Решение по гражданскому делу №2-290/2012 о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплате недополученных денежных средств



Дело № 2-290/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 23 июля 2012 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Берш А.Н.,

при секретаре судебного заседания Морозовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджони­кидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Копьевская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплате недополу­ченных денежных средств, установить размер заработной платы в соответствии с действующим трудовым законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Копьевская цен­тральная районная больница» (далее по тексту – МБУЗ «Копьевская ЦРБ») и просил обязать ответчика произвести перерасчет недополученной указанным работником заработной платы за пе­риод с марта 2012 года по май 2012 года, выплатить недополучен­ные денежные средства, а также обязать ответчика установить зара­ботную плату не меньше установленного федеральным законом минимального размера оп­латы труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республи­ке Хакасия с 01 июня 2012 года.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ФИО1 рабо­тает в МБУЗ «Копьевская ЦРБ» в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, на который начисляется районный коэффициент 30% и северная надбавка 30%. При этом заработная плата работника без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республи­ки Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные прокурором исковые требования поддержала и просила обязать ответчика произвести перерасчет начисленной ФИО1 заработной платы за период с 01 марта 2012 года по май 2012 года включительно, вы­платить недополученные денежные средства, а также обязать ответчика установить заработную плату не меньше установ­ленного федеральным законом минимального размера оплаты труда без включения район­ного коэффициента и процентной надбавки с 01 июня 2012 года. Также уточнила, что в соответствии с постановлением главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 317 от 31.05.2012 года «О заработной плате в муниципальном образовании Орджоникидзевский район», принятом в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия от 30.05.2012 г. № 90-рп «О заработной плате в Республике Хакасия», уровень начисленной заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности, с 01 июня 2012 года составляет не ниже 5533 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовала при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, просила суд о рассмотрении гражданского дела без ее участия, при этом поддержала заявленные исковые требования прокурора.

Представитель МБУЗ «Копьевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, ответчик при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Выслушав пояснения заместителя прокурора по заявленному иску, исследовав приобщенные к делу документы, суд при­ходит к следующему выводу.

Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, ФИО1 работает в МБУЗ «Копьевская ЦРБ» и размер ее заработной платы при выполнении нормы рабочего времени по основной трудовой функции ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработ­ную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работни­ка, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсаци­онные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсацион­ного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего харак­тера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оп­латы труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социаль­ных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - ми­нимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государствен­ного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профес­сиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Феде­ральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной зара­ботной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (та­рифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере, меньше ми­нимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Положением об оплате труда работников Муниципальных учреждений здравоохра­нения муниципального образования Орджоникидзевский район, утвержденным постанов­лением Главы муниципального образования Орджоникидзевский район от 31 мая 2011 года № 336, установлено, что месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабо­чего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской федерации.

В случае, когда месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабоче­го времени и выполнившего нормы труда, окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, работ­нику устанавливается персональный повышающий коэффициент.

Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы ме­стного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только в пределах своей компетенции и в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на рабо­тах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регламентированы положениями главы 50 Трудового ко­декса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государ­ственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федераль­ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Допол­нительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, согла­шениями, локальными нормативными актами.

Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, то есть сверх ее размера.

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок установ­ления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, рас­положенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплен гарантированное государством право работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение заработной платы в повышенном размере, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприят­ное воздействие на человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1992 № 933 «О рай­онном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.

Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О по­рядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за Ра­боту в пустынных и безводных местностях)», утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 49, на территории Республики Хакасия, относящей­ся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработ­ной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О го­сударственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севере и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные га­рантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработ­ной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местно­стям.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Феде­рального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда», с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен равным 4611 рублей в месяц.

Согласно постановления главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 317 от 31.05.2012 года «О заработной плате в муниципальном образовании Орджоникидзевский район», принятого в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия от 30.05.2012 г. № 90-рп «О заработной плате в Республике Хакасия», уровень начисленной заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), с 01 июня 2012 года не может быть ниже 5533 рублей.

Как следует из материалов дела, заработная плата ФИО1 по основной трудовой функции без учета районно­го коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия составляет ../../.., что ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Поскольку, как указывалось выше, оплата труда в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требо­вания прокурора в полном объеме с учетом заявленных уточнений к иску.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Копьевская цен­тральная районная больница» произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с марта 2012 года по май 2012 года включительно, размер которой при выпол­нении нормы рабочего времени должен быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, а также выплатить недополученные денежные средства за указанный период.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Копьевская цен­тральная районная больница» установить ФИО1 заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда при выпол­нении нормы рабочего времени без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия с 01 июня 2012 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответст­вии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня провозглашения решения.

Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республи­ки Хакасия.

Председательствующий А.Н. Берш