Дело № 2-226/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации поселок Копьево 21 июня 2012 года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Берш А.Н., при секретаре Морозовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах П. к Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района РХ в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах П. к Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район о предоставлении П. жилого помещения не ниже установленных социальных норм и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, мотивируя заявленные требования тем, что П. относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, в нарушение ст.8 Федерального закона от ../../.. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона РХ от 15.08.2005 № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из них в возрасте до 23 лет» Палагин С.Г. до настоящего времени жильем не обеспечен. В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Артонов В.В. поддержал заявленные требования, просил обязать администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия обеспечить П. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма, в обоснование заявленных требований привел доводы, указанные в иске. Истец П. исковые требования, заявленные прокурором в его интересах, поддержал в полном объеме. Представитель администрации Орджоникидзевского района Морозова С.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежаще уведомлена. Суду предоставлено ходатайство главы администрации Орджоникидзевского района Тайченачева А.И., из которого следует, что против заявленных требований администрация не возражает, просит определить срок исполнения решения 12 месяцев. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке. Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно решению Совета депутатов администрации муниципального образования Орджоникидзевский район «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Орджоникидзевский район» от 18.07.2011 года №51-18 внесено изменение в ст.9 Устава, местная администрация муниципального образования – администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В материалах дела имеется заявление П. на имя прокурора района с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных его прав, поскольку он является ребенком, оставшимся без попечения родителей, собственного жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено понятие детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. В соответствии со ст. 8 этого же закон, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Республики Хакасия от 19.10.2009 N 104-ЗРХ регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. В соответствии с указанным правовым актом, право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если закрепленное жилое помещение утрачено. В силу ст. 3 названного Закона РХ от 19.10.2009 года список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется органом опеки и попечительства по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права однократно, по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления (ст. 4 Закона). В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона Республики Хакасия от 5декабря2005года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями, несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий. В силу изложенного администрация Орджоникидзевского района является надлежащим ответчиком и несет обязанность по реализации прав граждан из числа детей сирот по обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования в соответствии с установленными межбюджетными отношениями, определенными законодательством. Как следует из военного билета на имя П., он - ФИО9 проходил воинскую службу до ../../... Из решения Орджоникидзевского районного суда от ../../.. следует, что на администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район судом возложена обязанность признать П. нуждающимся в получении жилого помещения и обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Постановлением главы муниципального образования Устинкинский сельсовет от ../../.. П. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье. В судебном заседании были исследованы материалы зарегистрированного на получение жилого помещения, из которых следует, что П. обратилась с заявлением на имя главы муниципального образования Устинкинский сельсовет о предоставлении жилого помещения как оставшаяся без попечения родителей. Согласно справке, выданной главой муниципального образования Устинкинский сельсовет от ../../.., П. прошел перерегистрацию на получение жилого помещения по договору социального найма ../../... В собственности жилья П. не имеет, о чем свидетельствует справка Орджоникидзевского филиала ГУП РХ УТИ. Согласно свидетельству о рождении №.. №.. от ../../.. П. родился ../../.., его родителями являются ФИО2 и ФИО3. Решением Орджоникидзевского районного суда от ../../.. ФИО3 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении сына П.. Как следует из свидетельства о смерти ФИО2 умер ../../... В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Так как истец в соответствии с вышеназванными нормативными актами имеет право на получение жилья, как ребенок – оставшийся без попечения родителей, по этим основаниям был поставлен на очередь на предоставление жилого помещения, жильем до настоящего времени не обеспечен, то имеются все основания исковые требования прокурора о предоставлении жилья П. удовлетворить, обязав администрацию Орджоникидзевского района предоставить П. жилое помещение, не ниже социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На основании ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая срок, в течение которого права П. не были реализованы, принимая во внимание обстоятельства и условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Обязать администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу предоставить П. жилое помещение не ниже установленной социальной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения решения. Судья А.Н. Берш