РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Копьево ../../..
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе
судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре Анистратовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Ворошиловой М.Н. о понуждении администрации муниципальное образование Новомарьясовский сельсовет поставить на учет Ворошилову М.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах Ворошиловой М.Н. с требованиями к администрации муниципальное образование Новомарьясовский сельсовет поставить на учет Ворошилову М.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что ../../.. на основании постановления и.о. главы муниципального образования Новомарьясовский сельсовет №.. Ворошилова М.Н. принята на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как в соответствии с заключением строительного эксперта Х.О.З., состояние дома Ворошиловой М.Н., расположенного по адресу: ..., в целом оценено, как недопустимое. ../../.. в соответствии с постановлением и.о. главы муниципального образования Новомарьясовский сельсовет №.. постановление от ../../.. №.. о принятии на учет Ворошиловой М.Н. в качеств нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием оснований отменено, Ворошилова М.Н. исключена из списка нуждающихся в жилом помещении. На основании заключений от ../../.. №.. и от ../../.. №.. межведомственной комиссии дом Ворошиловой М.Н., расположенный по адресу: ..., признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта. Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным/непригодным для постоянного проживания и заключение строительного эксперта Х.О.З. о состоянии дома Ворошиловой М.Н. не противоречат друг другу по смыслу, однако, противоречат друг другу по существу выводов (заключению). В силу ст.21 Федерального закона от ../../.. №..ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от ../../.. №.. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от ../../.. №.. (ред. От ../../..) «Об утверждении Положения и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим к сносу или реконструкции», прокурор района считает отказ в постановке на учет и исключении Ворошиловой М.Н. из списка нуждающихся в жилом помещении, в связи с отсутствием оснований подлежащим отмене, Ворошилову М.Н. необходимо поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Аронов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснил, что не может привести оснований, предусмотренных законодательством, тому, что жилье Ворошиловой М.Н. является непригодным для проживания, но вместе с тем, согласно экспертизы, проведенной Х.О.З., состояние дома Ворошиловой в целом оценено, как недопустимое, Межведомственная комиссия трижды пришла к выводу, что износ дома составляет 57%, а с годами износ дома увеличится, поэтому, принимая во внимание возраст Ворошиловой и то, что она является вдовой инвалида участника Великой Отечественной войны, считает необходимым поставить Ворошилову М.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец Ворошилова М.Н. требования, заявленные прокурором в ее интересах, поддержала.
Представитель администрации муниципальное образование Новомарьясовский сельсовет ФИО5 возражал против заявленных требований, считая их не обоснованными, поскольку Межведомственная комиссия трижды проводила обследование дома Ворошиловой М.Н. и вынесла заключение, что дом пригоден для проживания, но требует капитального ремонта, общий процент износа составляет 57%, что также подтверждено техническим паспортом жилого дома, составленным Орджоникидзевским филиалом ГУП РХ УТИ. Считает, что заключение Х.О.З. от апреля 2010 года не является основанием для признания дома Ворошиловой непригодным для проживания, поскольку Х.О.З. не знакомился с технической документацией по объекту, составленной ГУП РХ УТИ в мае 2010 года, хотя ссылается на это в п.п.1.5 п.1 заключения, обоснование недопустимости проживания в доме в виде отсутствия водоснабжения и канализации в квартире и ветхого состояния бани противоречит п.12 и п.41 Положения о признании помещения непригодным для проживания, где указано, что в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно – и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных, не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно – и двухэтажном жилом доме. Поскольку дом Ворошиловой ветхим или аварийным не признан, не признан непригодным для проживания, администрация муниципального образования Новомарьясовский сельсовет не имеет оснований для постановки Ворошиловой М.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Ворошилова М.Н., являясь вдовой инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральными законами, что не опровергается ответчиком.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ../../.., правообладателем жилого дома, расположенного по адресу: ..., является Ворошилова М.Н..
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ../../.. ... Ворошилова М.Н. является собственником жилого дома, общей площадью 54,4 кв.м, расположенного по адресу ....
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.1 ст.23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 23 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ворошилова М.Н. обратилась ../../.. в администрацию муниципального образования Новомарьясовский сельсовет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Глава муниципального образования Новомарьясовский сельсовет ФИО5 сообщил Ворошиловой М.Н., что для постановки на учет необходимо обратится в БТИ с целью получения заключения об износе дома, на основании чего будет принятии соответствующее решение.
Согласно заключению межведомственной комиссии №.. от ../../.., дом Ворошиловой М.Н., расположенный по адресу: ..., признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта, так как износ дома составляет 57%.
В соответствии с заключением Х.О.З. от апреля 2010 года, состояние дома Ворошиловой М.Н., расположенного по адресу: ..., в целом оценено, как недопустимое, то есть необходимо провести мероприятия по восстановлению и усилению конструкций, также указано, что отсутствие водоснабжения и канализации в квартире, ветхое состояние бани обосновывает недопустимость проживания ветерана в данном доме.
На основании указанных заключений главой муниципального образования ФИО5 отказано Ворошиловой М.Н. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
../../.. от Ворошиловой М.Н. в администрацию муниципального образования Новомарьсовский сельсовет вновь поступило заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с проживанием в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Исполняющий обязанности главы муниципального образования Новомарьясовский сельсовет Е.С.В. вынес постановление №.. от ../../.., в соответствии с которым Ворошилова М.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования Новомарьясовский сельсовет Е.С.В. №.. от ../../.., постановление от ../../.. №.. «О принятии на учет Ворошиловой М.Н. в качеств нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» отменено, Ворошилова М.Н. исключена из списка нуждающихся в жилом помещении.
На основании ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст.2 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 № 68-ЗРХ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», установлено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).
На основании ч.1 п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (в редакции от 02.08.2007года) «Об утверждении Положения и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим к сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение) Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Частью 3 указанного Положения установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Пунктом 33 части 3 Положения определено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среди обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
На основании п.12 ч.2 Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно – и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных.
На основании п.41 ч.3 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно – и двухэтажном жилом доме.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно – коммунальному комплексу №10 от 20.02.2004 года утверждены критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, согласно которому:
- к ветхим жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов. Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
- к категории непригодных для проживания относятся жилые помещения находящиеся в жилых домах, признанных непригодными для проживания; находящиеся в аварийном состоянии.
Жилое помещение в аварийном состоянии - жилое помещение, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан из-за угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонки, простенки, панели и другие единичные строительные конструкции).
Из технического паспорта здания, составленного ГУП РХ УТИ Орджоникидзевский филиал по состоянию на ../../.., следует, что жилой ..., принадлежащий Ворошиловой М.Н., имеет общую площадь 43,0 кв.м, площадь квартиры 54,4 кв.м, жилая площадь 28,7 кв.м, физический износ составляет 57%.
Согласно повторному акту обследования №.. от ../../.. и заключению межведомственной комиссии №.. от ../../.., дом Ворошиловой М.Н., расположенный по адресу: ..., признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта, так как износ дома составляет 57%.
По ходатайству представителя прокуратуры при рассмотрении дела в суде, вновь было назначено обследование жилого помещения, принадлежащего Ворошиловой М.Н.
Согласно акту обследования №.. от ../../.. и заключению межведомственной комиссии №.. от ../../.., дом Ворошиловой М.Н., расположенный по адресу: ..., признан пригодным для проживания, но требующим капитального ремонта, так как износ дома составляет 57%. Несущие конструкции дома сохраняют расчетную прочность для обеспечения устойчивости здания, но из-за естественного износа имеют деформации, повреждения, гниль, поэтому требуют частичной замены.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя прокуратуры первый заместитель Главы администрации муниципального образования ... В.В.А. пояснил, что является председателем межведомственной комиссии, которая трижды проводила осмотр дома, принадлежащего Ворошиловой для установления пригодным для проживания. Комиссией установлен физический износ дома 57%, никаких существенных изменений со времени обследования дома в марте 2010 года не произошло. Для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо заключение комиссии о том, что износ дома составляет более 65%.
В судебном заседании представитель прокуратуры также пояснил, что не может привести оснований, предусмотренных законодательством, тому, что жилье Ворошиловой М.Н. является непригодным для проживания.
Однако, представитель прокуратуры настаивал на заявленных требованиях, исходя из того, что согласно экспертизы, проведенной Х.О.З., состояние дома Ворошиловой в целом оценено, как недопустимое, Межведомственная комиссия трижды пришла к выводу, что износ дома составляет 57%, а с годами износ дома увеличится, принимая во внимание возраст Ворошиловой и то, что она является вдовой инвалида участника Великой Отечественной войны, считает необходимым поставить Ворошилову М.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Поскольку соответствующей комиссией органа местного самоуправления решение о признании дома Ворошиловой М.Н. непригодным не принято, так как износ дома составляет 57%, несущие конструкции дома сохраняют расчетную прочность для обеспечения устойчивости здания, но из-за естественного износа имеют деформации, повреждения, гниль, поэтому требуют частичной замены, а для признания жилого дома непригодным для проживания требуется установить, что физический износ составляет более 65%, ссылка истица только на то, что Ворошилова М.Н. имеет преклонный возраст и является вдовой инвалида участника Великой Отечественной войны, а также на то, что в дальнейшем с годами износ ее жилого дома увеличится, не может являться основанием в настоящее время для постановки ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно заключению индивидуального предпринимателя Х.О.З. по обследованию технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ..., на которое ссылается представитель прокуратуры, также дом непригодным для проживания не признан, установлен физический износ здания 60,8%, необходимо провести мероприятия по восстановлению и усилению конструкций.
Между тем, суд ставит под сомнение выводы Х.О.З. об оценке технического состояния здания как недопустимое для проживания в нем ветерана, поскольку, как указано в п.1.5 исследования, обследование проводилось им в несколько этапов, в том числе указано ознакомление с технической документацией по объекту, что было невозможно при проведении экспертизы в апреле 2010 года, так как техническая документация по объекту составлена ГУП РХ УТИ только в мае 2010 года. Обоснование недопустимости проживания в доме в виде отсутствия водоснабжения и канализации в квартире и ветхого состояния бани противоречит п.12 и п.41 Положения о признании помещения непригодным для проживания, согласно которому в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно – и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных, не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно – и двухэтажном жилом доме.
Исследовав все предоставленные доказательства по делу в их совокупности, суд признает, что глава муниципального образования Новомарьясовский сельсовет, отказывая Ворошиловой М.Н. в постановке на учет по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, действовал в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, и права Ворошиловой М.Н. не нарушены, оснований обязать поставить вдову участника Великой Отечественной войны Ворошилову на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не имеется.
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Ворошиловой М.Н. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах Ворошиловой М.Н. к администрации муниципального образования Новомарьясовский сельсовет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи кассационной жалобы в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено ../../...
Судья М.Н.Южакова