Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2012 года п. Копьево Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего Гладких Р.А., с участием заместителя прокурора Орджоникидзевского района Тарасенко Е.А., при секретаре судебного заседания Анистратовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия к администрации муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия о понуждении разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском о понуждении администрации муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия (далее по тексту – администрация муниципального образования) в срок до 01 января 2014 года разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, указав на то, что администрацией муниципального образования в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статей 5, 21 и 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не были приняты меры по разработке и утверждению проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог, расположенных в границах поселения. В судебном заседании заместитель прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Тарасенко Е.А. заявленные прокурором исковые требования поддержала и просила обязать ответчика осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования. Представитель администрации муниципального образования – Глава Копьевского поссовета ФИО1 против удовлетворения исковых требований не возражал, однако пояснил, что бюджет поселения не располагает финансовыми средствами для разработки проекта организации дорожного движения. Указанный проект может быть разработан лишь за счет средств бюджета Республики Хакасия. Представитель государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД РФ «Ширинский» Л. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, письменных возражений на требования прокурора не представил. Выслушав доводы заместителя прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 9 Устава муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения поселения. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Статья 22 указанного Федерального закона предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие проектов организации дорожного движения, в том числе и для муниципальных автомобильных дорог, что является одним из условий повышения безопасности дорожного движения, и как следствие, служит целям защиты жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Согласно пунктам 4.1.1 и 4.2.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 52289-2004, в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Разметку автодорог, а также улиц в населенных пунктах следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 52289-2004 и утвержденными схемами. Как следует из Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313 разработка проектов организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки. Порядок разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги от 28 августа 1992 г. в дальнейшей работе не применяется. В соответствии с пунктом 1.4. Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который применяется на основании Письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313, заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Пунктами 5. и 6. указанного Порядка предусмотрено, что проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России и утверждается заказчиком. Согласно статье 42 Устава муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к компетенции администрации поселения. Таким образом, администрация муниципального образования как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления несет обязанность заказчика по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения в отношении муниципальных автомобильных дорог. Из приобщенных к делу документов следует, что проект организации дорожного движения администрацией муниципального образования разработан и утвержден не был. Представитель ответчика в судебном заседании факт отсутствия указанного проекта не оспаривал. Доводы представителя ответчика и представленные им документы, свидетельствующие об отсутствии в бюджете поселения финансовых средств для разработки проекта организации дорожного движения, не могут служить основанием к освобождению ответчика от исполнения требований законодательства. В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просил обязать ответчика разработать, согласовать и утвердить проект организации дорожного движения в срок до 01 января 2014 года. Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что указанный прокурором срок является явно недостаточным для выполнения требований закона, представителем ответчика не представлено. Принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, учитывая принцип разумности и справедливости, суд считает необходимым установить срок для разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения до 01 января 2014 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2014 года осуществить разработку, согласование с соответствующими контролирующими органами и утверждение проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия. Председательствующий Гладких Р.А.