Решение по гражданскому делу №2-45/2011 по иску прокурора района к администрации муниципального образования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 15 февраля 2011года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Нарожного О.И.,

при секретаре Анистратовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-45/11 по иску прокурора Орджоникидзевского района к Администрации муниципального образования ... поселковый совет об обязании произвести необходимые действия по устранению нарушений правил и норм противопожарной безопасности РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования ... поселковый совет об обязании произвести необходимые действия по устранению нарушений правил и норм противопожарной безопасности РФ.

Мотивировал свои требования тем, что 30.12.2010 согласно плану - графику ОНД (ранее - ОГПН) Орджоникидзев­ского района ГУ МЧС России по РХ проведена проверка, соблюдения законо­дательства об обеспечении пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан - районного дома культуры (РДК) администрации МО ... поссовет.

В ходе проверки установлено, что РДК расположен по адресу: ул. ..., д. №.., п. ..., Орджоникидзевского района, Республики Хакасия. Здание РДК одноэтажное, III - степени огнестойкости. Крыша, крытая шифером по де­ревянной обрешетке. Вентиляция приточно-вытяжная с естественным побуж­дением, отопление центральное, освещение искусственное электрическое. По­мещения оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушите­лями).

Вместе с тем в здании РДК в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федераль­ного закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) и п. 96 Правил по­жарной безопасности (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 13.06.2003 № 313, не проводятся работы по техническому обслуживанию сис­темы автоматической пожарной сигнализации (не заключен договор с обслужи­вающей организацией); в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 60 ППБ 01-03, светильники эксплуатируются со снятыми защитными колпаками, предусмотренными конструкциями светильников; в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 2.12.17 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребите­лей», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, не проведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети; в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламен­та, п. 57 ППБ 01-03 и п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок, утвер­жденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, электрооборудование эксплуатируется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, соединение жил электропроводов выполнено без специаль­ного «оконцевания»; в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 52 ППБ 01-03, эвакуационный выход со стороны сцены наружу в нерабо­чем состоянии (одна створка глухая), эвакуационный выход в фойе у пожарного крана закрыт на замок (без свободного открывания двери без ключа); в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 150 ППБ 01-03, отсутствует огнезащитная пропитка деревянных конструк­ций сцены, стен, горючих декораций и сценического оформления с составлени­ем акта организации, проводившей работу; в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п.п. 89, 91 ППБ 01-03, пожарный кран находится в разукомплектованном состоянии, отсутствую рукава со стволом, а так же не проверяется на водоотда­чу дважды в год; в нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 108 ППБ 01-03 (приложения 3 п.п. 16, 17), огнетушителям не присвоен порядковый номер, огнетушителя не проходят техническое обслуживание, если проверяются, то формально, т.к. 2 из них находятся в нерабочем состоя­нии.

По результатам проверки в отношении администрации МО ... поссовет возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Аналогичные нарушения правил пожарной безопасности выявлялись ОНД (ранее - ОГПН) Орджоникидзевского района ГУ МЧС России по РХ в РДК «...» администрации МО ... поссовет в ходе проверок в 2009 г.

Вместе с тем, как показала настоящая проверка, нарушения не устранены, требования пожарной безопасности игнорируются.

На основании Закона Республики Хакасия от 03.05.2006 № 19-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» 14.06.2006 и.о. руководителя Управления муниципального имущества администрации МО Орджоникидзевский район в собственность МО ... поссовет передано здание РДК «...» (распоряжение от 14.06.2006 № 51 и акт приема - передачи).

Правила и нормы противопожарной безопасности в Российской Федера­ции обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями (учреждениями), независимо от их организационно правовых форм, должностными лицами и предпринимателями.

Наличие и продолжительное не устранение нарушений правил и норм по­жарной безопасности грубо нарушает права и законные работников и лиц, пре­бывающих в РДК «...» администрации МО ... поссовет, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, может повлечь несоизмеримый моральный и материальный ущерб.

Нарушение правил и норм пожарной безопасности в данном РДК имеет особое общественное значение, в связи с тем, что вследствие возникновения пожара могут погибнуть или получить травмы значительное число граждан, в том числе дети.

Прокурор просил обязать администрацию МО ... поссовет произвести необхо­димые действия по устранению нарушений требований правил и норм пожар­ной безопасности Российской Федерации, указанных в информации о результа­тах проверки ОНД (ранее - ОГПН) Орджоникидзевского района ГУ МЧС России по РХ районного дома культуры (РДК) «...» администрации МО ... поссовет от 30.12.2010 № 426-4-12-6.

Установить администрации МО ... поссовет разумный срок устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности Российской Федерации.

После подачи искового заявления прокурор уменьшил исковые требования, в части обязания администрации МО ... поссовет произвести необходимые действия по устранению нарушений требований правил и норм пожарной безопасности Российской Федерации, указанных в п.п. 2, 5, 7, 8 информации о результатах проверки ОНД (ранее - ОГПН) Орджоникидзевского района ГУ МЧС России по РХ районного дома культуры (РДК) «...» администрации МО ... поссовет от 30.12.2010 № 426-4-12-6, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком указанных требований.

В остальной части исковое заявление удовлетворить, установить админи­страции МО ... поссовет разумный срок устранения нарушений правил и норм пожарной безопасности Российской Федерации, до 01.09.2011 года,

Уменьшенные исковые требования участвующий прокурор поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика АМО ... поселковый совет Нырко М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора с учетом их уменьшения признал полностью и пояснил, что до рассмотрения дела по существу ответчиком предприняты меры по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности, при этом часть нарушений полностью устранены, а именно заключен договор с обслужи­вающей организацией по проведению работы по техническому обслуживанию сис­темы автоматической пожарной сигнализации, работы по обеспечению противопожарной автоматической системой здания клуба будут проведены в теплое время года, заключен договор с обслужи­вающей организацией по огнезащитной обработке здания клуба, которое также будет проведены в теплое время года. Устранены нарушения требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 60 ППБ 01-03, светильники оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкциями светильников. Устранены нарушения требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 52 ППБ 01-03, эвакуационный выход приведен в соответствие с предъявляемыми требованиями. Устранены нарушения требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п.п. 89, 91 ППБ 01-03, полностью укомплектован пожарный кран находится, кран проверен на водоотда­чу. Устранены нарушения требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 108 ППБ 01-03 (приложения 3 п.п. 16, 17), огнетушителям присвоен порядковый номер, огнетушители прошли техническое обслуживание, все огнетушители находятся в рабочем состоя­нии.

Кроме того запланирована полная замена силовой и осветительной сети в здании РДК «...», замена будет производится в теплое время года, после чего будут устранены нарушения требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламента и п. 2.12.17 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребите­лей», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, а именно будет проведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети; будут устранены нарушения требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Технического регламен­та, п. 57 ППБ 01-03 и п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок, утвер­жденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, соединение жил электропроводов будет выполнено с применением специаль­ного «оконцевания»;

Представитель третьего лица начальник отделения надзорной деятельности Орджоникидзевского района ГУ МЧС России по РХ Пыпин С.М., просил о рассмотрении дела без его участия и в судебном заседании не участвовал.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит исковые требования, с учетом их уточнения, подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Часть 2 статьи 1 Правил пожарной безопасности предусматривает, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, факт неисполнения ранее выданного предписания об устранении ранее выявленных нарушений.

Согласно п. 8 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.

Согласно акту № 105 от 30.12.2010 года, проведена проверка в РДК администрации муниципального образования ... поселковый совет, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными актами (л.д. 6).

С нарушениями указанными в акте проверки ответчик согласен в полном объеме.

В ответ на запрос прокурора ответчик – глава АМО ... поселковый совет предоставило сведения об устранении части нарушений правил противопожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки (л.д. 7).

Согласно перечню объектов переданных из собственности МО Орджоникидзевский район в собственности расположенных в его границах поселений, распоряжения и.о. руководителя управления муниципального имущества АМО Орджоникидзевский район от 14.06.2006 года, а также акту приема-передачи от 14.06.2006 г., здание районного дома культуры передано в собственность МО ... поссовет (л.д.7-9).

В подтверждение устранения части допущенных нарушений противопожарной безопасности ответчик предоставил договор подряда от 27.12.2010 года с ООО «Акмейз» на обработку деревянных конструкций кровли РДК огнезащитным составом (л.д. 10, 41), договор по техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализаций от 01.02.2011 года (л.д. 43-45), а также план устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 39)

Ст. 1,2, 20 ФЗ от 21 декабря 1994 года №69 ФЗ «О пожарной безопасности, определено, что требованиями пожарной безопасности являются: специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена ч.2 ст. 37 вышеназванного Закона. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ч.1 ст.38 Закона).

В рамках нормативно правового регулирования в области пожарной безопасности Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 года № 313 утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ПГ1Б 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Данные Правила официально опубликованы в газете «Российская газета» 4 июля 2003 года № 129 и зарегистрированы в Минюсте России 27 июня 2003 года № 4838.

В силу ст. 15 Конституции РФ, ст.20 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.

В соответствии п. 10 ППБ 01-03 РФ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Суд считает установленными факты нарушения Законодательства РФ в области противопожарной безопасности, выявленные в ходе проверки факты, сторонами не оспаривались.

При таких обстоятельствах, суд считает, исковые требования прокурора Орджоникидзевского района с учетом их уточнения к ответчику подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района РХ удовлетворить.

Обязать ответчика администрацию муниципального образования ... поселковый совет:

- устранить нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федераль­ного закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 96 «Правил по­жарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 13.06.2003 № 313, провести регламентные работы по техническому обслуживанию сис­темы автоматической пожарной сигнализации в срок до 01.09.2011 года;

- устранить нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федераль­ного закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 2.12.17 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребите­лей», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, произвести замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, в срок до 01.09.2011 года;

- устранить нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федераль­ного закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 57 ППБ 01-03 и п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок, утвер­жденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, эксплуатировать электрооборудование в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, произвести соединение жил электропроводов с применением специаль­ного «оконцевания», в срок до 01.09.2011 года;

- устранить нарушение требований п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федераль­ного закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 150 «Правил по­жарной безопасности» утвержденных Приказом МЧС РФ от 13.06.2003 № 313, произвести огнезащитную пропитку деревянных конструк­ций сцены, стен, горючих декораций и сценического оформления с составлени­ем акта организации, проводившей работу, в срок до 01.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке через Орджоникидзевский районный суд в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Нарожный О.И.