Дело № 2-62/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
поселок Копьево ../../..
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре Волосатовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования К. сельсовет по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования К. сельсовет по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, обязать администрацию муниципального образования К. сельсовет принять меры по осуществлению очистки проезжей части муниципальных автомобильных дорог, а также установке необходимых дорожных знаков и устранению выявленных нарушений в пятидневный срок. Требования мотивированы тем, что автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования К. сельсовет переданы из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципального образованию К. сельсовет. Право собственности МО К. сельсовет на дороги, не являющиеся государственной собственностью в порядке, установленном Федеральным законом, не зарегистрировано, так как в соответствии с действующим законодательством, данные объекты являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. Согласно п. 5 ст. 9 Устава муниципального образования К. сельсовет, администрация муниципального образования К. сельсовет осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В ходе проверки установлено, что дороги в границах МО К. сельсовет находятся в ведении муниципального образования и находятся в состоянии, не соответствующем нормам, о чем свидетельствует акт комплексного обследования автомобильных дорог и улиц, составленный на основании проведенной проверки с участием представителя ОГИБДД ОВД по Орджоникидзевскому району. Установлено, что администрацией муниципального образования К. сельсовет были нарушены требования пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.2.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», необоснованно не принято необходимых мер к проведению мероприятий по содержанию дорог, в части устранения вышеуказанных нарушений, что создает угрозу для населения муниципального образования и предпосылки для нанесения ущерба. Неисполнение органом местного самоуправления требований Закона в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения конституционных прав граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Аронов А.А. уточнил заявленные требования, просил исключить из выявленных нарушений из п.8 требования об устранении двух столбиков высотой 40 и 25 см, поскольку их устранение в настоящее время невозможно. По основаниям, указанным в заявлении просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования К. сельсовет по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения. Поскольку в настоящее время администрацией муниципального образования К. сельсовет в добровольном порядке устранены большинство нарушений, выявленных проверкой, проведенной 08.02.2011 года, просил обязать администрацию муниципального образования К. сельсовет устранить в течение пяти суток по вступлению в законную силу решения нарушение, указанное в п.2 акта проверки: напротив дома №7 по ул.Новобольничная с.Копьево имеется снежный вал на обочинах высотой 1 м.
Глава администрации муниципального образования К. сельсовет Синяков С.И. заявленные прокурором требования признал полностью, указав на то, что все выявленные нарушения были устранены за исключением нарушения указанного в п. 2 - напротив дома №7 ул. Новобольничная с. Копьево имеется снежный вал на обочинах высотой более 1 м, которое будет устранено в ближайшее время.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Орджоникидзевскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления был надлежаще уведомлен.
На основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Данные нормы согласуются с положением п. 2 ч. 2 ст. 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в соответствии с которым в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Таким образом, участие органов местного самоуправления в вопросах, касающихся содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, регламентировано вышеуказанными федеральными законами.
Согласно п.3 ст.9 Устава муниципального образования К. сельсовет, администрация осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Распоряжением № 51 от 14 июня 2006 года имущество, расположенное в границах поселения администрации муниципального образования К. сельсовет было передано из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность администрации муниципального образования К. сельсовет.
Как следует из акта приема –передачи имущества от 14 июня 2006 года Управлением имущества администрации муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность администрации муниципального образования К. сельсовет были переданы автомобильные дороги расположенные в границах поселения К. сельсовет.
В акте проверки состояния улично – дорожной сети от 08 февраля 2011 года комиссия указала на выявленные недостатки в содержании улично – дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в виде:
1. на протяжении ул. Набережная, с. Копьево, имеются снежные валы на обочинах высотой более 1 м, разрывы между валами составляют менее 2 м, валы не сформированы, расположены хаотично, гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы имеются скользкости проезжей части;
2. на протяжении ул. Новобольничная, с. Копьево гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы имеются скользкости проезжей части, на против дома №7, расположенного по адресу ул. Новобольничная, с. Копьево имеется снежный вал на обочинах высотой более 1 м.;
3. на перекрестке ул. Новобольничная - ул. Новая, с. Копьево гололедица, снежные накат, снижены сцепные качества покрытия улиц, имеются скользкость проезжей части;
4. на протяжении ул. Новая, с. Копьево гололедица, снежные накаты снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части.
5. около МОУ «Копьевское ССОШ», отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»;
6. на протяжении ул. Механизаторов, с. Копьево гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
7. на перекрестке ул. Набережная - ул. Механизаторов, с. Копьево гололедица, снежные накат, снижены сцепные качества покрытия улиц, имеются скользкость проезжей части;
8. на перекрестке ул. Набережная - ул. Совхозная, с. Копьево гололедица, снежные накат, снижены сцепные качества покрытия улиц, имеются скользкости проезжей части. Имеется загрязнение обочины и проезжей части (камень высотой 30 см., два столбика высотой 40 см и 25 см), в средней части перекрестка имеется снежный вал, размеры которого составляют 1,5 м на 2 м, высота 40 см.;
9. на протяжении ул. Совхозная, с. Копьево гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части, имеется калииность проезжей части, глубина калии составляет 20-18 см., имеется сужение проезжей части, одна из полос занесена снегом;
10. на перекрестке ул. Совхозная - ул. Колодкина, с. Копьево гололедица, снежные накат, снижены сцепные качества покрытия улиц имеются скользкости проезжей части;
11. на перекрестке ул. Совхозная - ул. Новая, с. Копьево гололедица, снежные накат, снижены сцепные качества покрытия улиц имеются скользкости проезжей части, имеется бугор на перекрестке высотой 26 см. ширина 2 м, длина 1 м.;
12. на перекрестке ул. Колодкина - ул. Механизаторов гололедица, снежные накат, снижены сцепные качества покрытия улиц имеются скользкости проезжей части. Отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу».
В силу ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Главой администрации муниципального образования К. сельсовет Синяковым С.И. суду были представлены суду были представлены документы выполненных работ из которых следует, что выявленные в ходе проверки недостатки в содержании улично – дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения были устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие муниципального образования К. сельсовет, выразившееся в уклонении от решения вопросов по принятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, в виде нарушений, установленных на основании акта проверки состояния улично – дорожной сети 08.02.2011 года, неправомерны и затрагивают интересы неопределенного круга лиц.
В силу требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия муниципального образования, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений в течение пяти дней с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198, 258 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие муниципального образования К. сельсовет по непринятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения незаконным.
Обязать муниципальное образование К. сельсовет принять меры по устранению снежного вала на обочинах напротив дома №7 по ул.Новобольничная с.Копьево в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ../../...
Судья М.Н.Южакова