Дело № 2-290/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Копьево 23 июля 2012 года Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Берш А.Н., при секретаре судебного заседания Морозовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Копьевская центральная районная больница» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплате недополученных денежных средств, установить размер заработной платы в соответствии с действующим трудовым законодательством, УСТАНОВИЛ: Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Копьевская центральная районная больница» (далее по тексту – МБУЗ «Копьевская ЦРБ») и просил обязать ответчика произвести перерасчет недополученной указанным работником заработной платы за период с марта 2012 года по май 2012 года, выплатить недополученные денежные средства, а также обязать ответчика установить заработную плату не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия с 01 июня 2012 года. В обоснование исковых требований прокурор указал, что ФИО1 работает в МБУЗ «Копьевская ЦРБ» в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, на который начисляется районный коэффициент 30% и северная надбавка 30%. При этом заработная плата работника без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные прокурором исковые требования поддержала и просила обязать ответчика произвести перерасчет начисленной ФИО1 заработной платы за период с 01 марта 2012 года по май 2012 года включительно, выплатить недополученные денежные средства, а также обязать ответчика установить заработную плату не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда без включения районного коэффициента и процентной надбавки с 01 июня 2012 года. Также уточнила, что в соответствии с постановлением главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 317 от 31.05.2012 года «О заработной плате в муниципальном образовании Орджоникидзевский район», принятом в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия от 30.05.2012 г. № 90-рп «О заработной плате в Республике Хакасия», уровень начисленной заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности, с 01 июня 2012 года составляет не ниже 5533 рублей. Истец ФИО1 в судебном заседании отсутствовала при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, просила суд о рассмотрении гражданского дела без ее участия, при этом поддержала заявленные исковые требования прокурора. Представитель МБУЗ «Копьевская ЦРБ» в судебное заседание не явился, ответчик при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке. Выслушав пояснения заместителя прокурора по заявленному иску, исследовав приобщенные к делу документы, суд приходит к следующему выводу. Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, ФИО1 работает в МБУЗ «Копьевская ЦРБ» и размер ее заработной платы при выполнении нормы рабочего времени по основной трудовой функции ниже установленного минимального размера оплаты труда. Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере, меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Положением об оплате труда работников Муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования Орджоникидзевский район, утвержденным постановлением Главы муниципального образования Орджоникидзевский район от 31 мая 2011 года № 336, установлено, что месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской федерации. В случае, когда месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, работнику устанавливается персональный повышающий коэффициент. Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, только в пределах своей компетенции и в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регламентированы положениями главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации. Исходя из положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, то есть сверх ее размера. Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплен гарантированное государством право работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение заработной платы в повышенном размере, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1992 № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах. Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за Работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 49, на территории Республики Хакасия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири. Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севере и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда», с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен равным 4611 рублей в месяц. Согласно постановления главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 317 от 31.05.2012 года «О заработной плате в муниципальном образовании Орджоникидзевский район», принятого в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия от 30.05.2012 г. № 90-рп «О заработной плате в Республике Хакасия», уровень начисленной заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), с 01 июня 2012 года не может быть ниже 5533 рублей. Как следует из материалов дела, заработная плата ФИО1 по основной трудовой функции без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия составляет ../../.., что ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Поскольку, как указывалось выше, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме с учетом заявленных уточнений к иску. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 196-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Копьевская центральная районная больница» произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с марта 2012 года по май 2012 года включительно, размер которой при выполнении нормы рабочего времени должен быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, а также выплатить недополученные денежные средства за указанный период. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Копьевская центральная районная больница» установить ФИО1 заработную плату не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда при выполнении нормы рабочего времени без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия с 01 июня 2012 года. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня провозглашения решения. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия. Председательствующий А.Н. Берш