Дело № 2-70/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Копьево 09 апреля 2012 года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего Берш А.Н., при секретаре Морозовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию «Орджоникидзевское ЖКХ» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере теплоснабжения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному предприятию «Орджоникидзевское ЖКХ» о возложении обязанности устранить нарушения требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения при эксплуатации котельной, обосновав исковые требования следующим. Прокуратурой Орджоникидзевского района совместно с главным государственным инспектором отдела энергонадзора по Республике Хакасия Енисейского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения федерального законодательства при эксплуатации котельных теплоснабжающих предприятий Орджоникидзевского района. В ходе указанной проверки в деятельности муниципального казенного предприятия «Орджоникидзевское ЖКХ» (далее - МКП «Орджоникидзевское ЖКХ») выявлены нарушения действующего законодательства. В нарушение п. 5.2.5. Правил устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С) (далее - Правила) утвержденных Приказом Минстроя России от 28.08.1992 № 205, в котельной МКП «Орджоникидзевское ЖКХ» не выполнены отводящие трубопроводы с предохранительных клапанов на котле для защиты персонала от ожогов при срабатывании клапана. В соответствии с п. 1.16 Строительных норм и правил СНиП Н-35-76 «Котельные установки», утв. постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 (с изменениями от 08.09.1977, 09.08.1988, 11.09.1997) в котельных должна предусматриваться установка не менее двух котлов, за исключением производственных котельных второй категории, в которых допускается установка одного котла. Вопреки п. 1.16 СНиП П-35-76 на котельной МКП «Орджоникидзевское ЖКХ» не установлен резервный котёл. В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района РХ Артонов В.В. исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, уточнив их, просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 15.09.2012 года. Представитель ответчика Муфтаходинов А.М., действующий на основании Устава, исковые требования признал частично, пояснив, что в настоящее время обучение машинистов котлов нецелесообразно в связи с частой сменой кадрового состава кочегаров, а потому к началу нового отопительного сезона обучение будет проведено. В части оборудования котельной резервным котлом пояснил, что масштабы котельной не предусматривают установку дополнительного котла. Требования в части выполнения отводящих трубопроводов с предохранительных клапанов на котле признал в полном объеме. Представитель ответчика – Бетехтин А.М. в судебном заседании от 03.04.2012 года требования признал полностью, пояснил, что установка второго котла необходима, в котельной есть оборудованное место для установки резервного котла, однако выполнение указанного требования требует значительных финансовых расходов. Ранее, до 2006 года в котельной имелось 2 котла, однако в 2006 году указанные котлы заменены на один более мощный, резервный котел не установлен. Оставшиеся требования не требуют каких-либо финансовых расходов, а потому признаются ответчиками в полном объеме. В судебном заседании 09 апреля 2012 года Бетехтин А.М. пояснил, что котельная обслуживает только школу. Стоимость котла составляет более 500 тысяч рублей, которых в бюджете не имеется. Котел будет установлен позже, в 2013 году, так как заявка на получение дополнительных денежных средств из бюджета Республики Хакасия уже направлена. В этом же судебном заседании представитель ответчика Бетехтин А.М. пояснил, что законодательство не предусматривает установку резервного котла в котельных, обслуживающих образовательные учреждения. Установленный в 2006 году превышает требуемую мощность почти в три раза, а потому в установке дополнительного котла необходимости не имеется. В прениях сторон Бетехтин А.М. пояснил, что размеры котельной не допускают установку резервного котла, а потому невыполнимы. Представитель третьего лица без заявления самостоятельных требований – отдела энергонадзора по Республике Хакасия Енисейского управления Ростехнадзора Нилова Ю.В., действующая на основании доверенности, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в направленном до судебного заседания заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Ростехнадзора. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке. Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организаций обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В силу а. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения теплоснабжения населения. Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10,2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений. В силу ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Исходя из п. 1.2. Устава МКП «Орджоникидзевское ЖКХ», учредителем предприятия является администрация муниципального образования, Орджоникидзевский сельсовет. Согласно п. 4.2. Устава МКП «Орджоникидзевское ЖКХ», предметом деятельности предприятия является оказание населению и юридическим лицам коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение водоотведение, содержание и ремонт жилья). Приказом Ростехнадзора от 28.07.2011 № 435 утвержден раздел «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору по состоянию на 1 июля 2011 года (далее - Раздел I). В главе IV Раздела I перечислены нормативные правовые акты нормативные документы федеральных органов исполнительной власти нормативные документы органов исполнительной власти (подразделений органов исполнительной власти) СССР И РСФСР, в числе которых указан Приказ Минстроя России от 28.08.1992 № 205 (п. 5.3.15). Приказом Минстроя России от 28.08.1992 № 205 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/кв, см), водогрейных котлов, и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С) Исходя из п. 1.1. Правил, данные Правила определяют требования к конструкции, изготовлению, монтажу, ремонту, наладке и эксплуатации паровых и водогрейных котлов, водоподогревателей (бойлеров). Исходя из п. 8.6. Правил, к обслуживанию котлов и водоподогревателей могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные и аттестованные. Обучение и первичная аттестация машинистов (кочегаров) и операторов котельной должны проводиться в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах (курсах), а также на курсах, специально создаваемых предприятиями. Индивидуальная подготовка указанного персонала не допускается. В соответствии с п. 1.4 СНиП 11-35-76»котельные установки», котельные по назначению подразделяются на отопительные - для обеспечения теплом систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения; Отопительно- производственные – для обеспечения теплом систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и для технологического теплоснабжения; Производственные – для технологического теплоснабжения. Как установлено в судебном заседании, котельная МКП «Орджоникидзевское ЖКХ» обслуживает МОУ «Орджоникидзевская СОШ», таким образом, относится к категории отопительных котельных. В соответствии с п. 1.16 Строительных норм и правил СНиП Н-35-76 «Котельные установки», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 (с изменениями от 08.09.1977, 09.08.1988, 11.09.1997) в котельных должна предусматриваться установка не менее двух котлов, за исключением производственных котельных второй категории, в которых допускается установка одного котла. При таких обстоятельствах суд расценивает довод представителя ответчика Бетехтина А.М. об отсутствии необходимости в установлении резервного котла как несущественный, потому как указанная котельная не относится к категории производственных котельных. Как следует из показаний представителя ответчика Бетехтина А.М., до 2006 года в котельной было установлено 2 котла, однако в 2006 г. котлы заменены на один. При этом в котельной имеется оборудованное место и площадь для установки второго, резервного котла. В последующем представитель пояснил, что размеры котельной не допускают установки второго котла. Вместе с тем, в обоснование своей позиции о невозможности установки резервного котла, стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств, при этом в судебном заседании высказана диаметрально противоположная позиция. Статьей 56 ГПК РФ на стороны гражданского судопроизводства возложена обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своей позиции. Выявленные нарушения действующего законодательства при эксплуатации котельной МКП «Орджоникидзевское ЖКХ» отражены в справке о результатах проверки проведенной прокуратурой и инспектором Енисейского управления Ростехнадзора от 17.02.2012 года (л.д.4-6) Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика обязанности исполнить требования законодательства, ответчиками не представлено. Таким образом, требования в данной части также подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 5.2.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа, водогрейных котлов, предохранительные клапаны на котлах должны иметь отводные трубы для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапана. Как установлено в ходе проведенной проверки, указанные защитные устройства на предохранительных клапанах отсутствуют. Данные обстоятельства объективно подтверждены справкой по результатам проверки от 17.02.2012 г., не отрицалось представителями ответчиков, а потому признается судом установленным. Таким образом, требования в данной части также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание, что котельная МКП «Орджоникидзевское ЖКХ» обеспечивает теплоснабжение школы, ненадлежащая эксплуатация котельной создает угрозу срыва отопительного сезона и образовательного процесса. Указанное нарушение может привести к ненадлежащему предоставлению учащимся МОУ «Орджоникидзевская СОШ» образовательных услуг в течение учебного года 2011-2012 гг., чем нарушит их право на образование. В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенною круга лиц. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая все имеющиеся обстоятельства, суд считает достаточным для выполнения указанных требований срок до 15.09.2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - ст. 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Обязать муниципальное казенное предприятие «Орджоникидзевское ЖКХ» в срок не позднее 15 сентября 2012 года устранить нарушение требований законодательства в сфере теплоснабжения путем установки в котельной резервного котла; проведения обучения машинистов котлов, допущенных к обслуживанию котлов; выполнить отводящие трубопроводы с предохранительных клапанов на котле. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Орджоникидзевский районный суд в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 12.04.2012 года. Председательствующий А.Н. Берш