсовет на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006, не имеют технических паспортов, что противоречит действующему законодательству. Учитывая, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории администрации Гайдаровский сельсовета. В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района РХ Артонов В.В. исковые требования поддержал, и просил обязать администрацию Гайдаровский сельсовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия произвести паспортизацию Представитель ответчика – Рехлов А.В., действующий на основании Устава, исковые требования признал, пояснив, что технические паспорта на дороги, находящиеся в границах администрации Гайдаровского сельсовета, отсутствуют. На балансе администрации состоят все улицы, указанные в исковом заявлении, однако денежных средств для проведения паспортизации в указанные прокурором сроки крайне недостаточно, о чем представил выписку из бюджета поселения на 2012-2014 г.г., сведения о стоимости работ по инвентаризации и паспортизации дорог. Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, автодороги ул. Гайдара, ул. Больничная, ул. Целинная, ул. Заречная, ул. Набережная, ул. Сплавная, ул. Центральная, ул. Нагорная включены в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации Гайдаровский сельсовет, переданы в собственность муниципального образования на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006. Указанные дороги переданы в собственность администрации без технической документации и на момент рассмотрения дела технических паспортов не имеют ( л.д. 4). В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11,2007 №257-ФЗ (с последующими изменениями) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в Уставе администрации Устинкинского сельсовета. Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2. ВСН 1-83). Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (с последующими изменениями) «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Спорные автомобильные дороги являются автомобильными дорогами местного значения и расположены в границах администрации Гайдаровского сельсовета, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика и подтверждено материалами дела, в связи с чем бремя содержания указанных в исковом заявлении дорог лежит на органе местного самоуправления администрации Гайдаровского сельсовета. Дотационный характер бюджета администрации Гайдаровского сельсовета не может являться основанием для освобождения собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог. Таким образом, требования прокурора к администрации Гайдаровского сельсовета о понуждении ответчика произвести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования, суд считает подлежащими удовлетворению. Как следует из искового заявления, прокурор Орджоникидзевского района РХ просит установить сроки для проведения указанных работ, ограниченных истечением 2013 финансового года, что в полном объеме поддержано помощником прокурора в судебном заседании. Убедительных доказательств, свидетельствующих о необходимости предоставления иного срока, ответчиком не представлено. Проанализировав доводы сторон, суд считает необходимым установить срок для выполнения таких работ до 31 декабря 2013 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования Гайдаровский сельсовет обязанность произвести паспортизацию автомобильных дорог, переданных из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному образованию Гайдаровский сельсовет, на основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006, расположенных по адресу: с. Гайдаровск Орджоникидзевского района Республики Хакасия: ул. Гайдара, ул. Больничная, ул. Целинная, ул. Заречная, ул. Набережная, ул. Сплавная, ул. Центральная, ул. Нагорная в соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок до 31 (тридцать первого) декабря 2013 (две тысячи тринадцатого) года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Орджоникидзевский районный суд в Верховный суд Республики Хакасия в течение 1 месяца со дня вынесения решения. Председательствующий: А.Н. Берш
автомобильных дорог, переданных из собственности муниципального
образования Орджоникидзевский район в собственность муниципальному
образованию Гайдаровский сельсовет, на основании Закона Республики
Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ (с последующими изменениями) «О порядке
решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных
образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» (вместе
с «Перечнем объектов, передаваемых из собственности муниципального
образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в
его границах поселений», а так же распоряжения и.о. руководителя
Управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от
14.06.2006 №51 и акта приема-передачи от 14.06.2006, а именно: автодороги, расположенные в с. Гайдаровск: ул. Гайдара, ул. Больничная, ул. Целинная, ул. Заречная, ул. Набережная, ул. Сплавная, ул. Центральная, ул. Нагорная в соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок до 31.12.2013.