Решение по гражданскому делу №2-85/2012 о признании решения совета депутатов незаконным



Дело №2-85/2012

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

поселок Копьево ../../..

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре Стонт О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 «Об утверждении нормы потребления твердого топлива для предоставления мер социальной поддержки» противоречащим федеральному законодательству, недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 «Об утверждении нормы потребления твердого топлива для предоставления мер социальной поддержки» противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований заявитель сослался на то, что решением Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98, опубликованного в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 15.01.2010 №2, утверждены нормы потребления твердого топлива для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район. Данным решением утверждена норма твердого топлива для отдельных категорий граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджорникидзевский район. На момент принятия данного решения ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ действовала в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 №199-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, в соответствии с которыми нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления. В связи с принятием федерального закона от 27.07.2010 №237-ФЗ в ч.1 ст.157 ЖК РФ внесены изменения, действующей редакцией данной статьи предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 регулирует область правоотношений, не входящую в компетентность представительного органа. Кроме того, решением не уточняются категории граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район. Между тем, существуют различные категории граждан, которым гарантируется дополнительная социальная поддержка, которые имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа. Из этого следует, что решение Совета депутатов распространяется на все категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки из районного бюджета. Такая формулировка решения Совета депутатов от 25.12.2009 №98 содержит вполне конкретный коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96. Таким образом, решение Совета депутатов от 25.12.2009 №99 противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит отмене.

В судебном заседании заместитель прокурора Тарасенко Е.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении, а также пояснила, что указанным решением Совета депутатов от 25.12.2009 №98 установлены нормы потребления твердого топлива на отопительный сезон для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район: уголь – 0,092 тонны на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения; дрова – 0,23 куб.м на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения. При этом не указана категория граждан, на которых распространяется действие данного решения, – имеющих право на получение данной меры социальной поддержки из средств районного бюджета или не имеющим такого права, соответственно, решение распространяется на всех граждан, получающих меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район, в том числе на медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работников образования и культуры, которые в сельской местности пользуются правом на бесплатное жилье с отоплением на всю фактически занимаемую ими площадь без ограничения какими – либо нормами, что установлено действующим законодательством. В связи с отсутствием конкретики, а именно неуказание субъектного состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов №98 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего федерального и регионального законодательства, в частности в отношении медицинских работников, педагогических, работников культуры, а соответственно является незаконным. Неясность толкования ограничивает право граждан, имеющих право на бесплатное жилье с отоплением, в части получения отопления без какого – либо ограничения действующими нормами. Советом депутатов при принятии решения №98 от 25.12.2009 была нарушена юридико – лингвистическая технология, а именно не определен круг лиц, которые имеют право получать меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением за счет средств районного бюджета, что влечет за собой не только неясность толкования данного нормативно – правового акта, но и злоупотребление должностными лицами при применении данного решения, что является нарушением федерального закона «О коррупции». Кроме того, исполняющим обязанности прокурора Орджоникидзевского района на указанное решение Совета депутатов был принесен протест №7-3-11 26.10.2011 с требованиями данное решение отменить по указанным выше основаниям. Решением Совета депутатов от 22.11.2011 №85 протест был отклонен, после чего в этот же день принято решение №86 о внесении изменения в преамбулу решения Совета депутатов от 22.12.2009 №98, указание на ст.157 ЖК РФ заменено на ст.160 ЖК РФ, согласно требованиям прокурора. Решение о внесенных изменениях было опубликовано в газете «Орджоникидзевский рабочий», в настоящее время в данной части соответствует Федеральному законодательству, что свидетельствует о том, что Совет депутатов фактически признал законность требований прокурора в этой части.

Представитель Совета депутатов Орджоникидзевского района В.А.Максименко, действующий на основании доверенности, требования прокурора считает не обоснованными по следующим основаниям. Решением Совета депутатов Орджоникидзевского района от 22.11.2011 № 86 в решение от 25.12.2009 №98 было внесено изменение – в преамбуле слова «на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации» были заменены словами «на основании статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации». В соответствии со статьей 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, Решение принято не на основании статьи 157 Жилищного кодекса РФ – для определения размера платы за коммунальные услуги, а на основании статьи 160 ЖК РФ – для определения размера компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предоставляемой за счёт средств районного бюджета. На это же указано и в пункте 1 оспариваемого решения. Согласно ему нормы потребления установлены «для расчета предоставляемой за счёт средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением». Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование этих полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 14 статьи 32 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район к полномочиям Совета депутатов относится установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения. Также, согласно пункту 6 статьи 34 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район к полномочиям Совета депутатов относится установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных образований. В связи с этим полагает, что по данному основанию решение федеральному и региональному законодательству не противоречит и принято в пределах компетенции представительного органа муниципального образования – Совета депутатов Орджоникидзевского района. Решение определяет исключительно нормы, исходя из которых, гражданам за счет средств бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район будет производиться расчет компенсационных выплат за отопление, категория граждан, имеющие право на меру социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением за счет средств районного бюджета, и порядок предоставления данной меры, должны быть установлены иными муниципальными правовыми актами. Оспариваемое решение может распространяться только на те категории граждан, которым муниципальным правовым актом будет предоставлено право на меру социальной поддержки за счет средств районного бюджета в виде бесплатного жилья с отоплением. Для того, чтобы решение распространяло свой действие на Героев РФ, Героев СССР и иных лиц, указанных в заявлении, данные лица должны быть прямо указаны в муниципальном правовом акте, устанавливающем за счет средств районного бюджета меру социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением. При этом, такая мера будет являться дополнительной мерой социальной поддержки и будет предоставляться за счёт средств районного бюджета одновременно с аналогичной мерой, предоставляемой за счёт средств федерального бюджета или бюджета Республики Хакасия. С выводом о том, что формулировка решения содержит коррупциогенный фактор не согласен, поскольку решение устанавливает вполне определенные нормы потребления твердого топлива на отопительный сезон для расчета предоставляемой за счёт средств районного бюджета меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением: 0,092 тонны угля на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, и 0,23 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения. Данные нормы не могут быть изменены по усмотрению органов местного самоуправления или должностных лиц. Кроме того, не определение субъектного состава в решение Совета депутатов не является противоречием действующему законодательству. Оспариваемым решением установлена норма потребления отопления, которая распространяется на все категории граждан, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район и имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением, в том числе на работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативно-правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации закреплен один из принципов федеративного правового государства, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации.

Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

25 декабря 2009 года Советом депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район вынесено решение №98 «Об утверждении норм потребления твердого топлива для предоставления мер социальной поддержки», из которого следует, что рассмотрев ходатайство главы муниципального образования Орджоникидзевский район от 23.12.2009 №3567 об утверждении норм потребления твердого топлива, в целях предоставления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район, на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 34, статьи 36 Устава муниципального образования Орджоникидзевский район Совет депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район утвердил нормы потребления твердого топлива на отопительный сезон для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район: уголь - 0,092 тонны на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, и дрова - 0,23 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.

Данное решение опубликовано в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 15 января 2010 года N 2.

На момент принятия данного решения ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ действовала в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 №199-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, в соответствии с которыми нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления.

В связи с принятием федерального закона от 27.07.2010 №237-ФЗ в ч.1 ст.157 ЖК РФ внесены изменения, действующей редакцией данной статьи предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 регулировало область правоотношений, не входящую в компетентность представительного органа, противоречило в этой части действующему федеральному законодательству.

Исполняющим обязанности прокурора Орджоникидзевского района на указанное решение Совета депутатов был принесен протест №7-3-11 26.10.2011 с требованиями указанное решение отменить.

Решением Совета депутатов от 22.11.2011 №85 протест был отклонен.

Между тем, решением Совета депутатов от 22.11.2011 № 86 в решение от 25.12.2009 №98 было внесено изменение – в преамбуле слова «на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации» были заменены словами «на основании статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации», соответственно устранено имевшее место быть противоречие действующему федеральному законодательству.

Решение о внесенных изменениях было опубликовано в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 09.12.2011 №49.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом каких-либо ограничений и норм не установлено.

Из пояснений заместителя прокурора следует, что указанным решением Совета депутатов от 25.12.2009 №98 установлены нормы потребления твердого топлива на отопительный сезон для расчета предоставляемой за счет средств районного бюджета муниципального образования Орджоникидзевский район меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Орджоникидзевский район, при этом не указана категория граждан, на которых распространяется действие данного решения, – имеющих право на получение данной меры социальной поддержки из средств районного бюджета или не имеющим такого права, соответственно, решение распространяется на всех граждан, получающих меры социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением, проживающих на территории муниципального образования Орджоникидзевский район, в том числе на медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работников образования и культуры, которые в сельской местности пользуются правом на бесплатное жилье с отоплением на всю фактически занимаемую ими площадь без ограничения какими – либо нормами, что установлено действующим законодательством. В связи с отсутствием конкретики, а именно неуказание субъектного состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов №98 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего федерального и регионального законодательства, в частности в отношении медицинских работников, педагогических, работников культуры, а соответственно является незаконным.

Доводы заявителя суд считает обоснованными по следующим основаниям.

На основании ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 ((в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ) «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ).

Согласно ст. 55 данного Закона РФ нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 данной статьи (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.12.2010) (статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ).

Статьей ст.32 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 N 30-ЗРХ (с последующими изменениями) «О культуре» также предусмотрено, что работники государственных республиканских и муниципальных организаций культуры имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа, установленных законодательством Республики Хакасия.

Размер, условия и порядок предоставления из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия субвенций на возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, а также форма и порядок представления отчетности органами местного самоуправления о финансировании расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются Правительством Республики Хакасия.

Согласно ст. 2 Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 «О социальном развитии села», частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 «О ветеринарии», частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Из это следует, что педагогические работники образовательных учреждений, работники культуры освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

Закрепленное за субъектами Российской Федерации законодателем право на установление порядка и условий представления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулируют правоотношения по предоставлению льгот для работников образования и культуры.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Пунктом 2 данного постановления предусмотрено: осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.

При этом, пунктом 4 Постановления предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.

19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

Правовое регулирование, закрепленное в ч.1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 1 января 2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг при этом, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).

Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н.

Данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в период до 1 января 2005 г. права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Положение части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 г. права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (пункт 2.3).

Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 г., и не ухудшает условия их предоставления.

Таким образом, указанные выше категории граждан освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления. Возложение на таких граждан обязанности осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы.

Право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки в жилищной сфере, в связи с чем, ограничение предоставления этой меры пределами, установленными решением Совета депутатов от 25.12.2009 №98 не может быть расценено как установление субъектом Российской Федерации, исходя из возможностей бюджета, дополнительной меры социальной поддержки.

Таким образом, в связи с тем, что в решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 «Об утверждении нормы потребления твердого топлива для предоставления социальной поддержки» не указан субъектный состава лиц, которые имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья с отоплением, проживающих на территории Орджоникидзевского района, за счет средств районного бюджета, решение Совета депутатов №98 от 25.12.2009 противоречит нормам действующего федерального законодательства.

Принимая во внимание, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать вышеуказанное решение недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, что не лишает заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, на защиту своих субъективных прав путем предъявления соответствующих исков.

Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Учитывая, что решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 «Об утверждении нормы потребления твердого топлива для предоставления социальной поддержки» опубликовано в газете «Орджоникидзевский рабочий» от 15 января 2010 года N 2, суд считает необходимым обязать Совета депутатов Орджоникидзевского района опубликовать сообщение о принятом решении в указанном издании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район от 25.12.2009 №98 «Об утверждении нормы потребления твердого топлива для предоставления социальной поддержки».

Сообщение о состоявшемся по делу решении подлежит опубликованию в газете «Орджоникидзевский рабочий».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено ../../...

Судья: М.Н. Южакова