Решение по гражданскому делу №2-249/2012 о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплате недополученных денежных средств



Дело № 2-249/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево 24 июля 2012 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Берш А.Н.,

при секретаре судебного заседания Морозовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению общеразвивающего вида «Детский сад «Золотой Ключик» и администрации Орджоникидзевского района республики Хакасия о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплате недополу­ченных денежных средств, установить размер заработной платы в соответствии с действующим трудовым законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению общеразвивающего вида «Детский сад «Золотой Ключик» и просил обязать ответчика произвести перерасчет недополученной указанными работниками заработной платы за пе­риод с марта 2012 года по май 2012 года, выплатить недополучен­ные денежные средства, а также обязать ответчика установить зара­ботную плату не меньше установленного федеральным законом минимального размера оп­латы труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республи­ке Хакасия с 01 июня 2012 года.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ФИО5 работает в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО4 работает в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом надбавки равной 30% за вредные условия и работу с детьми заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО3. работает в должности <данные изъяты> с окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента и надбавки, равной 13 % за вредные условия труда, заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО2 работает в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО1 работает в должности воспитателя с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента заработная плата составляет <данные изъяты>.

На указанную заработную плату работникам начисляется районный коэффициент 30% и северная надбавка 30%. При этом заработная плата работника без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия является ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Определениями Орджоникидзевского районного суда от ../../.. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Орджоникидзевского района, в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено управление образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, ../../.. определением Орджоникидзевского районного суда дела соединены в одно производство.

В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республи­ки Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные прокурором исковые требования поддержала и просила обязать ответчика произвести перерасчет начисленной работникам заработной платы за период с 01 марта 2012 года по май 2012 года включительно, вы­платить недополученные денежные средства, а также обязать ответчика установить заработную плату в размере, не меньше установ­ленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, без включения район­ного коэффициента и процентной надбавки с 01 июня 2012 года.

Также уточнила, что в соответствии с постановлением главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 317 от 31.05.2012 года «О заработной плате в муниципальном образовании Орджоникидзевский район», принятом в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия от 30.05.2012 г. № 90-рп «О заработной плате в Республике Хакасия», уровень начисленной заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности, с 01 июня 2012 года составляет не ниже 5533 рублей.

Истцы ФИО2, ФИО4 исковые требования прокурора поддержали в полном объеме.

Истцы ФИО5, ФИО3 ФИО1, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, при этом истец ФИО5 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика - МДОУ «Детский сад Золотой Ключик» Шарапова Т.П. пояснила, что с исковыми требованиями прокурора согласна, возражений против их удовлетворения ответчик не имеет, потому как заработная плата работников ниже установленного законом уровня и достигает минимального размера оплаты труда лишь при начислении районного и северного коэффициентов.

Представители ответчика администрации Орджоникидзевского района Морозова С.С., Таровых С.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. В обоснование позиции пояснили, что в соответствии с положениями ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом в силу ст. 129, 135 ТК РФ составными частями заработной платы является вознаграждение за труд, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях относятся к компенсационным выплатам и потому могут входить в размер заработной платы. Работникам ФИО5, ФИО1, ФИО3 ФИО2, ФИО4 к окладу начисляются компенсационные выплаты, с учетом которых размер из заработной платы превышает минимальный размер оплаты труда, установленный действующим законодательством. В соответствии со ст. 149 ТК РФ, в указанный размер заработной платы также включаются доплаты за совмещение должностей.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – управления образования Орджоникидзевского района Кляйн В.И. не признала исковые требования, поддержала позицию представителей ответчика – администрации Орджоникидзевского района. Дополнительно пояснила, что заработная плата работникам детского сада как муниципального бюджетного учреждения начисляется в соответствии с постановлением главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 29.06.2011 г. № 394 «О минимальном размере оплаты труда».

Выслушав пояснения заместителя прокурора по заявленному иску, позицию представителя ответчика – работодателя, истцов, поддержавших иск прокурора, возражения представителей ответчика и третьего лица, исследовав приобщенные к делу документы, суд при­ходит к следующему выводу.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработ­ную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работни­ка, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсаци­онные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсацион­ного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего харак­тера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной зара­ботной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (та­рифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере, меньше ми­нимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В силу статьи 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на рабо­тах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регламентированы положениями главы 50 Трудового ко­декса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государ­ственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федераль­ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Допол­нительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, согла­шениями, локальными нормативными актами.

Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок именно к заработной плате.

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок установ­ления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, рас­положенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства закреплено гарантированное государством предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что обусловлено совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприят­ное воздействие на человека.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1992 № 933 «О рай­онном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.

Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 3 «О по­рядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за Ра­боту в пустынных и безводных местностях)», утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11.09.1995 № 49, на территории Республики Хакасия, относящей­ся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработ­ной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О го­сударственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севере и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные га­рантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработ­ной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местно­стям.

Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, ФИО1, ФИО5, ФИО4, ФИО3 ФИО2 состоят в трудовых отношениях с МДОУ «Детский сад «Золотой ключик».

Как следует из представленных сведений о размере вознаграждения за труд указанных работников, размер заработной платы работников без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, не достигает уровня, установленного законом минимального размера оплаты труда.

Из анализа положений статей 129, 133, 135 Трудового кодекса РФ следует, что именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Феде­рального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда», с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен равным 4611 рублей в месяц.

Согласно постановления главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия № 317 от 31.05.2012 года «О заработной плате в муниципальном образовании Орджоникидзевский район», принятого в соответствии с распоряжением Главы Республики Хакасия от 30.05.2012 г. № 90-рп «О заработной плате в Республике Хакасия», уровень начисленной заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального образования, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), с 01 июня 2012 года не может быть ниже 5533 рублей.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиками, ФИО5 работает в должности воспитателя с должностным окладом <данные изъяты> с учетом повышающего коэффициента заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО4 работает в должности помощника воспитателя с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом надбавки равной 30% за вредные условия и работу с детьми заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО3 работает в должности <данные изъяты> с окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента и надбавки, равной 13 % за вредные условия труда, заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО2 работает в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента заработная плата составляет <данные изъяты>; ФИО1 работает в должности <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты>, с учетом повышающего коэффициента заработная плата составляет <данные изъяты>.

Поскольку, как указывалось выше, оплата труда в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, следовательно, доводы представителей ответчика – администрации района и третьего лица основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, при этом исковые требования подлежат удовлетворению, а минимальный размер заработной платы работников без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия с 01.06.2012 года не может быть ниже уровня, установленного федеральным законодательством, а также правовыми актами регионального уровня и органа местного самоуправления, не ухудшающими положение работников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Золотой Ключик» и администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район произвести перерасчет заработной платы работникам Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения общеразвивающего вида «Детский сад «Золотой Ключик» ФИО5, ФИО4 ФИО3, ФИО2, ФИО1 за период с марта 2012 года по май 2012 года включительно, размер которой при выпол­нении нормы рабочего времени должен быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на заработную плату районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия, а также выплатить недополученные денежные средства за указанный период.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Золотой Ключик» и администрацию муниципального образования Орджоникидзевский район установить ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1 заработную плату при выпол­нении нормы рабочего времени не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда без включения районного коэффициента и надбавки за стаж работы в Республике Хакасия с 01 июня 2012 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответст­вии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения – 28 июля 2012 года

Председательствующий А.Н. Берш