Решение по гражданскому делу №2-301/2010 о признании права собственности на земельный участок, образованный в счет невостребованных долей



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2010 года п. Копьево

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Нарожного О.И.,

при секретаре Анистратовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-301/10 по иску Управления имуществом администрации муниципального образования <данные изъяты> к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО16, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, о признании права собственности муниципального образования <данные изъяты> на земельный участок, образованный в счет невостребованных долей,

УСТАНОВИЛ:

Управление имуществом администрации муниципального образования <данные изъяты> (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с иском к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО16, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, <данные изъяты> о признании права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> ссылаясь на то, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» ответчики, приобрели право на земельную долю, однако на протяжении многих лет своим правом по распоряжению земельной долей не воспользовались.

Вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности участникам долевой собственности ответчикам, однако ответчики не распоряжались данными долями в праве общей долевой собственности в течение более трех лет.

В соответствии с п.5. ст.13 Федерального закона от 24.07.2002г.№101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Три года, в течение которых собственникам долей было предоставлено право для оформления в собственность земельных долей, с последующим распоряжением истекли.

Истец считает, что ответчики утратили свое право собственности на вышеуказанный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца – действующая на основании доверенности ФИО17, исковые требования поддержала и просила признать право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием <данные изъяты>

Место жительства ответчиков ФИО8, ФИО9, ФИО12, ФИО3, не установлено и дело в этой связи рассмотрено в порядке ст. 119 ГПК РФ.

Ответчики ФИО4, ФИО27 ФИО6, ФИО16, ФИО7, ФИО2, ФИО13, ФИО14 Уведомленные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причине их неявки сведений у суда не имеется.

Ответчик ФИО11 уведомленная о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела без ее участия возражений относительно требований истца она не имеет.

Представитель третьего лица ОАО «<данные изъяты>» надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, своего представителя не направил.

Представитель ФИО8, ФИО9,. ФИО12, ФИО3, адвокат назначенный судом в порядке ст.50 ГПК РФ, своего отношения к иску высказать не пожелал.

Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (действовавших до 2003 года), в целях совершенствования земельных отношений, была проведена приватизация земель, в результате которой земельные участки были переданы гражданам в общую долевую собственность.

Пунктом 7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» было предусмотрено, что право на получение в собственность земельных долей имели работники сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

В силу пункта 20 указанных Рекомендаций, всем собственникам земельных долей при наличии от них соответствующих заявлений выдавались свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Процедура выделения земельных участков за счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная статьей 8(3) Закона Республики Хакасия от 10.11.2003 г. № 71 (в редакции от 27.01.2009 г.) «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия» была соблюдена, поскольку в соответствующих средствах массовой информации были опубликованы сообщения о собственниках невостребованных земельных долей, что подтверждается приобщенным к делу печатным изданием газетой «<данные изъяты>» №.. от ../../.. содержащим соответствующее сообщение, где указаны фамилии имена и отчества граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3. ФИО13, ФИО14 (л.д.7).

Согласно пункту 18 указанных Рекомендаций, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).

Постановлением главы администрации <данные изъяты> от 11.05.1994 года № 1336, производственный сельскохозяйственный кооператив «<данные изъяты>» был преобразован в АОЗТ «<данные изъяты>», а работникам акционерного общества были бесплатно переданы в долевую собственность земельные угодья.(л.д.9)

Поскольку решение о передаче земли в общую собственность участников (членов) АОЗТ «<данные изъяты>» было принято администрацией ... ../../.., следовательно, моментом возникновения у ответчиков ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3. ФИО13, ФИО14, права собственности на земельную долю следует считать ../../...

Ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО16, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, были работниками сельскохозяйственного предприятия, указанный факт в судебном заседании не оспаривался, и подтверждается списками учредителей АОЗТ «<данные изъяты>), предоставленного истцом (л.д.95,97,99), следовательно, все ответчики, имели право на получение в собственность земельной доли.

В соответствии с протоколом общего собрания участников долевой собственности на собрании присутствовало 0,15 % от общего числа участников, вследствие чего, решение об определении местоположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, в границах которого находятся невостребованные земельные доли, принято не было (л.д.10).

В силу статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (в редакции от 30.12.2008 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО3. ФИО13, ФИО14 своим правом по распоряжению земельной долей, которое возникло у них 11 мая 1994 года, до настоящего времени не воспользовались.

Кроме того, согласно акту от 27.08.2009 года, составленному комиссией, спорный земельный участок, обозначенный в акте под номером 3 не используется с 2001 года (л.д.11)

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Пунктом 2(2) статьи 8(3) Закона Республики Хакасия от 10.11.2003 г. № 71 (в редакции от 27.01.2009 г.) «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия» предусмотрено, что образование земельного участка осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, если кадастровая стоимость земельного участка равна, либо ниже среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.

Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 г. № 243 «Об утверждении результатов расчета минимальных и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе категорий земель и видов функционального использования Республики Хакасия» среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Орджоникидзевскому району составляет 0,81 руб./кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером 19:08:080701:2, имеет удельный показатель кадастровой стоимости 0,7918 руб./кв.м., что подтверждено расчетом, предоставленным истцом, а также выпиской из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.12-13).

Согласно приложению №1 к постановлению Главы муниципального образования <данные изъяты> №721 от 13 ноября 2009 года, спорный земельный участок, расположенный в ... включен в перечень земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей участников долевой собственности ОАО АФ «<данные изъяты>»( л.д.83)

Данные о личностях владельцев земельных участков, и номера свидетельств о праве собственности на земельные участки, указанные в приобщенном к делу печатном издании- газете <данные изъяты>, содержащим соответствующее сообщение о невостребованных земельных участках, полностью согласуется с предоставленными представителем истца, в судебном заседании, свидетельствами о праве собственности на землю:), №..

Кроме того, сведения о том, что ФИО18, ФИО12, ФИО7 получил свидетельства о праве собственности серии РФ №.. и №.., №.. содержится в соответствующих списках лиц получивших свидетельства (л.д.94,96,98).

Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено полномочие муниципального образования на обращение в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, образованный за счет земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли).

Согласно пункта 3 статьи 8(3) Закона Республики Хакасия от 10.11.2003 г. № 71 (в редакции от 27.01.2009 г.) «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия», орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого находится земельный участок, если кадастровая стоимость земельного участка равна либо ниже среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району, вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, образованный в счет выделения невостребованных земельных долей.

Поскольку ответчики более трех лет со дня приобретения права на земельную долю не воспользовались своим правом по распоряжению земельной доли, а кадастровая стоимость земельного участка ниже среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району, следовательно, требования Управления имуществом о признании за муниципальным образованием права собственности на земельный участок. выделенный в счет невостребованных долей, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления имуществом администрации муниципального образования <данные изъяты> удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования <данные изъяты> на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей, принадлежащих ответчикам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО16, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО3, ФИО13, ФИО14, общей площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный ...

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Нарожный О.И.

Копия верна: судья Нарожный О.И.