Решение по гражданскому делу №2-63/2011 об удовлетворении требовнаимй прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельсовета в обслуживании автомобильных дорог



Дело № 2-63/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

поселок Копьево ../../..

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе судьи Южаковой М.Н.,

при секретаре Волосатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в защиту интересов неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Н. сельсовет о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Н. сельсовет по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц жителей муниципального образования Н. сельсовет о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Н. сельсовет по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, обязать администрацию муниципального образования Н. сельсовет принять меры по осуществлению очистки проезжей части муниципальных автомобильных дорог. Требования мотивированы тем, что автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования Н. сельсовет, переданы из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность муниципального образованию Н. сельсовет. Право собственности МО Н. сельсовет на дороги, не являющиеся государственной собственностью в порядке, установленном Федеральным законом, не зарегистрировано, так как в соответствии с действующим законодательством, данные объекты являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. Согласно п. 5 ст. 9 Устава муниципального образования Н. сельсовет, администрация муниципального образования Н. сельсовет осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В ходе проверки установлено, что дороги в границах МО Н. сельсовет находятся в ведении муниципального образования и находятся в состоянии, не соответствующем нормам, о чем свидетельствует акт комплексного обследования автомобильных дорог и улиц, составленный на основании проведенной проверки с участием представителя ОГИБДД ОВД по Орджоникидзевскому району. Установлено, что администрацией муниципального образования Н. сельсовет были нарушены требования пунктов 3.1.6., 3.1.7, 3.2.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», необоснованно не принято необходимых мер к проведению мероприятий по содержанию дорог, в части устранения вышеуказанных нарушений, что создает угрозу для населения муниципального образования и предпосылки для нанесения ущерба. Неисполнение органом местного самоуправления требований Закона в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения конституционных прав граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Аронов А.А. требования уточнил, по основаниям, указанным в заявлении просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Н. сельсовет по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения. Поскольку в настоящее время администрацией муниципального образования Н. сельсовет в добровольном порядке устранены все нарушения, выявленные проверкой, проведенной 10.02.2011 года, от требований в части обязания администрацию муниципального образования Н. сельсовет устранить нарушения по осуществлению очистки проезжей части муниципальных автомобильных дорог, отказался.

Представитель администрации муниципального образования Н. сельсовет Ербягин С.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал, пояснив, что в настоящее время все нарушения, установленные актом проверки состояния улично – дорожной сети устранены.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОВД по Орджоникидзевскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен.

На основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 ст. 6 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Данные нормы согласуются с положением п. 2 ч. 2 ст. 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», в соответствии с которым в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Таким образом, участие органов местного самоуправления в вопросах, касающихся содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, регламентировано вышеуказанными федеральными законами.

Согласно п.5 ст.9 Устава муниципального образования Н. сельсовет, администрация осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Распоряжением № 51 от 14 июня 2006 года имущество, расположенное в границах поселения администрации муниципального образования Н. сельсовет было передано из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность администрации муниципального образования Н. сельсовет.

Как следует из акта приема – передачи имущества от 14 июня 2006 года Управлением имущества администрации муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность администрации муниципального образования Н. сельсовет были переданы автомобильные дороги, расположенные в границах поселения Н. сельсовета.

В акте проверки состояния улично – дорожной сети от 10 февраля 2011 года комиссия указала на выявленные недостатки в содержании улично – дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в виде:

  1. на протяжении улицы Ленина, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части. Имеются снежные валы на обочинах высотой более 1 м., валы не сформированы, расположены хаотично;
  2. на протяжении улицы Дружбы, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  3. на протяжении улицы Целинная, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  4. на протяжении улицы Чулымская, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части, напротив домов с 17 по 20 имеются снежные валы на обочинах высотой более 1 м., валы не сформированы, расположены хаотично;
  5. на протяжении улицы Зеленая, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  6. на протяжении улицы Школьная, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  7. на перекрестке ул. Ленина - ул. Дружбы, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  8. на перекрестке ул. Ленина - ул. Дружбы, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  9. на перекрестке ул. Ленина - ул. Чулымркая, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части;
  10. на перекрестке ул. Школьная - ул. Чулымская, с. Новомарьясово гололедица, снежные накаты, снижены сцепные качества покрытия улицы, имеются скользкости проезжей части. В центральной части перекрестка образован снежный вал шириной около 1.2 м.

В силу ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Представителем администрации муниципального образования Н. сельсовет Ербягиным С.В. суду были представлены документы выполненных работ из которых следует, что выявленные в ходе проверки недостатки в содержании улично – дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения были устранены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие муниципального образования Н. сельсовет, выразившееся в уклонении от решения вопросов по принятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, в виде нарушений, установленных на основании акта проверки состояния улично – дорожной сети 10.02.2011 года, неправомерны и затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая то, что выявленные в ходе проверки недостатки в содержании улично – дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения были устранены, требования в части понуждения администрации муниципального образования Н. сельсовет по принятию мер по осуществлению очистки проезжей части муниципальных дорог от наледи, снежных накатов, снежных валов, колеи, очистки обочин и пешеходных переходов от снежного вала и наледи, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие муниципального образования Н. сельсовет по непринятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения незаконным.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ../../...

Судья М.Н.Южакова